Судьба отмерила "амазонке русского авангарда", первой женщине-сценографу, пионеру советского дизайна, одной из первых теоретиков современного искусства и педагогов ВХУТЕМАСа и Инхука всего 35 лет. Судьбу ее художественного наследия тоже не назовешь счастливой: первая масштабная выставка работ Любови Сергеевны Поповой состоялась сразу после ее трагической смерти в 1924 году, вторая - в 1989-м, к столетию со дня ее рождения.
Между ними - десятилетия забвения. Большая часть работ Любочки, как называли ее родные и друзья, оказалась за рубежом и до сих пор не экспонировалась на родине в полном объеме.
И вот, наконец, уникальная монографическая выставка в Еврейском музее и центре толерантности.
Московская выставка-биография призвана восполнить и досадный библиографический пробел - единственная монография о Любови Поповой вышла в 2010 году ничтожным тиражом в 150 экземпляров.
Большие светлые залы с эскизами, монументальными полотнами и конструкциями художницы (более 200 работ) перемежаются с уютными, "домашними", где по крупицам собраны свидетельства ее частной жизни - фотографии, архивные документы, открытки и письма. Профессиональное и личное переплелось в пространстве экспозиции так же тесно, как в судьбе Любови Сергеевны. Перед посетителями встает не только и не столько воинствующая авангардистка "товарищ Л.С. Попова", сколько Люба, Любочка - дочь, сестра, подруга, жена и мать.
Под птичий щебет мы встречаемся с Любочкой, одаренной дочерью богатого ситцевого фабриканта, в пасторальных пейзажах ближнего Подмосковья, где она впитывала любовь к искусству на семейных музыкальных вечерах и брала первые уроки живописи у фабричного художника Константина Орлова. Имение Красновидово и семейный особняк на Новинском бульваре Любочка рисовала много и с видимым удовольствием. Белоснежную усадьбу в 1920 году сожгут крестьяне. В 1930-е годы семью вышлют и из Москвы. Старший брат Сергей будет расстрелян в 1937-м, младший - Павел, знаменитый философ и литературовед, переживет террор и сохранит большую часть наследия сестры.
Его кубофутуристический портрет станет квинтэссенцией первого "взрослого" периода творчества Поповой.
Любочку не назовешь самородком: в Москве она училась у Константина Юона, где сложился ближайший круг ее друзей и соратников - Александр Веснин, Варвара Степанова, Александр Родченко, Надежда Удальцова, Вера Мухина... Люба единственная из них постигала азы авангарда у его основоположников в Париже. Ее друг и наставник Владимир Татлин даже просил давать ему уроки кубизма за 20 рублей в месяц. Но она отказалась, потому что увлечение формой сменилось тягой к беспредметному. В 1915 году Попова вошла в "Супремус" Малевича, откуда вынесла собственный стиль - "живописные архитектоники". За архитектониками последует еще одно, последнее новаторство в станковой живописи - конструктивистские "пространственно-силовые построения".
А между этими двумя циклами - роковой 1919 год.
В счастливом браке с историком русского зодчества Борисом фон Эдингом родился сын Максим, Сима. Как-то, упражняясь в каллиграфии, Любовь Сергеевна вывела тушью по-китайски: "Сын - ты не можешь обменять это даже на золото". Счастье материнства омрачилось страшной потерей - от брюшного тифа умер муж.
В 1921 году Попова окончательно отказалась от "искусства ради искусства" и ушла в сценографию и дизайн. Новаторская механическая установка художника-оформителя Поповой в театре Мейерхольда буквально перевернула представление о декорациях. Текстиль с ее орнаментами в духе конструктивизма в 1923 году носили все московские модницы - сегодня, спустя сотню лет, они выглядят все так же современно. Последние годы были особенно насыщены творческими поисками - словно художница спешила жить.
25 мая 1924 года Любовь Сергеевна умерла от скарлатины, всего на два дня пережив пятилетнего Симу...
Выставка Любови Поповой продлится до конца февраля.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем