издается с 1879Купить журнал

125 лет назад Александр Попов впервые в мире передал радиосигнал о бедствии в море

08:00

Александр Степанович Попов увлекался науками с юных лет, особый интерес проявлял к физике и математике. Уже в 12 ему удалось создать действующий электрический будильник.

Открытка "Броненосец береговой обороны "Генерал-Адмирал Апраксин". 1890-е гг.

Аукционный дом "Старая бумага"

Открытка "Броненосец береговой обороны "Генерал-Адмирал Апраксин". 1890-е гг.

В 1877 году Попов стал студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Его учителем был сам Дмитрий Иванович Менделеев. После окончания университета молодой ученый был приглашен в Минную школу в Кронштадте на должность преподавателя по практическим занятиям по гальванизму, высшей математике, а также заведующего физическим кабинетом. Так судьба связала Александра Степановича с военно-морским флотом.

К концу XIX века Попов стал одним из самых уважаемых ученых в области изучения электричества. Он давно задумывался над практическим использованием электромагнитных волн. И, в итоге, у него родилась идея создания прибора, принимающего электромагнитные волны на расстоянии. 7 мая 1895 года на заседании Русского Физико-Химического Общества Александр Попов продемонстрировал прибор, названный им "грозоотметчик" и предназначенный для регистрации электромагнитных волн. Изобретение Попова считается первым в мире аппаратом беспроводной телеграфии, радиоприемником. Через два года ученый успешно испытал свой аппарат. Им была установлена надежная радиосвязь на расстоянии 5 км между крейсером "Африка" и транспортным кораблем "Европа". Полноценный дебют радиоприемника Попова на практике также не заставил себя долго ждать…

Александр Степанович Попов. Начало XX в.
Александр Степанович Попов. Начало XX в. Фото: Центральный военно-морской музей им. императора Петра Великого

В ноябре 1899 года броненосец береговой обороны русского флота "Генерал-адмирал Апраксин" вышел из Кронштадта на зимовку в Либаву (ныне - Лиепая) и ночью, во время сильной метели, наскочил на подводную скалу у южной оконечности острова Гогланд в Балтийском море, недалеко от берегов Финляндии. Самостоятельно сняться с мели броненосцу не удалось. Чтобы его освободить, надо было с помощью взрывов разрушить скалу. Для этого требовалось много времени и бесперебойная связь с командованием в Петербурге. От столицы до ближайшего к месту происшествия финского города Котка проходила телеграфная линия, но до острова Гогланд она не дотягивалась. Поэтому было решено использовать беспроводной телеграф Попова.

Для спасения броненосца надо было установить две радиостанции, впервые в истории России. Одну - на Гогланде, в километре от броненосца, а вторую - на острове Кутсало, что в 5 километрах от города Котка, ближайшего населенного пункта, где имелся телеграф. Дальше в Санкт-Петербург сообщения уже шли по телеграфному кабелю.

Гарантий успеха этой затеи никто дать не мог, поскольку до сих пор максимальное расстояние, на котором успешно могли вестись радиопередачи, составляло 30 км. Здесь же расстояние между двумя радиостанциями превышало 45 километров. К тому же, дело осложняли плохие метеоусловия.

Броненосец береговой обороны "Генерал-Адмирал Апраксин". 1896 год
Броненосец береговой обороны "Генерал-Адмирал Апраксин". 1896 год Фото: Музей истории Санкт-Петербурга

Необходимое для возведения станций оборудование было завезено на Гогланд первым в мире ледоколом арктического класса "Ермак", который совсем недавно был спущен на воду со стапелей английской фирмы в Ньюкасле. Дорогостоящий ледокол был построен по заказу Российской империи и, благодаря его участию в спасении броненосца "Генерал-адмирал Апраксин", окупился в первый же год эксплуатации.

Радиомачту на Гогланде приходилось строить на голой скале. Об этой непростой работе свои воспоминания оставил помощник Александра Попова Петр Рыбкин: "Утес представлял собой настоящий муравейник. Там одновременно воздвигали для станции домик, составляли стрелы для подъема мачты, рвали динамитом углубление в скале для основания и сверлили в граните дыры для обухов. На утес являлись с рассветом и кончали работы, делая лишь один получасовой перерыв, чтобы закусить и обогреться у костра".

После успешного возведения радиомачт система Попова заработала не сразу. Устойчивая связь между Гогландом и Коткой была налажена 6 февраля 1900 года. По стечению обстоятельств, в этот же день около другого финского острова - Лавенсаари (ныне - Мощный) - оторвало и унесло в море льдину с 50 рыбаками. Сообщение об этом чрезвычайном происшествии поступило по телеграфу в Котку из Петербурга. Спасти рыбаков мог бы все тот же ледокол "Ермак", но как с ним было связаться, ведь он в тот момент находился у берегов Гогланда и физически добраться до него было невозможно.

Броненосец береговой обороны "Генерал-Адмирал Апраксин" в аварийном состоянии и ледокол "Ермак". 1899-1900 гг.
Броненосец береговой обороны "Генерал-Адмирал Апраксин" в аварийном состоянии и ледокол "Ермак". 1899-1900 гг. Фото: Центральный военно-морской музей им. императора Петра Великого

И вновь на помощь пришел беспроводной телеграф. Александр Попов лично передал сигнал бедствия "Ермаку" по радио: "Командиру "Ермака". Около Лавенсаари оторвало льдину с рыбаками. Окажите помощь". Ледокол незамедлительно вышел в море и, после многочасовых поисков, обнаружил и спас рыбаков. Этот приказ Попова стал первой официальной русской радиограммой и первым в мире сигналом бедствия в море.

О счастливом спасении рыбаков узнал главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Он высоко оценил работу Попова и одним из первых понял, насколько важно радиофицировать флот. После эпизода со спасением рыбаков Макаров послал Попову такую телеграмму: "От имени всех кронштадтских моряков сердечно приветствую вас с блестящим успехом вашего изобретения. Открытие беспроволочного телеграфного сообщения от Котки до Гогланда на расстоянии 43 верст есть крупнейшая научная победа".

К апрелю 1900 года броненосец "Генерал-адмирал Апраксин" был успешно снят со скалы. А беспроволочный телеграф, доказавший свою надежность, был принят на вооружение отечественного военно-морского флота в качестве основного средства связи.

Попов сам занимался внедрением радиосвязи на флоте. Ученый создал в Кронштадте мастерскую, в которой изготовлял корабельные радиостанции. Уже в 1901 году ему удалось увеличить дальность связи в реальных корабельных условиях до 148-150 км.

Броненосец береговой обороны "Генерал-Адмирал Апраксин" в сухом доке Либавы. 1904 год
Броненосец береговой обороны "Генерал-Адмирал Апраксин" в сухом доке Либавы. 1904 год Фото: Центральный военно-морской музей им. императора Петра Великого


Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться