На сайте Президентской библиотеки в открытом доступе появился редкий документ, раскрывающий малоизвестные факты о концентрационном лагере в Освенциме и его освобождении Красной армией.
Речь идет о докладной записке заместителя начальника Главного политуправления Красной армии Шикина начальнику Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Александрову, датированная 9 февраля 1945 года. Подлинник хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории.
В докладной записке сообщалось, что немецкий концентрационный лагерь в Освенциме состоял из 22 филиалов, размещавшихся вокруг города. В нем насчитывалось до 80 бараков, в каждом из которых содержалось 300-400 человек.
"Главное назначение лагеря - массовое истребление людей, свозимых из всех оккупированных немцами стран", - подчеркивалось в документе. В нем приводятся слова одного из военнопленных, капитана Леко Мориса, офицера армии де Голля.
"Царивший в лагере внешний порядок и музыка вначале обманывали людей, - говорил он. - Однако сильный трупный запах и быстрая молчаливая сортировка прибывавшим внушали тревогу. Обреченные на казнь уже больше не видели друг друга. Я никогда не забуду эти страшные дни в моей жизни".
"Лагерь в Освенциме страшнее лагеря в Майданеке, он раньше отстроен и дольше существовал. В нем впервые немцы применили новые средства уничтожения людей", - говорил хирург Штейнберг, француз, который провел в Освенциме три года.
Адам Курилович, бывший председатель профсоюза железнодорожников Польши, попавший в лагерь 26 июня 1941 года, рассказал советским освободителям, что лагерь с первого дня служил для истребления людей.
Он вспоминал, что поначалу орудия истребления были самыми примитивными. Обычную казнь он описывал так: конвоиры выводили заключенных на работы по рытью траншей. Во время рытья земли они били заключенных лопатами по голове, а когда те падали, ставили лопаты им на горло и нажимали на них ногой. Трупы скидывали в свежевырытые траншеи.
Однако уже 15 сентября 1941 года в Освенциме немцы опробовали газовую камеру. Со слов Куриловича, первыми в нее загнали 80 русских и около 600 поляков. Все они были умерщвлены в течение трех дней.
"Мы выносили и зарывали их трупы, так как кремационных печей в то время не было, - вспоминал Курилович. - Заключенных расстреливали ежедневно. Лагерный палач немец Лалич хвастался, что он расстреливал за день по 280-300 человек".
Показания дал и венгерский ученый, профессор Мансфельд. В лагерь его заключили за участие в международном физиологическом конгрессе в Москве. Профессора, как и многих других, освободили советские войска.
"С начала 1942 года немцы стали практиковать впрыскивание раствора карболовой кислоты в вены, затем - в аорты и наконец - в сердце, - говорил профессор Мансфельд. - Человека с завязанными глазами усаживали в кресло и вонзали шприц между ребер в сердце. Смерть наступала мгновенно.
Однажды таким способом сразу было убито 140 подростков-поляков. Палачи исследовали на заключенных различные способы умерщвления. На моих глазах одному больному впрыскивали в ногу керосин, а потом отрезали куски тела для исследования изменений, происходящих в тканях. На заключенных также применялись различные способы стерилизации людей".
В докладной записке подчеркнуто, что умерщвление людей в газовых камерах немцы считали наиболее рентабельным способом казни. В 1942 году в лагере действовало уже четыре газовые камеры, в 1943 году к ним подвели железнодорожную ветку, по которой в камеры ежедневно доставлялись сотни смертников.
В докладной записке подчеркнуто, что Освенцим 27 января 1945 года освободили советские войска, а именно часть, в которой начальником политотдела являлся товарищ Гришаев. Красная армия освободила несколько тысяч заключенных, которых немцы не успели убить или угнать в Германию.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем