70 лет назад впервые поднялся в небо второй прототип бомбардировщика Ту-95. Машину пилотировал экипаж под командованием летчика-испытателя Михаила Александровича Нюхтикова.
Строго говоря, возраст самолетов отмеряют от полета первого опытного образца. Но второй Ту-95 был с правильными турбовинтовыми двигателями НК-12, самыми мощными в мире - 12 тысяч лошадиных сил каждый. На первый самолет поставили спаренные и ненадежные 2ТВ-2Ф, он разбился в 17-м полете. Пожар третьей силовой установки, погибли четыре человека: командир, штурман, бортинженер и гражданский испытатель - у него не раскрылся парашют.
Премиальные решения
Для передачи крутящего момента на восемь шестиметровых винтов, вращающихся попарно в противоположных направлениях, был сконструирован планетарный редуктор, шедевр инженерной мысли с необычайно высоким КПД. Его создателей и разработчиков столь же эффективных пропеллеров отметили государственными премиями.
Стреловидное крыло позволило разместить отсек вооружения в середине фюзеляжа, близко к центру масс. Ту-95 получился очень сбалансированным: экономичным, простым в управлении и, как оказалось, чрезвычайно долговечным. В НАТО он получил имя "Bear" (медведь).
Самолет не просто соответствовал запросу Минобороны - доставить атомные бомбы через океан, - он мог долететь вообще куда угодно. В 2010 году пара Ту-95 установила мировой рекорд дальности полета для серийных самолетов, преодолев без посадки 30 тысяч километров с четырьмя дозаправками. География для нас - земной шар, любят повторять в дальней авиации.
Еще один показатель эффективности любой машины - число версий и модификаций. Ту-95 рекордсмен и здесь. На его базе созданы самолеты дальнего радиолокационного наблюдения, радио- и фоторазведки, летающая лаборатория для испытаний атомного авиационного двигателя, выкрашенный отражающей краской носитель "Царь-бомбы". Были пассажирская и правительственная версии - Ту-114 и Ту-116. А самыми массовыми стали стратегический бомбардировщик-ракетоносец и противолодочный самолет Ту-142. Оба оснащены штангой для дозаправки в воздухе - она снимает ограничения по дальности полета.
Первые Ту-95 возили бомбы - в том числе ядерные. В 1957 году приняли на вооружение крылатую ракету Х-20 "Комета". Это был истребитель МиГ-19 с топливным баком вместо кабины и термоядерным зарядом до трех мегатонн. "Комету" подвешивали в бомбоотсек Ту-95К, самолет доставлял ее в точку пуска и потом наводил по радио.
Вьетнамская война показала, как опасны бывают авианосные ударные группировки, и в 1968 году появились крылатые ракеты Х-22 для борьбы с ними. Спецбоеголовки здесь были послабее, зато наведение - лучше, и Ту-95 мог нести сразу три ракеты: две под крыльями и третью - полуутопленной в отсеке вооружения.
В начале 80-х на большинстве строевых самолетов смонтировали барабанные пусковые установки на шесть ракет Х-55, а модификация Ту-95МС16 несла еще 10 ракет под крыльями. В 2013 году на вооружение приняли ракету Х-101. Ее - вместе с Х-55 и модернизированными Х-22, - активно применяют в ходе спецоперации.
Несбиваемый самолет
Экипаж бомбардировщика состоит из семи человек: командир, второй пилот, два штурмана-бомбардира, радист, бортинженер и кормовой стрелок. У пушечной турели в хвосте раньше дежурили солдаты-срочники - единственные летающие в Советской армии.
Со временем часть забот по обороне воздушного судна взяла на себя электроника. Ту-95МС - самый защищенный бомбардировщик в мире, экипажи называют его "несбиваемым самолетом". Летом 1987 года в ходе эксперимента перехватчик МиГ-31, превосходящий по возможностям американский F-15, должен был сымитировать атаку на бомбардировщик. "Наблюдаю цель визуально, могу отработать пушкой, тактический пуск произвести невозможно", - доложил летчик. Бортовой комплекс обороны Ту-95МС сорвал наведение ракет "воздух-воздух". А если перехватчик МиГ-31 не может сбить самолет - он действительно несбиваемый.
К тому же, имея ракеты с дальностью полета в 5500 километров, вовсе не обязательно приближаться к цели. Можно стрелять с другого континента или вообще над своим аэродромом. Что нередко и происходит.
Ракетоносцы Ту-95МС активно участвуют в нанесении ударов по объектам инфраструктуры Украины. После их работы целые регионы сидят без света. За это самолет получил еще одно прозвище - "Выключатель".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем