издается с 1879Купить журнал

Столетие отметила партизанка Анна Иванова, расписавшаяся на Рейхстаге. "Родина" публикует ее дневники

19 февраля 2025

В мае 1945 года на стене поверженного Рейхстага среди прочих появилась и такая запись: "Здесь была Анна Иванова из Брянска". Почерк - аккуратный, девичий, но рука поставлена твердо. И это неудивительно - на войне взрослеют рано…

Анна Акимовна Иванова

Департамент здравоохранения Брянской области

Анна Акимовна Иванова

Анна узнала о войне на утро после выпускного бала, а уже осенью ее, шестнадцатилетнюю девчонку, посвятили в партизаны. В те дни фашисты уже бесчинствовали в ее родной деревне Ревны, что под Брянском. А потом и вовсе деревню сожгли - в отместку за помощь партизанам. Связь с семьей девушка потеряла, и с тех пор начался настоящий партизанский быт - лес, землянки, временные базы… И, разумеется, боевые задания.

Анне было всего семнадцать, когда ее стали брать с собой на операции, из которых можно было не вернуться. Она взрывала железнодорожные пути и поезда, подрывала мосты, уходила от преследования, уничтожала диверсантов. Каждый день - встреча со смертью… Однажды, уходя от фашистов, девушка скатилась в яму с водой, а там - трупы.... Об этом Иванова напишет в своем дневнике - обычная школьная тетрадка, почерк в которой с каждой страницей становится все увереннее, крупнее…

Анна Акимовна Иванова Фото: предоставлено ГАУК МК "Партизанская поляна"

Этот дневник сегодня можно увидеть в мемориальном комплексе "Партизанская поляна", где в аккурат к столетию Анны Акимовны отрыли выставку "Автограф на Рейхстаге". Сотрудники музея передали "Родине" некоторые фрагменты этого трогательного и в то же время бесценного документа. Мы публикуем их.

Здесь же, на выставке, подлинные фотографии Анны и ее личные вещи - зеркало, платок… Обычные вещи из женского шкафа, но на Брянщине, где партизанку-долгожительницу любят и во всем поддерживают - они уже как святыни.

… Всего в партизанском движении юная Анна пробыла год и восемь месяцев. В очередной перестрелке ее ранило, на Ан-2 девушку удалось доставить в госпиталь, где вскоре она встала на ноги и вновь отправилась на фронт. Уже - в бригаде санитарного поезда. Служба тоже не из легких. К тому же на Украине, а ее поезд тогда курсировал именно там, всегда был риск получить удар в спину.

Во время одной из остановок - прогремел мощнейший взрыв. Анна в этот момент перебегала из одного вагона в другой… Очнулась в госпитале, лицо посечено осколками… Но она снова выжила. И снова - в бой.

Фронтовой медсестрой 35-й армии участвовала в форсировании Вислы, дошла до Берлина. "Во время боев за столицу гитлеровской Германии, - рассказывают в музее "Партизанская поляна", - Анна Иванова продолжала совершать подвиги, под ураганным огнем противника она вынесла с передовой и оказала помощь 23 бойцам Красной армии. За это ее наградили орденом Славы III степени".

Анна Акимовна Иванова Фото: предоставлено ГАУК МК "Партизанская поляна"

Кстати, о наградах. У Анна Акимовны также есть орден Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степени, три медали "За боевые заслуги"…

Юная девушка ни в смелости, ни в самоотдаче, ни в чем не уступала тем, кто в мае 1945 года подошел к поверженному Рейхстагу…

Она и после Победы ничего не боялась, и работала в таких местах, где нужны силы, крепкие нервы и большая любовь. В Доме ребенка, нянечкой и заведующей яслями №6 г. Брянска, в городской поликлинике № 5.

"Родина" присоединяется к поздравлениям, которые в эти дни приходят к Анне Ивановой со всех концов страны. С юбилеем вас, великая русская женщина, с Победой!

Из дневника Анны Акимовны:

"Я выросла в большой семье. У нас было восемь мальчиков и две девочки…"

***

"И вот, 4-го октября 1941 года в наше село пришли немцы. Запомнился этот день на всю жизнь. Утро было хмурое…Забегает к нам соседский мальчик и кричит: "…немцы едут". Мы все бросились к окнам…Они ехали по центральной улице. Мама сказала идти в дом и не выходить…Вели себя немцы нагло. Днем ходили по домам, забирали всё, что под руку попадало…Однажды и к нам пришли немцы. Мы как увидели, быстрее на печку. Я платок пониже на глаза повязала…Увидела, что немцы полезли в шкаф, взяли мёд и начали есть его руками. Мама открыла шкаф и дала немцам ложки, а они ей прямо в лицо бросили их…Однажды к нам пришла Липа Карпова и сказала мне, что страна в трудном положении, и мы не должны сидеть сложа руки, а действовать… Решили провести собрание в бане под горкой… Липа провела собрание и ушла, раздав всем поручения… У нас уже и страха уже такого не было, мы знали, что уже не одиноки… К весне 1942 года у нас уже была организованная самооборона"

***

"Так было трудно! Мне было-то всего 16 лет. На руках появились кровавые мозоли. А мы шли все дальше и дальше, ночевали в палатках и еду готовили на костре, потому что до дома было очень далеко".

***

"В 1941-м году приехала поступать в медицинское училище. И не поступила, опоздала. Думаю, в следующем году поступлю".

***

"Шли по одной тропинке, чтобы веточка не хрустнула. Тяжело было нести раненых, одни кости… Когда пришли в лес, командир сказал, что здесь и будем зимовать. Будем строить землянки… Нас, девчат, отправили заготавливать овощи на поля, где всё уже было убрано…Трудностей в отряде было очень много, мы все были плохо одеты…"

***

"Отлично помню, как это было - своё первое боевое задание. Требовалось взорвать несколько километров железной дороги на участке Синезёрки - Клюковники… Нелегко было подойти и к железнодорожному полотну - всё было опутано сигнальной проволокой… Мы установили мины, вставили бикфордовы шнуры, но немного замешкались с тем, чтобы поджечь их, потому что отсырели спички. Хорошо, что в запасе всегда был кремень. По команде "Отход!" быстро скатились с насыпи. Прогремели взрывы, и спустя мгновение немцы открыли по нам огонь. Когда убегали от немцев, я немного отстала. А потом и вовсе оторвалась подошва у моего сапога… В страхе, что фашисты пустят по следу собак, взобралась на какой-то холмик, а по нему скатилась в яму с водой. Холодная вода взбодрила меня. И вдруг почувствовала, что нога моя упирается во что-то твёрдое. Я провела рукой под водой и вскрикнула от ужаса - яма была полна человеческих трупов! Кое-как выбравшись из воронки, подвязала мокрый сапог платком и пошла в ту сторону, откуда, предположительно, мы шли на задание. Чуть живая добралась до первого поста, а оттуда в отряд. Девочки встречали меня со слезами на глазах, думали, что погибла…".

Анна Акимовна Иванова Фото: предоставлено ГАУК МК "Партизанская поляна"

***

"К нам в отряд прибыли девчата из других районов. Из Салтановки, Зелепуговки, Алтохова. Командование распорядилось построить еще землянки и создать новый отряд, мы еще не знали название. А когда присягу принимали, то утвердилось командиром Николаем Петровичем Кондаковым название нашего отряда - им. Крупской, бригады "Смерть немецким оккупантам. В конце декабря 1942 года случилась большая беда… Немцы окружили жителей, где находилась я. Всех построили, били, кричали на жителей, допрашивали, где партизаны. Все молчали…У зверей поднялась рука стрелять в детей. Когда всех расстреляли, пошли в лагерь, где находились наши девчата. Они были не далеко и слышали стрельбу. Фашисты прибыли, а наши девчата уже ушли. Так они от злости взрывали гранатами ямы с запасами овощей…".

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться