В Хабаровском краеведческом музее имени Гродекова проходит выставка "Наши пики - те же кисти, или русские не сдаются!", приуроченная к 110-летию вступления России в Первую мировую войну.
![Бой под Саракамышем. Бой под Саракамышем.](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2025/02/20/sarakamysh-lubok_839.jpg)
Бой под Саракамышем.
Гвоздь программы - 22 подлинных агитационных плаката, выпущенных в 1914-1915 годах. На Дальний Восток они попали более сорока лет назад из частной коллекции - обтрепанные и выцветшие. Но благодаря титаническим усилиям специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря всем печатным свидетелям эпохи возвращен первоначальный облик.
Первая мировая война, принесшая горе в миллионы домов, дала и мощный толчок для возникновения новых художественных течений: футуризм и экспрессионизм, кубизм и конструктивизм. Появились и новые жанры изобразительного искусства, в числе которых - агитационный плакат.
Считалось, что плакаты должны поднимать боевой дух войск и патриотические настроения в тылу. А значит - носить шапкозакидательский характер. Вне зависимости от истинного положения на фронтах, свои солдаты представлялись исполинскими богатырями, неприятель - жалким ничтожеством. Ну а какой жанр подходит для решения этой задачи лучше всего? Конечно, русский лубок - популярнейшие в народе примитивные картинки с короткими подписями.
В результате синтеза двух жанров и родился русский военный агитационный плакат. Как правило, на нем представлялись картины подвигов, карикатуры на противника и всевозможные сцены с призывом пожертвовать на нужды фронта. Причем, в создании агиток участвовали и крупнейшие художники-живописцы и графики.
Уже в августе 1914 года меценат Г.Б.Городецкий открыл издательство "Сегодняшний лубок" и привлек к сотрудничеству видных представителей российского кубофутуризма. Рисунки для плакатов делали Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Аристарх Лентулов, Михаил Ларионов. Все короткие стихотворные тексты написаны Владимиром Маяковским. Этот издательский проект продлился чуть более двух месяцев, но было выпущено около 50 открыток и 23 плаката-лубка.
Однако наиболее массовый выпуск агитационных плакатов приходился на долю "Товарищества И.Д.Сытин и К". Крупнейший российский книгоиздатель и просветитель Иван Дмитриевич Сытин уделял особое внимание выпуску лубочных картин на военную тему. В годы Первой мировой тиражи возросли многократно. Выпущенные сытинским издательством плакаты отличались реалистичностью и тщательной прорисовкой самых мелких деталей, яркой цветовой гаммой. Обязательно указывались имена изображенных на плакате, помещался краткий текст о событии.
Помимо агитационных плакатов посетители Хабаровской выставки могут ознакомится с боевыми наградами, оружием, подлинными документами и фотографиями времен Первой мировой войны, а также посмотреть анимационный фильм о ключевых сражениях первых месяцев войны с участием русской армии.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем