издается с 1879Купить журнал

Расшифрована надпись царя царей Фарнака

09:11

Российские ученые расшифровали посвятительную надпись, обнаруженную при исследованиях храма Зевса Генарха на городище Артезиан в Приазовье.

Можно предположить, что статуе Зевса Генарха могли быть приданы черты Фарнака.

Журнал "Проблемы истории, филологии, культуры"

Можно предположить, что статуе Зевса Генарха могли быть приданы черты Фарнака.

Согласно посвятительной надписи на архитраве, храм сооружен царем Фарнаком (63-51/50 гг. до н.э.), сообщает Институт археологии РАН. Содержание надписи позволило узнать о военной акции Фарнака против крымских скифов, а также о титулатуре царя и древнем названии храма.

Полностью научная статья опубликована в журнале "Проблемы истории, филологии, культуры". Ее авторы - доктор исторических наук, профессор, директор Центра археологических исследований МПГУ Николай Винокуров и доктор исторических наук, профессор, независимый исследователь Валерий Яйленко - рассказывают о храме, обнаруженном в 2023 году на южном теменосе городища Артезиан.

От храма остался мощный фундамент, он покоится на фундаменте предшествующего храма чуть большего размера. На архитраве храма найдена надпись. Ее небольшая, но важная часть, к сожалению, оказалась утрачена. Тем не менее, оставшуюся часть удалось расшифровать и понять ее содержание.

"Фарнак получил царскую власть на Боспоре в 63 году до нашей эры от римлян за измену отцу, Митридату VI, и правил тут по 51/50 г., когда удалился в Понт, - пишут ученые. - Стало быть, его вотивная надпись относится ко времени между 63-51/50 гг. Она сделана на дорическом архитраве храма".

Расшифровка надписи позволила определить, что храм посвящен Зевсу Генарху и Сотеру. Судя по всему, Фарнака называли "великим царем царей". Возможно, свой титул он унаследовал от отца.

Кроме того, Помпей дал Фарнаку звание "друга и союзника римлян", которым царь поначалу пользовался, но затем отказался от него "ввиду своих антиримских убеждений".

Надпись рассказывает о Фарнаке, "победившем скифов да тавров", а также упоминает древнее наименование крепости, которое можно перевести как "Царская крепость".

"С чем связано упоминание в надписи жителей крепости, в общем понятно: она сыграла важную роль в победе Фарнака над скифами, потому он и поставил здесь памятный храм; возможно, тут произошло решающее сражение", - отмечают исследователи.

В результате текст надписи перевели так: "Великий царь царей и Спаситель Фарнак, победив скифов, за койранеонян (?) посвятил храм Зевсу Родоначальнику и Спасителю".

"Действительно, в пределах Крыма, начиная с присоединения Боспорского царства к державе Митридата Евпатора на исходе II в. до н.э., противниками и Митридата, и зависимых от Рима последующих боспорских царей были таврические скифы, - следует из работы.

…Войны с крымскими скифами достались Фарнаку в удел генетически, и мы имеем в виду не только продолжение им войн отца с ними, но и исторически более глубинную генеалогию крымцев: они - остаток некогда могущественного народа царских скифов, которые господствовали в северо-черноморских степях с VI в., на юго-востоке по Тамань включительно".

Еще одной удивительной находкой стала голова большой беломраморной статуи - длинноволосого зрелого широколобого бородатого мужчины, изображенного с диадемой, со спокойным властным выражением лица.

Находка исключительна для Боспора, отмечают исследователи. Но аналогии имеются среди эллинистических скульптур из Малой Азии и Средиземноморья: например, голова Зевса из Археологического музея Фессалоник и более поздние римские копии из Эфесского музея и Римского национального музея.

"Не исключено, что артезианский храм был связан с почитанием обожествленных боспорских династов, - предполагают ученые. - Намеком на царское достоинство изображенного персонажа может выступать широкая диадема в верхней части лба под волосами. Можно предположить, что статуе Зевса Генарха могли быть приданы черты Фарнака".

Судя по размерам головы (диаметр 192 мм, высота 240 мм), статуя соответствовала среднему росту человека и была изготовлена высококлассным мастером в позднеэллинистической традиции из массива белого мрамора с небольшими светло-серыми прожилками. Вероятно, скульптура стояла в самом храме или перед ним, на прямоугольном мраморном возвышении.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться