издается с 1879Купить журнал

55 лет под "Белым солнцем пустыни": легендарный фильм отметил очередной юбилей

30 марта 2025

30 марта 1970 года в СССР в широкий прокат вышел фильм режиссера Владимира Мотыля в жанре истерн "Белое солнце пустыни" о приключениях в Средней Азии отважного красноармейца Федора Сухова, неопытного Петрухи и бывшего царского таможенника Верещагина.

Николай Годовиков в роли Петрухи и Анатолий Кузнецов в роли Сухова в кинофильме "Белое солнце пустыни". 1970 год

РИА Новости

Николай Годовиков в роли Петрухи и Анатолий Кузнецов в роли Сухова в кинофильме "Белое солнце пустыни". 1970 год

Это был наш ответ американским вестернам, и ответ настолько убедительный, что вот уже больше полувека многие поколения наших соотечественников любят и смотрят эту киноленту, давно разошедшуюся на цитаты, и твердо помнят слова заглавной песни фильма "Ваше благородие" на стихи Булата Окуджавы и музыку Исаака Шварца.

В это сегодня сложно поверить, но был момент, когда судьба картины висела на волоске, и, если бы не счастливое стечение обстоятельств, "Солнце" навсегда бы "скрылось за тучами".

Идея киноленты "Белое солнце пустыни" родилась на волне успеха другого истерна - дилогии "Неуловимые мстители". Правда, в то время такого термина, как "истерн" - в переводе с англ. - "восточный" - еще не существовало. Так, гораздо позже, стали называть вид советских приключенческих фильмов, действие которых разворачивается на юге страны, в Центральной Азии или на Кавказе. Заниматься реализацией проекта было поручено ЭТО - "Экспериментальному творческому объединению", обладавшему достаточно большой творческой свободой. Под крылом ЭТО свои лучшие фильмы сняли Георгий Данелия, Леонид Гайдай, Никита Михалков. Но первым крупным художественным успехом для студии стало именно "Белое солнце пустыни".

Изначально предполагалось, что работать над картиной будет Андрей Кончаловский: он должен был написать сценарий и выступить режиссером. Но первый вариант сценария под рабочим названием "Басмачи" руководство ЭТО не устроил. Кончаловскому дали новых соавторов. Ими стали Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков. Во время сбора материала Ежов услышал историю о том, как басмач сбежал и оставил в пустыне свой гарем. Это стало основой для нового сценария, который был закончен в июне 1967-го. Андрей Кончаловский покинул проект, получив более интересное для него предложение экранизировать роман Тургенева "Дворянское гнездо". А значит надо было искать нового режиссера, что оказалось совсем непросто. Взяться за работу отказались и Юрий Чулюкин, и Витаутас Жалакявичюс, и Андрей Тарковский.

В итоге, обратились к режиссеру картины "Женя, Женечка и "катюша"" Владимиру Мотылю. Хотя и были опасения в его неблагонадежности: фильмы Мотыля шли вразрез с линией партии. Но поскольку сценарий под новым рабочим названием "Пустыня" был написан не им, то руководство ЭТО решило пойти на риск.

Мотыль отказывался дважды. Лишь обещание творческой свободы смогло убедить его взяться за этот проект. Наконец, осенью 1967-го картину включили в тематический план Комитета по кинематографии СССР на следующий год. Но не без дополнительных условий: персонажи Сухов и Верещагин должны были трансформироваться в примерных красноармейца и таможенника, а также в съемках надо было задействовать киностудии среднеазиатских советских республик. Когда все эти условия были выполнены, сценарий приняли в работу. Именно тогда заместитель председателя Госкино Владимир Баскаков предложил для фильма новое название - "Белое солнце пустыни", ставшее окончательным.

Афиша фильма "Белое солнце пустыни". 1970 год
Афиша фильма "Белое солнце пустыни". 1970 год Фото: Аукционный дом "Игрек"

Кастинг начался в январе 1968 года. Главными претендентами на роль красноармейца Сухова стали Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. И хотя предпочтение было отдано первому, из-за проблем с алкоголем Юматов сниматься не смог. Роль досталась Кузнецову.

На роль Павла Верещагина пригласили театрального актера Павла Луспекаева. У него были проблемы со здоровьем: в годы Великой Отечественной войны Луспекаев сильно обморозил ноги и лишился фаланг пальцев. Но сниматься ему это не помешало. Луспекаев отказался от костылей в кадре и все трюки старался исполнять сам. Чтобы актер мог свободно ходить, в его сапоги специально вмонтировали особые металлические опоры. Роль Верещагина для Павла Луспекаева стала ярким прорывом в карьере и одновременно последней ролью. Актера не стало спустя месяц после выхода фильма в прокат.

Дольше всего создатели картины искали актера на роль Петрухи. В итоге им стал молодой Николай Годовиков, ранее сыгравший у Мотыля эпизодическую роль. Саидом стал Спартак Мишулин, Абдуллой - грузин Кахи Кавсадзе. Жен для гарема Абдуллы искали по всему Советскому Союзу. В роли самой юной жены, Гюльчатай, снялись сразу две девушки. Татьяна Денисова - студентка Московского циркового училища - и Татьяна Федотова - ученица балетного училища. Озвучивала Гюльчатай актриса Надежда Румянцева. Жену Сухова - любезную Катерину Матвеевну - сыграла журналистка, телеведущая и редактор Галина Лучай.

Съемки начались в июле 1968-го и проходили в разных местах. Сны Сухова снимали под Ленинградом, а основные декорации были выстроены в Дагестане близ Махачкалы на берегу Каспийского моря. Еще одной локацией стала территория Древнего Мерва в Туркменистане.

Экспортная афиша фильма "Белое солнце пустыни". 1970-е - 1980-е гг.
Экспортная афиша фильма "Белое солнце пустыни". 1970-е - 1980-е гг. Фото: Аукционный дом "Художественный"

Первый этап съемок был закончен в начале 1969 года. Григорий Чухрай, художественный руководитель ЭТО, изучил отснятый материал и остался недоволен его качеством. Он хотел либо совсем закрыть картину, либо сменить режиссера. Фильм, снятый уже на две трети, находился под угрозой перерасхода средств и оказался законсервирован на четыре месяца. В дело вмешалось Министерство финансов. Оно отказалось списать более 300 тысяч истраченных рублей. Было решено выделить дополнительные средства и все-таки закончить фильм.

Главной претензией к Владимиру Мотылю было то, что он снял слишком трагическую картину. Поэтому творческая группа переписала отдельные сцены, полностью изменила финал. Новый вариант был готов к сентябрю 1969 года, но и он, в итоге, не был принят.

Фильм мог "лечь на полку" надолго, но в дело вмешался случай. В то время на дачах высшего руководства страны были устроены домашние кинотеатры, где демонстрировались вышедшие и не вышедшие в прокат западные и отечественные картины. Такой кинотеатр был и у генсека ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева - большого поклонника фильмов в жанре вестерн. В преддверии ноябрьских праздников 1969 года генсеку должны были привезти очередную иностранную новинку, но ничего подобного в Особом отделе Госкино в тот момент не оказалось. В качестве альтернативы вестерну генсеку предложили посмотреть новый истерн - "Белое солнце пустыни". Брежневу фильм понравился. После его высокой оценки кинолента просто не могла не выйти в широкий прокат.

Премьера "Белого солнца пустыни" состоялась в столице. В первый год его посмотрели 35 миллионов зрителей. Лидером прокат фильм не стал, но безусловную народную любовь заслужить успел. И еще превратился в своеобразный талисман для отечественных космонавтов. Посмотреть накануне старта "Белое солнце пустыни" считается у них доброй приметой.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться