издается с 1879Купить журнал

Сказочное зверье Скопина "поселили" у Кремля

30 марта 2025

Выставка "Сказочные образы в русской керамике" открылась в стенах Государственного исторического музея. Экспозиция камерная, но необыкновенно удачно вписанная в среду места. Затейливые орнаменты потолка и стен, отсылающие к фрескам XVII века и русским узорам, прекрасно дополняют экспозицию, посвященную уникальному и загадочному явлению в русском искусстве последней трети XIX - начала ХХ века - художественной керамике Скопинского уезда Рязанской губернии.

В этих изделиях вы не найдете тонкой проработки форм и вычурных орнаментов. Единственным декором здесь служит потечная глазурь, которая при обжиге в печи течет будто акварель, образуя переливы. "Просчитать" цветовую палитру на выходе часто не может даже мастер.

Кроме уникальных глазурей подивиться можно богатой фантазии народных мастеров. И это, наверное, главное. Кроме традиционных для керамики грифонов, львов, двуглавых орлов, есть здесь звери презабавные - к примеру, крокодил-лягушка или слон, похожий на длинноногую собаку. Дело в том, что таких заморских зверей не было в рязанской глубинке, их образы художники подсматривали в книгах и лубочных картинках. Ну а там со сходством было не очень. Кстати, львы у скопинских мастеров достойные и близки к оригиналу.

Крокодил-лягушка - любимец посетителей выставки. Фото: Татьяна Румянцева

Годом основания скопинского гончарного промысла считается 1640-й, когда было документально зафиксировано первое имя местного гончара - Демка Киреев, сын Берников. К середине XIX века в регионе действовало около 40 керамических мастерских и заводов, производивших глиняную утварь, кирпичи и черепицу. В 1860-е годы здесь начинают производить художественную керамику. Местные художники, соперничая друг с другом, создавали оригинальные скульптурные сосуды. Промысел этот просуществовал до 1917 года.

Первые мастера, начавшие изготовление скульптурных сосудов, - братья Федор и Василий Оводовы. Именно с именем Федора Оводова местная легенда связывает рецепт знаменитой потечной глазури Скопина, которую он подсмотрел во время ученичества у липецкого мастера и раскрыл его односельчанам лишь на смертном одре. В конце 1860-х годов появляются не менее знаменитые гончары - Тащеевы, Желобовы, Максимовы и Пеленкины.

Все изделия делали на гончарном круге. Части предметов - ножка, шейка, ручка, носик и крышка - формировались отдельно, а тулово сосуда вытачивалось в форме банки или горшка. Ну а потом, куда уж фантазия выведет - кувшин мог "превратиться" в медведя, барана, слона. Из персонажей сосудов, квасников и кумганов Скопина может получиться целая сказочная страна. Кроме заморских зверей, есть здесь и оригинальные - царь-птица Скопа, защитники Полканы - богатыри и лесовики, грустные рыбы, мужики-горожане в шляпах. Причем, частенько персонажей своих скопинские художники "смешивали" - русский мужичок мог оказаться на восточном слоне. Из такой красоты не принято было есть, это были коллекционные штучные вещи. Изготавливали их на продажу в городе.

Заморских зверей не было в рязанской глубинке, их образы художники подсматривали в книгах и лубочных картинках. Фото: Татьяна Румянцева

Хорошо шел такой товар на рождественских и пасхальных ярмарках в Москве, Рязани, Туле, Харькове. Произведения мастеров получили и международную известность. Сосуды, созданные Оводовыми, были удостоены серебряной медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Покупали сосуды из Скопина в коллекции и российские меценаты и художники. Они были в собраниях Щукина, Васнецова, Поленова и многих других. А вот сосуды на выставке - это коллекция Алексея Бахрушина, переданная в музей в 1905 году.

Что касается современного положения дел с керамикой в Скопине, то здесь есть Скопинская фабрика художественной керамики, однако объемы производства и сбыт далеки от дореволюционных. В конце прошлого года правительство региона выразило намерение приобрести фабрику в госсобственность, а это дает надежду на развитие промысла.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться