издается с 1879Купить журнал

Доклад для партсобрания помог написать... мулла

Вопреки официальным установкам, духовенство и власть в Татарии в 1920-х годах активно взаимодействовали

Татарские муллы начала ХХ века.

Татарские муллы начала ХХ века.

Религия и государство - отдельно

Революция, произошедшая в начале прошлого века, поставила своей целью создать равноправное общество, а граждан освободить от ига "эксплуататоров". Именно так называли тех, кто использовал наемный труд, владел капиталом и был враждебно настроен к перспективе всеобщего равенства. В этот разряд попало и духовенство. Выдавливание духовных лиц из социальной структуры определялось идеологическими установками советского руководства. В.И. Ленин утверждал:

А.В. Луначарский (1875-1933).

"Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований". Отсюда лидер революции делал вывод, что "религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью"1. Однако реальность формировалась вопреки таким ожиданиям. Так, по крайней мере, было в Татарской республике.

"Прошу исключить меня из списков мулл"

Безусловно, некоторые представители духовенства, испугавшись реалий, попросту решили отказаться от сана. В этом случае в местную избирательную комиссию ими подавались соответствующие заявления.

Одно из таких от бывшего муллы деревни Ахманово Вахитовской волости Мамадышского кантона Гаяза Гайнанова больше напоминало покаяние:

"В настоящее время я хорошо понял, что религия вещь ненужная и отрава для народа, - и поэтому, не желая в дальнейшем отравлять народ - слагая с себя сан муллы, прошу исключить меня из списков мулл и признать меня гражданином"2.

Но такие случаи, весьма желательные для идеологов атеизма и широко освещаемые в печати, были редкими примерами "самообличения" духовных лиц. Известный советский этнограф и религиовед Николай Михайлович Маторин отмечал, что к концу 1920-х гг. в Татарской республике сложило сан немногим более 200 мулл, что составило 4% их общего количества3.

Не богохульствуй!

Большинство остававшихся на службе представителей духовенства пытались влияние на прихожан. Как это было возможно? С завершением Гражданской войны в стране развернулась новая экономическая политика. Ее реалии оказались неоднозначными. С одной стороны, священнослужители тогда были главной мишенью уничижительной критики. С другой, грубое вмешательство в частную жизнь советских граждан еще не приобрело своего трагического размаха, и духовенство находило пути адаптации к новым политическим условиям.

П.М. Дульский (1879-1956).

Каким же образом? Для начала - проведением собственных идеологических контрмер. В ответ на насаждаемый негативный образ священника сами духовные лица клеймили безбожников. Так, например, в городе Свияжске монахини рассказывали, что одна коммунистка "обрядилась на спектакле Христом, и вот за это всю ее скорчило, язык вытянуло на аршин изо рта - тут же она и померла на сцене".

Согласно другой легенде, один красноармеец, отслужив свой срок, вернулся домой и захотел истопить баню. "Старуха сказала, что дров нету. Сын взял, расколол иконы и истопил баню. Вот, когда он парился, приходит старичок (а это был Николай Угодник) и спрашивает: "Что, сынок, паришься?" - "Парюсь". - "Ну, будешь двадцать пять лет париться". Захлопнулась дверь бани - и нет старика. Комсомолец захотел выйти вон - да не тут-то было. Так он и сейчас парится"4.

Дружба лучше ссоры!

Немалая часть прогрессивно настроенного духовенства осознавала важность регулярных контактов с паствой, участие в решении не только ее религиозных, но и повседневных, хозяйственных нужд. Недаром сводки ОГПУ фиксировали факты сближения православного и мусульманского духовенства в борьбе за прихожанина5.

Умные священнослужители понимали, что для результативной работы с прихожанами нельзя игнорировать органы местной власти - сельсоветы. Важно не только с ним не ссориться, но и стараться привлечь их на свою сторону. И тогда будет успех.

Например, сельсоветы активно внимали нуждам священнослужителей при наделении земельными участками. В 1927 г. в деревне Старое Семиостровье одноименной волости Мензелинского кантона председатель сельсовета отвел трем муллам участок луговых угодий размером в 45 десятин6. В Арском кантоне в пользование мечети председатель сельсовета выделил лучший участок земли7.

Делалось это вполне осознанно, о чем говорит следующий пример. В деревнях Адав-Тулумбаево и Сиушево Буинского кантона муллы получили дополнительные земельные наделы. Когда кантонный исполнительный комитет (вышестоящий властный орган. - Авт.) попытался передать эти земли крестьянским комитетам, председатель сельсовета заявил: "Земля наша и муллы наши... а потому как хочу, так и распределю землю"8. Одновременно оказывалась поддержка и самим духовным лицам. В селе Лесные Моркваши Свияжской волости одноименного кантона местный сельсовет произвел самообложение крестьян на содержание священников в размере 7-10 фунтов зерна с едока9. Председатель сельсовета села Карманова Челнинского кантона продал участок общественной земли, деньги передал мулле на содержание мечети10.

Секретарь партячейки на защите священника

Помощь священнослужителям оказывалась не только в виде сборов. В некоторых случаях речь шла о социальной поддержке духовных лиц, защите их от посягательств безбожников. Так, например, председатель Ивановского сельсовета Ильинской волости Арского кантона вынудил одного местного крестьянина, обидевшего священника, публично перед ним извиниться, поклонившись в ноги11. В Бугульминском кантоне секретарь сельсовета поднял вопрос об увольнении учителя за "антирелигиозный уклон в его работе"12.

Религию называли и "дурманом", и "опиумом", но из-под ее влияния выходили неохотно. Фото: Государственный архив республики Татарстан

Порой на защиту прав священнослужителей выступали и более высокие властные структуры. Когда в Спасский кантон прибыл крупный церковный чин, административный отдел кантонного исполнительного совета дал санкцию всем волостным и сельским советам оказывать ему полное содействие13. В камере Нарсуда второго участка Бугульминского кантона в апреле 1927 г. разбиралось дело по иску Бугульминского волостного исполкома (ВИКа) к священнику села Крым-Сарай Бугульминской волости на сумму 150 руб. Защитником священника выступил ответственный секретарь ячейки ВКП(б), доказывая неправомерность иска со стороны ВИКа14. Поневоле вспоминались слова А.В. Луначарского: "Коммунист-христианин - явление абсурдное".

Сельсовет нанимает священника

"Абсурд" ситуации, с точки зрения идеологов атеизма, состоял и в том, что именно представители местной власти, призванные по своему положению поддерживать идеологию безбожия, принимали порой ключевые решения в вопросах постройки культовых зданий, приглашения священнослужителей и т.д. В Мензелинском кантоне некоторые сельсоветы расходовали деньги на ремонт церквей и наем певчих15. Матвеевским сельсоветом Ново-Мазинской волости этого кантона было выдано удостоверение церковному совету на сбор пожертвований для ремонта церкви16.

В деревне Габья Челнинского кантона в 1925 г. на нужды церкви были отданы дрова, предназначавшиеся для отопления школы, а председатель сельсовета по просьбе попа составил список верующих17. В селе Тоншерины Буинского кантона в июне 1927 г. местный сельсовет принял решение нанять нового священника18. Аналогично поступил председатель сельсовета села Тихоново Тетюшского кантона, скрепив ходатайства верующих своей подписью и печатью19.

Утром - сельсовет, вечером - мечеть...

Активизация религиозной деятельности органов власти проявлялась в дни церковных праздников или важных для прихожан событий. В мае 1926 г. в деревне Старое Утяганово Черкасской волости Елабужского кантона председатель сельсовета собрал общих сход по вопросу встречи иконы из Елабуги. Секретарь того же совета подрабатывал составлением приговоров по церковным делам20.

Членская книжка Союза воинствующих безбожников СССР.

В связи с разрешенным административным отделом Татарского обкома ВКП(б) крестного хода с иконой Спасителя из Елабужского собора в Елабужском кантоне наблюдалось содействие почти всех сельсоветов к организации подвод для встречающих икону21. Некоторые партийные работники, имея связи с муллами, советовали им, как лучше организовывать религиозные школы, выбирая для них наиболее отдаленные селения22.

Подобных случаев отмечалось так много, что в секретной сводке информационно-статистического подотдела Татарского обкома ВКП(б) от 10 октября 1927 г. констатировалось, что "сельсоветы иногда берут организационный почин по религиозным вопросам"23.

При столь плотном взаимодействии сельсоветов с религиозными структурами не вызывает удивления и факт совмещения должностей: низовые органы власти порой возглавляли активные участники религиозных обществ. В деревне Юлтимирово Челнинского кантона благодаря стараниям председателя местного сельсовета была построена мечеть. Будучи одновременно и мутавали (попечителем имущества, пожертвованного мечети), председатель сельсовета разыскал дом для мечети в одной из ближайших деревень, организовал перевозку здания. На достройку был использован лес, дополнительные средства изыскали путем организации сборов с местных крестьян24. Недаром исследователь П.М. Дульский еще в 1923 г. во время этнографической экспедиции обратил внимание на появление новых мечетей в татарских селениях25. Порой доходило до курьезов. Например, председатель Кулле-Киминского сельсовета Тетюшского кантона, также по совместительству мутавали, отказывался принимать посетителей по пятницам, проводя этот день в мечети26.

Заявление в партию под диктовку муллы

Со своей стороны, сами представители духовенства, совместно с местными религиозными советами, выполняли некоторые административные функции. Так, в деревне Татарский Кандыз Бугульминского кантона вдовам и семьям красноармейцев помощь оказывали муллы из фондов мечети. Одна семья получила 50 руб., другая - пуд крупы27. Мулла этой деревни в 1927 г. потребовал от председателя сельсовета выплатить местным крестьянам страховое вознаграждение за зарезанных заразных коров28. Сводки ОГПУ отмечали большую активность духовенства, которое "значительно изменило методы своей деятельности в сторону большего приспособления к советской действительности"29.

Е. Чепцов. Заседание сельской ячейки. 1924 г.

Некоторые примеры подобной активности духовенства были приведены в докладе инструктора обкома ВКП(б) Мухутдинова. Во время проверки состояния работы партийных ячеек Чистопольского и Мензелинского кантонов в июне 1926 года чиновник обратил внимание на то, что председатель одного из сельсоветов обратился за помощью к мулле. Последний помог собрать людей для починки моста. Другой мулла помог местной учительнице написать заявление для вступления в партию, он же оказал помощь местным партийцам составлять тезисы для докладов, проводил выступления среди крестьян на тему о сельском хозяйстве30.

Доклад в мечети о политике

Часть духовенства, опережая время, даже стремилась участвовать в агитационных мероприятиях. Во время советско-английского конфликта 1927 г. сводки ОГПУ фиксировали случаи повсеместного обращения мусульманского духовенства к партийным и советским организациям с просьбами разрешить им в мечети делать доклады "о недопустимых выходках со стороны английского правительства по отношению к советским учреждениям, находящимся в Англии"31. В одной волости Бугульминского кантона жена муллы добилась разрешения сделать доклад на делегатском собрании об охране здоровья матери и ребенка32.

Между тем использование духовенством подобных форм общения с населением для представителей самих властных органов оказывалось крайне нежелательным, поскольку грозило утратой ими авторитета. По такой причине было отказано в проведении политической проповеди мулле третьего прихода деревни Ново-Альметьево Старо-Альметьевской волости Чистопольского кантона Хафизу Таишеву. Последний обратился в ТатЦИК с заявлением о желании провести проповедь по поводу революционного праздника 7 ноября33. В ответе председателя волостного исполнительного комитета Старо-Альметьевской волости Чистопольского кантона было указано:

"Поскольку мечети являются местами лишь исполнения религиозных обрядов и отвлеченных от государства и будучи Вы сами лишены гражданского права, Вам отказывается в просьбе. Наоборот, от подобных действий следует строго воздерживаться"34.

Мечеть в деревне Толкиш. Чистопольский район. 1920-е гг.

Таким образом, социально-политические реалии 1920-х гг. создали уникальный симбиоз официальной и фактической сторон жизни. Восприятие крестьянами советской власти как власти народной естественным образом допускало включение в общественную жизнь священнослужителей.

Со своей стороны, часть духовенства, вместо того, чтобы ощущать себя "лишенцами", продолжала укреплять свое влияние и авторитет. Взаимное признание и понимание общности задач сохранения традиционных ценностей позволяло находить механизмы взаимодействия гражданских и церковных институтов. Даже проводимая атеистическая политика не смогла остановить этот процесс.

  • 1. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. М., 1968. Т. 12. Октябрь 1905 ~ апрель 1906. С. 142-147.
  • 2. Документ о сложении сана муллы // Новая деревня. 1924. N24. С. 11.
  • 3. Маторин Н. Религия у народов Волжско-камского края прежде и теперь. М, 1929. С. 145.
  • 4. Там же. С. 128.
  • 5. Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ). Ф. 15. Оп. 2. Д. 92. Л. 32.
  • 6. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 91. Л. 44.
  • 7. ГА РТ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 4. Л. 12.
  • 8. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 91. Л. 45.
  • 9. Там же. Л. 45.
  • 10. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 92. Л. 261.
  • 11. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 355. Л. 77-78.
  • 12. НА РТ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 4. Л. 12.
  • 13. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 69. Л. 120 об.
  • 14. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 318. Л. 143.
  • 15. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 70. Л. 23.
  • 16. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 318. Л. 306.
  • 17. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 1. Д. 1378. Л. 2.
  • 18. ГА РТ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 11. Л. 41 об.
  • 19. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 92. Л. 213.
  • 20. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 91. Л. 56.
  • 21. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 318. Л. 117.
  • 22. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 1. Д. 857. Л. 73.
  • 23. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 318. Л. 330.
  • 24. Там же. Л. 378.
  • 25. Дульский П.М. Искусство казанских татар. М., 1925. С. 8.
  • 26. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 92. Л. 213.
  • 27. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 355. Л. 99.
  • 28. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 318. Л. 399.
  • 29. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 251. Л. 99.
  • 30. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 69. Л. 46.
  • 31. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 317. Л. 9.
  • 32. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 251. Л. 100.
  • 33. ГА РТ. Ф. 15. Оп. 2. Д. 172. Л. 155-155об.
  • 34. Там же. Л. 154.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться