Моряки Тихоокеанского флота нашли в заливе Петра Великого советскую подлодку типа "Малютка", погибшую во время Великой Отечественной войны. Поиски корабля продолжались 20 лет, большую помощь в них оказали ветеранские организации.
"Предположительно обнаружена дизельная субмарина М-49, связь с которой была потеряна 16 августа 1941 года. Вместе с подлодкой погиб ее экипаж, 22 человека", - сообщила пресс-служба ТОФ.
Моряки обследовали найденный на дне залива объект с помощью подводных дронов. По размерам, форме и вооружению он соответствует подлодке "Малютка".
Две субмарины Тихоокеанского флота, М-49 и М-63 пропали 10-17 августа 1941 года при выполнении боевого задания в юго-западной части залива Петра Великого.
Поисковые работы начались в 2005 году. В разное время в них участвовали гидрографическое судно "Вице-адмирал Воронцов", научно-исследовательский парусник "Искра" и другие силы флота.
"Малюткой" подлодку назвали из-за миниатюрных - по морским меркам, - размеров. Корабль можно было перевозить, не разбирая, по железной дороге - ради этого его длину ограничили 37 метрами. Максимальная ширина корпуса составляла 3,5 метра, водоизмещение 258 тонн.
Чтобы ускорить погружение, корпус субмарины впервые в мире сделали цельносварным. Вооружена подлодка была двумя носовыми торпедными аппаратами без запасных торпед и 45-мм пушкой. Тактику применения "Малюток" можно назвать одноразовой: корабль выходил в море, находил цель, выпускал в нее обе свои торпеды и возвращался на базу для перезарядки. Поэтому автономность подлодки была небольшой, 10 суток.
До и во время войны было построено 100 субмарин этого типа. Большая их часть попала на Тихоокеанский флот и участия в боевых действиях не принимала. Единичные экземпляры на Северном и Черноморском флотах внесли свой вклад в Победу, утопив и повредив в годы войны 79 кораблей противника.
Две подлодки Северного флота, М-171 и М-174 стали гвардейскими. Черноморские М-111 и М-117 награждены орденами Красного Знамени. М-172 Северного флота стала и гвардейской, и Краснознаменной. Она же с августа 1942 года и до конца войны удерживала переходящее Красное Знамя ЦК ВЛКСМ, которым награждали лучшую подлодку ВМФ СССР.
Условия службы на "Малютках" были каторжными. Экипаж размещался в объеме, немного превышающем размеры железнодорожного вагона. Спальное место было одно - откидной диванчик, - на нем по очереди отдыхали командир и штурман. Остальные спали полусидя на боевых постах.
Отопления у корабля не было, температура в отсеках не поднималась выше 6 градусов, моряки не вылезали из ватников и валенок. В шторм 200-тонную подлодку швыряло, как соломинку. В таких случаях "Малютка" ложилась на дно, экипаж выставлял двух вахтенных и спал.
"Торпедист по совместительству был коком. У него между аппаратами имелась электроплитка, на которой он мастерски варил гречневую кашу. Миски передавали по цепочке - мы на расстоянии вытянутой руки друг от друга сидели", - рассказывал плававший на "Малютке" ветеран Великой Отечественной войны, капитан первого ранга Юлий Ксюнин.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем