Исследователь Анна Воробьева из Института археологии РАН провела анализ статистической информации о взаиморасположении архитектурных элементов в курганах позднего бронзового и раннего железного веков. Результаты позволили интерпретировать северную часть этих сооружений как "мир мертвых", а южную - как "мир живых".

Исследование опубликовано в сборнике материалов VIII конференции молодых ученых, изданном Институтом археологии РАН. В его рамках Анна Воробьева изучила архитектуру 126 курганов, расположенных в Юго-Восточной Прибалтике. Среди них есть объекты самбийской культуры, появившейся на указанной территории в конце II тысячелетия до нашей эры. Для нее характерны небольшие курганы с развитой каменной архитектурой.
Отличительными элементами таких сооружений являются каменные ящики и псевдоящики, каменные венцы, панцири, крепиды, вымостки и др. А отличительной особенностью является наличие четко выраженного центрального погребения, к которому позднее пристраивались дополнительные элементы.
"На рубеже позднего бронзового и раннего железного веков культура самбийских курганов сменяется родственной ей культурой западно-балтийских курганов, погребальные памятники которой не содержат центрального захоронения, - пишет Воробьева. - В курганах этого типа фиксируется длинный каменный ящик или псевдоящик, в который рядами постепенно помещаются урны с прахом".
Анализ древних объектов позволил установить, что курганы обеих описанных культур имеют признаки внутреннего зонирования. Указывает на это, к примеру, ориентировка погребений и погребальных камер, которые выстраивались строго по определенным осям, в соответствии со сторонами света.
Так, во всех изученных западно-балтийских курганах были обнаружены длинные каменные ящики или псевдоящики, встроенные с юга, юго-востока или юго-запада и имеющие выход к подножию кургана. В 19-ти курганах выявлены каменные вымостки различной конструкции, в которых погребений нет и которые расположены преимущественно на южной стороне. При этом они часто примыкают к погребальной камере.
"Зачастую впускные захоронения как в насыпи, так и у ее подножия также сконцентрированы в южной части подкурганного пространства, - следует из научной работы. - Северная часть курганов, напротив, как правило, не содержит дополнительных объектов. В нескольких случаях зафиксированы следы горения (предположительно, место погребального костра)".
Исследователь обращает внимание на то, что пристройки, дополнительные камеры, каменные вымостки, впускные захоронения и ритуальные объекты почти всегда концентрируются в южной части курганов, в то время как на северной стороне дополнительных объектов нет, но зато там нередко встречаются следы погребального костра.
"Представляется, что такое районирование пространства имеет мировоззренческую природу, - резюмирует автор научной работы. - Возможно, мы имеем дело с разграничением "мира живых" и "мира мертвых": мертвые уходили в другой мир в северном направлении, а войти в пространство кургана можно было только с юга".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем