издается с 1879Купить журнал

Рассекречены сведения о садистском концлагере для детей

11 апреля 2025

Электронный образ рассекреченного документа из фондов Государственного архива Российской Федерации пополнил коллекцию документов Второй мировой войны Президентской библиотеки. Он представляет собой докладную записку начальника тыла 1-го Белорусского фронта Николая Антипенко начальнику тыла Красной Армии Андрею Хрулеву и народному комиссару просвещения РСФСР Владимиру Потемкину.

Фашисты забирали кровь у детей для раненых немецких офицеров.

Галина Санько/РИА Новости

Фашисты забирали кровь у детей для раненых немецких офицеров.

Записка, датированная 24 марта 1945 года, озаглавлена так: "О репатриации советских детей из бывшего немецкого лагеря, расположенного на территории Польши в городе Константинув". Еще недавно ее защищал гриф "совершенно секретно". Николай Антипенко отчитывался о проделанной работе. Командование приказало ему вывезти на родину советских детей, которые содержались в концлагере города Константинува.

Антипенко писал, что создал специальную комиссию, которая закончила свою работу 17 марта 1945 года. Она установила, что в лагере, располагавшемся примерно в 10-12 километрах к югу от крупного польского города Лодзь, к моменту прихода советских освободительных войск содержалось 1183 ребенка.

Это были дети узников других концлагерей, которых немцы убили, или которые умерли от ран и истощения. Например, в лагере содержались 483 ребенка родителей, погибших в застенках Майданека, 91 ребенок родителей, погибших в Аушвице.

Комиссия установила, что за время работы лагеря из Константинува на работы в Германию угнали 200 детей, достигших старшего возраста. В немецкие воинские части отсюда отправили 16 подростков, в школу диверсантов - 66.

В докладной записке подчеркнуто, что условия содержания в детском концлагере были крайне тяжелыми. Лагерь начал работать в 1943 году, и к моменту освобождения 25 детей скончались от холода и истощения. Комиссия подсчитала, что 50 процентов юных узников составляли белорусы, 30 процентов - русские, 10 процентов - цыгане, по 5 процентов - украинцы и латыши.

"Дети вместе с родителями были вывезены из разных областей и республик Советского Союза, - говорилось в докладе. - Немецкий лагерь русских детей находился под непосредственным руководством СС - являлся спецлагерем, а отсюда, как следствие, они хотели создать видимое, внешне сносное содержание лагеря".

Нацисты вроде бы и не ставили перед собой задачу замучить детей до смерти. Мучения и унижения они использовали для того, чтобы сломить волю детей и заставить их работать на себя. Ребят старшего возраста готовили в школах разведчиков для совершения диверсий в тылу Красной Армии.

"Однако на самом деле это было не что иное, как детская тюрьма, со всеми элементами немецко-фашистской муштры, военно-палочной садистской дисциплины с телесными наказаниями, - писал Николай Антипенко. - Перед глазами детей всегда находился ужас страха и смерти".

Лагерь размещался в громадном сером, сыром и затхлом трехэтажном здании, с зарешеченными окнами тюремного типа. Дети жили в двух больших залах, спали на двухъярусных койках. Вместо постельных принадлежностей они использовали старое тряпье.

Корпус и двор были обнесены колючей проволокой. За территорию никого не выпускали. Костяк администрации составляли сотрудники СС, но служили в ней и бывшие советские граждане, изменники Родины. Последние проявляли особую жестокость в "воспитании детей - мордобои, розги и целыми днями лишение пищи".

Одевались дети как придется. Сменного белья у них не было, обувь - не по ноге, рваная одежда. Вместо верхней одежды носили одеяла. Особо в записке отмечено, что часть детей немцы использовали в качестве доноров - у них брали кровь для лечения раненных нацистов. Имелись случаи, когда дети после таких процедур умирали, так как у них попросту выкачивали всю кровь.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться