Потраченные средства и нереализованные амбиции - это объединяет истории "великих замыслов", которые зашли в тупик, так и не став символами будущего.

Wikipedia
После смерти Сталина строительство тоннеля на Сахалин исключили из числа приоритетных проектов.
Одним из таких историки считают тоннель на Сахалин. В 1950 году в СССР запустили большую стройку, решив соединить материк с Сахалином железнодорожным коридором (длиной в десять километров). К слову, идея выдвигалась еще в конце XIX века. Только тогда речь шла о дамбе, которая перекрыла бы пролив Невельского в его узкой части. Однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств ничего не реализовали.
Строительство, к которому вернулись в середине прошлого века, планировалось закончить к 1955 году. Тоннель должен был проходить под морским дном в самом узком месте Татарского пролива. Цели поставили вполне конкретные: наладить поставку рыбы, угля и древесины, а также организовать переброску войск и техники в связи с Холодной войной (напряженность в отношениях с Японией и США нарастала).
Судя по архивным данным, работы начали сразу с двух берегов. Использовались "дешевые рабочие руки": порядка восьми тысяч заключенных. И еще в два раза больше вольнонаемных. Как объяснили эксперты, в данном случае не уделили достаточно внимания подготовительному этапу, что не похоже на СССР, а решили действовать с наскока, толком "не проверив геологию".
Вместе с тем стоимость проекта оценивалась в 2,9 млрд рублей. Главную трудность связали с тем, что дно целиком песчаное, а значит надо строить еще глубже, чем планировалось. Еще одно препятствие - сильные течения. Но даже эти проблемы можно было решить - ведущие инженеры предложили несколько вариантов.
Однако в 1953 году умер Сталин. С ним умерла и идея. Новое руководство свернуло стройку, объяснив это другими приоритетами. Сегодня часть построек используют как склады, а шахты затоплены.
Кстати, есть альтернативная версия развития событий. Находятся те, кто утверждает, что тоннель все же был построен еще при жизни вождя, но из-за спешки и технологических ошибок произошел прорыв свода и его полностью затопило водой.

Еще один амбициозный проект - так называемая "Линия Мажино" начала прошлого века. Это система французских укреплений (более пяти тысяч) на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона. "Линию" оборудовали по последнему слову техники. Внутри - электричество, лифты, медицинские блоки, железные дороги для подвоза боеприпасов, бетонные стены толщиной более трех метров, рассчитанные на попадание 420-миллиметровых снарядов.
Замысел был таков: задержать немецкое наступление, пока мобилизуются войска. Далее основные боевые действия хотели перевести в Бельгию. Однако в итоге сооружения немецкие войска обошли через Арденны на севере и они, по мнению историков, особо не пригодились.
Есть данные, что 19 немецких дивизий действительно застряли у линии. Поэтому французы заявили, что частично "проект сработал". Но глобально - случился провал, ведь стратегия не дала никакого результата.
После войны часть укреплений использовали как склады и штабы, а потом сделали музеями. Сегодня "Линия Мажино" - туристический объект.

На фоне строительного бума в Китае в начале XXI века стартовал мегапроект в провинции Хэбэй. Застройщики пообещали "райское" место с парками, бизнес-центрами, сказочной инфраструктурой. В результате начали возводить мегаполис из пластика, стекла, бетона и трех миллиардов долларов инвестиций. В какой-то момент заказчики столкнулись с нехваткой средств, залезли в долги и ушли с рынка, оставив после себя аккуратные здания, в которых никто не захотел жить.
Так появился город-бутафория, а не "элитный европейский рай", как предполагалось. Красивая оболочка - почти без людей внутри. "Город" стал любимым местом для тревел-блогеров и фотографов.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем