издается с 1879Купить журнал

Три грандиозных инженерных проекта, оказавшихся бесполезными

14 апреля 2025

Потраченные средства и нереализованные амбиции - это объединяет истории "великих замыслов", которые зашли в тупик, так и не став символами будущего.

После смерти Сталина строительство тоннеля на Сахалин исключили из числа приоритетных проектов.

Wikipedia

После смерти Сталина строительство тоннеля на Сахалин исключили из числа приоритетных проектов.

Одним из таких историки считают тоннель на Сахалин. В 1950 году в СССР запустили большую стройку, решив соединить материк с Сахалином железнодорожным коридором (длиной в десять километров). К слову, идея выдвигалась еще в конце XIX века. Только тогда речь шла о дамбе, которая перекрыла бы пролив Невельского в его узкой части. Однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств ничего не реализовали.

Строительство, к которому вернулись в середине прошлого века, планировалось закончить к 1955 году. Тоннель должен был проходить под морским дном в самом узком месте Татарского пролива. Цели поставили вполне конкретные: наладить поставку рыбы, угля и древесины, а также организовать переброску войск и техники в связи с Холодной войной (напряженность в отношениях с Японией и США нарастала).

Судя по архивным данным, работы начали сразу с двух берегов. Использовались "дешевые рабочие руки": порядка восьми тысяч заключенных. И еще в два раза больше вольнонаемных. Как объяснили эксперты, в данном случае не уделили достаточно внимания подготовительному этапу, что не похоже на СССР, а решили действовать с наскока, толком "не проверив геологию".

Вместе с тем стоимость проекта оценивалась в 2,9 млрд рублей. Главную трудность связали с тем, что дно целиком песчаное, а значит надо строить еще глубже, чем планировалось. Еще одно препятствие - сильные течения. Но даже эти проблемы можно было решить - ведущие инженеры предложили несколько вариантов.

Однако в 1953 году умер Сталин. С ним умерла и идея. Новое руководство свернуло стройку, объяснив это другими приоритетами. Сегодня часть построек используют как склады, а шахты затоплены.

Кстати, есть альтернативная версия развития событий. Находятся те, кто утверждает, что тоннель все же был построен еще при жизни вождя, но из-за спешки и технологических ошибок произошел прорыв свода и его полностью затопило водой.

Так выглядел тоннель с рельсами в бункере во времена Второй мировой войны. "Линия Мажино". Фото: iStock

Еще один амбициозный проект - так называемая "Линия Мажино" начала прошлого века. Это система французских укреплений (более пяти тысяч) на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона. "Линию" оборудовали по последнему слову техники. Внутри - электричество, лифты, медицинские блоки, железные дороги для подвоза боеприпасов, бетонные стены толщиной более трех метров, рассчитанные на попадание 420-миллиметровых снарядов.

Замысел был таков: задержать немецкое наступление, пока мобилизуются войска. Далее основные боевые действия хотели перевести в Бельгию. Однако в итоге сооружения немецкие войска обошли через Арденны на севере и они, по мнению историков, особо не пригодились.

Есть данные, что 19 немецких дивизий действительно застряли у линии. Поэтому французы заявили, что частично "проект сработал". Но глобально - случился провал, ведь стратегия не дала никакого результата.

После войны часть укреплений использовали как склады и штабы, а потом сделали музеями. Сегодня "Линия Мажино" - туристический объект.

Город-призрак в Китае. Фото: iStock

На фоне строительного бума в Китае в начале XXI века стартовал мегапроект в провинции Хэбэй. Застройщики пообещали "райское" место с парками, бизнес-центрами, сказочной инфраструктурой. В результате начали возводить мегаполис из пластика, стекла, бетона и трех миллиардов долларов инвестиций. В какой-то момент заказчики столкнулись с нехваткой средств, залезли в долги и ушли с рынка, оставив после себя аккуратные здания, в которых никто не захотел жить.

Так появился город-бутафория, а не "элитный европейский рай", как предполагалось. Красивая оболочка - почти без людей внутри. "Город" стал любимым местом для тревел-блогеров и фотографов.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться