издается с 1879Купить журнал

"Фараоны" из Холуя

Какие открытия подарил туристам арт-фестиваль "Русская Венеция"

21 мая 2025

Тысячи гостей из Москвы, Иванова и ближайших к нему регионов собрало в минувшие выходные село Холуй, известное традициями иконописи и лаковой миниатюры. Привлечь внимание к старинным промыслам и работе современных ремесленников помог фестиваль "Русская Венеция". Образное название - отсылка к истории села: во время половодья здесь перемещались между домами на лодках, почти как гондольеры. А поскольку каждый третий житель - художник, днища лодок-"фараонок" украшали яркими рисунками. В наши дни этот обычай возродили в новой форме: плоскодонки концептуально расписывают, а в мае в честь открытия туристического сезона торжественно спускают на воду. С берегов и моста за проходом арт-флотилии наблюдают толпы народа.

"Фараоны" из Холуя на арт-фестивале "Русская Венеция".

Наталья Летунова / Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области

"Фараоны" из Холуя на арт-фестивале "Русская Венеция".

В этом году "Русская Венеция" представила самую крупную коллекцию лодок: дюжина стояла на суше в фотозоне, 14 - участвовали в заплыве. Управляли "фараонками" и обычные жители, и профессиональные спортсмены - члены ивановской федерации гребли. Они рассекали по водам Тезы на девятиметровых лодках, слегка стилизованных под "драконы", ставшие в последние годы весьма популярными в России. Чтобы гребцы махали веслами синхронно, ритм им задает барабанщик.

Для Холуя это, конечно, экзотика. Впрочем, разве удивить китайскими мотивами селян, которые имеют собственный Крым, Кавказ и Сулак (народные обозначения мест вдоль реки) и называют себя "фараонами"?

- Мы не холуйцы, не холуяне, не холуи… К слову, слово Хóлуй произносится с ударением на первый слог и происходит, как недавно установили, от мужского имени - а вовсе не от синонима слова "раб" и не от названия плетеной запруды для ловли рыбы. Что до "фараонов", то одно из объяснений гласит, что некая царская особа, побывав в нашем селе во время половодья, сравнила разлив Тезы с разливом Нила, а проплывающих на лодках жителей - с фараонами, - рассказала художник и преподаватель Холуйского института живописи и лаковой миниатюры Анна Гордеева.

Другая версия связана с расписными днищами лодок. На них в старину нередко изображали русалок. А русалок на Руси звали фараонками, возводя их племя к утонувшему в Чермном море "войску фараонову" из ветхозаветной книги Исход. Так что, возможно, жители Холуя получили свое прозвище как активные пользователи плоскодонок с русалками.

Речные Русалки с берегов Тезы. Фото: Наталья Летунова / Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области

Когда-то высокая вода в селе подходила вплотную к домам на более низком берегу и плескалась у подножия часовни-сторожки при Троицком храме. Две недели поднималась, две недели отступала. Поэтому лодка была в каждой семье, а то и не одна. В 1877 году известный публицист Иван Пантюхов писал: "Весною всякое сообщение с Холуем возможно только на лодках, и даже в самом селении - в церковь, на базар, в гости и вообще за всякими надобностями жители могут отправляться не иначе как на лодках. Во время разлива, по праздникам, целые флотилии лодок в виде торжественного шествия с разряженным народом, с шумом и песнями разъезжают по Тезе".

Управлять "фараонкой" в селе могут даже дети, заверила Гордеева:

- Моя дочь в три года возила подружек от крыльца до пригорка с детской площадкой. А длина нашей лодки, на минуточку, 6,4 метра! В Холуе принято грести по-особому - одним веслом, не перебрасывая его со стороны на сторону. Им проводят вдоль борта и разворачивают у кормы.

В последние годы лодок на улицах не увидать - половодья почти не бывает. Река обмелела, за Троицким мостом русло перегородила песчаная коса.

- Это нынче дожди помогли, а так - кое-где и вброд, наверное, перейти можно. Рыбы не стало, к чему лодки… Продали их. Старожилы умерли, молодежь разъехалась - напротив нас улица, считай, пустая. Только дачники дома и покупают. Теза была полноводной, по ней отсюда пароход до Шуи ходил! - вспоминает пожилой художник Владимир Фиськов, который четверть века преподавал в местной профтехшколе (ныне - институт).

Сам он в село-академию приехал в юности - учился на отделение лаковой миниатюры. По автомобильным дорогам до родной Шуи было не добраться. В конце недели, после занятий, ребята садились на пароходик и всю ночь плыли домой.

- Капитан был всегда в подпитии, ну и мы время даром не теряли. С восьми вечера до восьми утра веселились - молодые! - улыбается Владимир Тимофеевич, грустно глядя на куст, торчащий посреди Тезы. - Раньше учиться в Холуй стремились со всей России. Отбор был строгий - 4-5 человек на место. Работать оставались здесь, на фабрике. Так и я - женился на местной девушке, с тех пор и живу в селе. Здесь хорошо, тихо. Выйдешь утром из двора - птицы поют… Зимой снега навалит - калитку не открыть! Одно плохо: мастерство холуйское уходит. Сейчас, к сожалению, поступить могут даже те, кто рисовать не умеет. Родители оплачивают обучение, лишь бы диплом был. А куда потом с ним, если ты четыре года на занятиях ворон считал? Непрофессиональную работу ни в одну артель не сдашь.

Сам он еще расписывает панно и шкатулки, которые заказывают в качестве подарков. Миниатюры Фиськова покупают в больших городах, бывают заказы из КНР. Был спрос на футляры для очков, но сейчас художник перестал их оформлять: у китайских заготовок быстро рассыхается внутренний слой, не хочется тратить время на то, что быстро потеряет вид. Зрение у мастера сильно упало, приходится пользоваться не только очками, но и лупой. Жена Ирина из-за проблем с глазами оставила ремесло, но говорит о лаковой миниатюре с неподдельным вдохновением: любовь на всю жизнь.

- Вы не представляете, какое это кропотливое занятие, сколько труда в каждую вещь вложено. Сначала берут навив прессованного картона, листочки проклеивают и прессуют под нужную форму. Потом - грунтовка, черный лак, после росписи - светлый лак… Заготовки для наших изделий ужасно подорожали, лаки и краски тоже. А за работу художника вы, считай, почти и не платите, - объяснила она любопытным туристам, заглянувшим во двор. - За нее мы сами расплачиваемся… Целыми днями, бывало, сидишь согнувшись. Потому к старости спина скрюченная, органы смещены. Мне хрусталик надо менять. Стоит наклониться над рисунком - давление поднимается. Ну, ничего, всему свое время…

Оставив мужа на лавочке у дома ("Ноги у него болят - не дойдет") и подхватив костыль, женщина решительно зашагала к фестивальной площадке - снимать на планшет проход "фараонок". "С утра еще на ярмарку сбегала! Потом слабость навалилась - думала, не выйду", - призналась она, шустро спускаясь под Троицкий мост.

"Русская Венеция" проходит шестой год, каждый раз для нее расписывают по шесть лодочек. Дизайн придумывает ивановская художница Мария Апалькова. С ее легкой руки на днищах рисовали, например, фантастических существ с рыбьими хвостами. Если есть женщины-русалки, почему невозможен "которыб", "рыбаконь", "рыба-коза" или "рыба-гармошка"?.. Одну серию лодок расписали в "русском стиле", с отсылками к растительному декору храма Василия Блаженного и бордюрам с иллюстраций Ивана Билибина. В прошлом году тон задавали работы "амазонок русского авангарда" и геометрические орнаменты, напоминающие о советских агитационных ситцах. Темой 2025 года стал "сельский космизм".

- Русский народ отличает стремление ввысь, к чему-то запредельному, а также уважение к природе и труду. Даже в огородных работах есть своя философия. Мы решили соединить два этих мотива и предложили гостям фестиваля вместе с профессиональными художниками расписать одну лодку звездами и редисками, - пояснила Мария Апалькова.

Фото: Татьяна Ткачёва

Старую плоскодонку для эксперимента нашла Анна Гордеева. Готовый арт-объект будет стоять в открытом доступе возле ее дома в Холуе недалеко от храмового комплекса - радовать туристов. В день фестиваля гости могли в экспресс-режиме ознакомиться с достопримечательностями, которые доступны в селе круглый год.

На набережной имени князя Дмитрия Пожарского высятся каменные барочные церкви - летняя Троицкая и зимняя Введенская. Зимний храм не закрывался и в советское время. Здесь сохранились образа XVI-XIX веков, изящный резной иконостас с уникальными дьяконскими дверями и несколько деревянных скульптур (это редкость для православной традиции нашей страны). Доступны для экскурсий и мастер-классов (по записи) музей холуйского искусства и вышивальная артель "Холуйская строчка". На автомобиле можно доехать до остатков Свято-Николаевской Борковской пустыни. А пешком - "прогуляться вокруг вселенной": так называли променады холуйских девиц по кругу, от одного моста до другого.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться