издается с 1879Купить журнал

Почему памятник Пушкину выбрали не с первой попытки

06 июня 2025

Первый всероссийский конкурс проектов памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве был объявлен еще в 1872 году, однако выбрать победителя тогда не удалось. О том, как проходили "выборы", рассказал "Московский журнал".

Памятник Пушкину был открыт в 1880 году (скульптор Опекушин) на Страстной (Тверской) площади в Москве.

Сергей Михеев/РГ

Памятник Пушкину был открыт в 1880 году (скульптор Опекушин) на Страстной (Тверской) площади в Москве.

В жюри конкурса были включены самые авторитетные эксперты того времени - известные скульпторы и живописцы. Однако конкурс сделали анонимным, чтобы члены жюри не могли узнать, кому именно какая работа принадлежит, и оставались беспристрастными.

Сначала эксперты оценивали эскиз, затем выставляли свои оценки, и только после подведения итогов голосования вскрывался конверт с именем автора. Связано это было еще и с тем, что участие в конкурсе решили принять многие видные российские ваятели.

"Решил попытать счастья и академик скульптуры Александр Михайлович Опекушин (1838-1923), - пишет издание. - Прежде чем приступить к созданию скульптурного образа поэта, он пересмотрел огромное количество иллюстративного материала. Главным подспорьем в работе стали посмертная маска Пушкина, его прижизненные портреты кисти художников В. А. Тропинина и О. А. Кипренского, а также бюсты, выполненные скульпторами И. П. Витали и С. И. Гальбергом".

Опекушин представил сразу три проекта, которые в числе 15 моделей были выставлены на всеобщее обозрение в марте 1873 года в залах Опекунского совета в Петербурге. Впрочем, вопреки ожиданиям, выставка не привлекла внимание широкой общественности. Ну а те, кто все-таки ее посетил, чаще всего останавливались именно у проектов Опекушина. Составить конкуренцию по зрительским симпатиям ему смог только проект Пармена Забелло, известного русского скульптора, который являлся членом Императорской Академии художеств.

В своих проектах Опекушин изобразил Пушкина в полный рост в плаще-альмавиве. А в третьем его проекте поэт был изображен стоящим на скале со скрещенными на груди руками, в окружении героев своих произведений.

Однако ни один проект на этом этапе победу одержать не смог. Жюри сочло их однотипными, поэтому победитель не был определен. При этом участники конкурса не остались без поощрения. Им выписали премию на общую сумму 3500 рублей, которую разделили между пятью авторами лучших проектов. Интересно, что деньги поделили не поровну - 1000 рублей из общей премии получил именно Опекушин, поскольку его проект памятника Пушкину, стоящему на скале в окружении своих героев, лидировал по итогам тайного голосования.

Москва. Тверская площадь. Конец XIX века. Фото: mosjour.ru

"Комитет объявил второй конкурс, выдвинув главное требование к скульптуре: одиночная фигура в полный рост, - отмечает издание. - 24 марта 1874 года в Петербурге в зале Академии наук демонстрировались 19 проектов. Самое большое число голосов набрали проекты № 2, 17, 18 и 19, выставленные под девизом "Скульптор". По вскрытии конверта стало известно имя автора - академик А. М. Опекушин. Лучшей из четырех признали модель под номером 17".

Этот проект памятником тоже не стал, но третий конкурс решили не объявлять. Жюри предложило Опекушину и Забелло, как лидерам голосования, "изготовить в увеличенном и исправленном виде две новые модели как статуи, так и пьедестала".

Скульпторы учли замечания и пожелания, и в апреле 1875 года представили свои новые модели на уже третьей по счету выставке. Проходила она в здании Общества поощрения художников. Опекушин представил шесть проектов, Забелло - два. Публике понравился проект Опекушина под № 7, который жюри и определило в качестве победителя.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться