В новом здании Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, 12, в залах 3-го этажа открылась масштабная ретроспектива Ильи Ивановича Машкова (1881-1944) - яркого и противоречивого художника-бунтаря, "русского Сезанна", "московского Матисса", одного из основателей объединения "Бубновый валет".

Екатерина Якушева
И. Машков. Пейзаж. Лозанна. 1914
На экспозиции представлены почти 200 живописных и графических работ мастера. И одно это делает ее ярким событием нового выставочного сезона. Уникальность проекта в том, что сотрудникам Третьяковской галереи удалось собрать работы Машкова, "распыленные" по разным собраниям России и бывших советских республик, и показать их в едином экспозиционном пространстве. Такого прецедента в музейной практике еще не было.
Выставка "Илья Машков. Авангард. Китч. Классика" позволяет проследить эволюцию творчества художника - от радикальных экспериментов "Бубнового валета" до поздних работ периода соцреализма. Создатели проекта, в том числе его главный куратор - искусствовед и арт-критик Кирилл Светляков, решили показать все главные работы Машкова в период с конца 1910-х до начала 1940-х годов.
Эта амбициозная затея нашла грамотное дизайнерское воплощение: просторные залы были поделены на блоки, каждый из которых призван продемонстрировать зрителю, насколько разносторонним и совершенным в своей универсальности был Машков. Он работал и в жанре натюрморта, и портрета, и пейзажа. Создавал графические работы, немало времени уделял обнаженной натуре. Многие мотивы, приемы, важные для Ильи Ивановича, переходили из десятилетия в десятилетие, продолжали волновать его на протяжении всей творческой жизни. Как Анри Матисс, он повторял свои темы, но с вариациями. При этом развивал свое живописное восприятие на основе метода Поля Сезанна и считал, что это позволит войти в классическую традицию - начать новую эпоху Ренессанса на современном этапе.
Машков отказывался признавать оппозиции авангарда, классики и китча и считал, что все их можно объединить в живописном опыте. Он писал натюрморты по мотивам аляповатых росписей подносов, совмещал на одном полотне грибы и изысканные винные бокалы, фарфоровые статуэтки и огурцы. Люди на его портретах - тот же натюрморт. Как будто застывшие, но при этом отчаянно живые: играют на их лицах краски, щедро положенные художником. Илья Иванович "не брезговал" ничем ради стимуляции цветовых ощущений. И у него это получалось виртуозно.

Все это тонко уловили организаторы выставки и построили ее как, своего рода, интеллектуальный ребус, который посетителям предложили разгадать. И, главное, ответить для себя на вопрос: Илья Машков действительно создавал живописные шедевры, равные искусству старых мастеров, или же это просто китч на грани банальности? Живой спор об этом продолжается уже не одно десятилетие. Кто-то восхищается яркостью, сочностью его работ, кто-то считает их пугающими. (Сам Машков на первой выставке "Бубнового валета" называл свои портреты "пугачами".) Но и поклонники, и критики художника едины в одном: Илья Машков, безусловно, - один из лучших колористов в истории отечественного и мирового искусства.
Свой творческий метод он оттачивал в процессе преподавания, которое долгое время оставалось его основным источником заработка. Машков начал преподавать еще в период обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), открыв частную студию для занятий живописью. А после 1917 года участвовал в преобразовании МУЖВЗ в Свободные художественные мастерские (ВХУТЕМАС). Илья Иванович руководил индивидуальной мастерской во ВХУТЕМАСе и рабочей студией при Ассоциации художников революционной России.

Ранний, дореволюционный Машков запомнился публике как участник творческого объединения "Бубновый валет" - группы смелых, дерзких художников, утвердивших примитивизм в качестве первого направления в истории русского авангарда. Илья Иванович вспоминал: "Нам хотелось своей живописью разгромить весь мертво написанный мир". Само название "Бубновый валет", ассоциировавшееся с татуировками заключенных, с миром нарушителей закона, было придумано в пику утонченным "Миру искусства" и "Голубой розе". "Валеты" не признавали никаких эстетических иерархий, вдохновлялись малеванными торговыми вывесками, если их цвет "звучал" для художников достаточно пронзительно.
На открывшейся в Третьяковской галерее выставке среди прочих работ художника этого периода представлен его известный "Автопортрет" (1911). Картина часто используется как визитная карточка Машкова, хотя это не самая характерная для него работа. И тем не менее, таким он видел себя в то время: брови сдвинуты, глаза разного размера, смотрит вызывающе, нет ни перспективы, ни объема, почти детский рисунок. Очередной вызов традиционному искусству. Внимание посетителей экспозиции привлекут и другие, не менее вызывающие работы художника того периода, те самые "пугачи" - "Портрет Е.И. Курлянда" (1909) - коллекционера, собирателя произведений художников общества "Бубновый валет", и "Портрет поэта" (1910), на котором, предположительно, изображен грузинский поэт Паоло Яшвили.

Эти две картины висят рядом не случайно - они сочетаются между собой, как будто намеренно исполненные парные портреты. (По этому же принципу экспонируются еще два портрета - "Портрет дамы в кресле" и "Женский портрет".) Вообще "парность" и даже "задвоения" работ - один из художественных приемов Машкова - четко прозвучал в экспозиции. Мы видим варианты-повторения натюрмортов "Яблоки и груши на белом" (1908), "Пестрый букет в глиняном кувшине на светлом фоне" и "Пестрый букет на темном фоне" (1936), "Советские хлебы" (1936). К теме хлеба-булочных изделий Машков обращался и в самом начале своего творчества. "Хлебы. Натюрморт" (1912) впервые был показан на выставке "Бубнового валета" в 1913 году в Санкт-Петербурге.
После смелых экспериментов раннего периода у Машкова начинается новый, полный солнца и светлых красок пейзажный этап. Вдохновением для художника становятся и виды Лозанны, и Москвы, и Крыма, и родной станицы Михайловской. Для работы над последним пейзажем Машков попросил жителей станицы соорудить для него высокий помост, позволявший написать большую панораму. Эту просьбу они восприняли как блажь, но "человеку из центра" возражать не стали.
Машков также стал первым живописцем "Артека" - легендарного международного детского лагеря на южном берегу Крыма. Мастер запечатлел его в первые годы существования. А в июне этого года знаменитый лагерь отметил уже свое столетие.

В 1930-е годы Илья Машков попал под влияние соцреализма, попытался соответствовать актуальной конъюнктуре, но себе не изменил. Главным ориентиром художника остались его цветовые ощущения. Будь то портрет пионервожатой, работницы на табачной плантации, гвардии сержанта Петра Сафонова или красного партизана Торшина. Кстати, за портрет партизана Машков в 1937 году был награжден золотой медалью и дипломом на выставке "Искусство и техника в современной жизни" в Париже. Увеличенная копия этого диплома также представлена на выставке.
Илья Машков эпатировал публику, смешивал классику и лубок, был настоящей звездой авангарда и имел свой уникальный, ни на кого не похожий стиль. При этом, несмотря на, казалось бы, некоторую временную и пространственную отстраненность, художнику удалось точно передать дух того времени, в котором он жил. В чем же феномен Ильи Машкова? Кирилл Светляков объясняет: "Когда художник выбирает ту или иную программу, правую, левую, он упирается. У него коридор, и в этом узком коридоре возможности он движется. А у Машкова такого коридора нет". И именно поэтому так очевиден ответ на вопрос гений он или банальный позер...
Выставка "Илья Машков. Авангард. Китч. Классика" продлится до 26 октября 2025 года.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем