Долгое время российское правительство находилось в поисках надежного опорного пункта на Дальнем Востоке, незамерзающего выхода в Тихий океан, который бы имел удобную, защищенную гавань и находился рядом с торговыми путями. Роль такого опорного пункта поочередно выполняли Охотск, Аян, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре. Но ни один из них полностью не отвечал необходимым требованиям.

НЭБ
Карта Владивостока. 1900-е гг.
В итоге, в конце 1859 года, после заключения Айгунского договора и начала активного исследования Приамурья, генерал-губернатором Восточной Сибири графом Николаем Николаевичем Муравьевым-Амурским было принято решение открыть военный форпост в хорошо укрытой, пустынной бухте, впоследствии названной "Золотой Рог".
Исполняя приказ генерал-губернатора, 2 июля (20 июня по старому стилю) 1860 года транспорт Сибирской флотилии "Манджур" под командованием капитан-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера доставил в бухту из Николаевска-на-Амуре 28 солдат 3-й роты 4-го линейного Восточно-Сибирского батальона, двух унтер-офицеров и одного обер-офицера - прапорщика Николая Васильевича Комарова. "Манджур" также привез необходимый запас продовольствия, оружие, боеприпасы и одежду.

2 июля 1860 года вошло в историю как дата основания города-порта, получившего впоследствии официальное название Владивосток. Потому что неофициально оно появилось еще раньше: так это место называли в газетных статьях, чтобы подчеркнуть важное стратегическое значение будущего города. Ведь название Владивосток было придумано по аналогии с Владикавказом и означало "владеть Востоком".
Посетивший в 1860 году Владивостокский пост путешественник и этнограф Сергей Васильевич Максимов описал увиденную им картину так: "Порт можно считать лучшим изо всех. Он многим напоминает Ольгу (бухту), но только меньше ее, уютнее, теплее и веселее. Впрочем, те же дубы кругом, те же картинные горы. В низменностях речки журчат, в берегах много ключей бьет. На днях поставленный пост наш своими белыми палатками хорошо глядит в группе еще не вырубленных и еще только расчищенных деревьев".
В октябре 1861 года во Владивосток из Николаевска-на-Амуре прибыл первый гражданский житель - купец 3-й гильдии Яков Семенов с семьей. Семенов получил здесь большой участок земли. Акт о покупки земельного участка купцом был зарегистрирован в марте 1862 года. Он прожил во Владивостоке 52 года и стал первым общественным старостой города, а впоследствии - его Почетным гражданином. В 1860-е годы вслед за отечественными во Владивосток устремились и иностранные купцы. Начала развиваться торговля.
Еще одной важной датой для Владивостока стало 29 сентября 1863 года. В этот день в метрической книге постовой церкви появилась запись о рождении у поселянки Евдокии Горелко дочери, которую назвали Надеждой. Фактически, она стала первым коренным жителем города, хотя официально этот статус Владивосток получил только в 1880 году. Тогда в его территорию вошли еще полуостров Муравьев-Амурский и остров Русский.
А пока в 1871 году российское правительство приняло решение перенести во Владивосток из Николаевска-на-Амуре главную морскую базу Сибирской военной флотилии, ставку военного губернатора и другие морские ведомства. Владивосток стал главным военным портом России на Тихом океане.

В феврале 1873-го в городе появилось первое на Дальнем Востоке женское учебное заведение - училище с пансионом для воспитанниц, открытое летом 1862 года в Николаевске-на-Амуре по приказу военного губернатора Приморской области Петра Васильевича Казакевича. А в конце XIX века во Владивостоке открылось первое на Дальнем Востоке высшее учебное заведение - Восточный институт (сегодня это Дальневосточный федеральный университет).
1 июля 1882 года правительство издало указ "О казеннокоштном переселении в Южно-Уссурийский край", согласно ему 250 крестьянских семей могли переселиться в край за счет государства. Для устройства вновь прибывших специально было создано Переселенческое управление, которое возглавил действительный статский советник, двоюродный брат первого военного губернатора Амурской области Николая Буссе - Федор Буссе.
В 1890-е годы во Владивостоке случился настоящий демографический и экономический бум. Он, прежде всего, был связан с завершением строительства Уссурийской ветки Транссибирской железнодорожной магистрали и Китайско-Восточной железной дороги.
После распада Российской империи и начала Гражданской войны на Дальнем Востоке развернулась борьба за контроль над территориями, в которую были вовлечены США, Англия и Япония. В 1918 году они направили во Владивосток свои военные десанты. Окончательно очистить разоренный город от интервентов удалось только к 1922 году. После чего началось его восстановление. К середине 1920-х Владивосток стал самым доходным торговым портом в стране. А с 1938-го - центром Приморского края. В годы Великой Отечественной войны один только Владивосток переработал поставок по ленд-лизу в несколько раз больше, чем Мурманск и Архангельская группа портов.

Постановлением Совета Министров СССР от 11 августа 1951 года во Владивостоке установили особый режим: город закрыли для посещения иностранцами. Это было связано с решением стратегических задач обороны страны. В Золотом Роге, Улиссе и соседних бухтах началось размещение главной базы Тихоокеанского флота.
В 1959 году во Владивосток прибыл первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Вдохновленный своим недавним визитом в США, Никита Сергеевич решил превратить Владивосток в город, ничем не уступающий Сан-Франциско. Так что в 1960-х во Владивостоке началось бурное жилищное строительство. Это было самое активное развитие города за весь советский период.
20 сентября 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ №123 "Об открытии г. Владивостока для посещения иностранными гражданами". После вступления его в силу, с 1 января 1992 года, город перестал быть закрытым.
4 ноября 2010 года Владивостоку присвоено почетное звание "Город воинской славы", а через два года рядом с памятником "Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке" была установлена стела "Город воинской славы".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем