издается с 1879Купить журнал

"Добрый страдалец за русскую землю"

Кем был и остается для России князь Владимир Мономах, умерший 900 лет назад

О Владимире Всеволодиче (именно так, а не "Всеволодович", говорили и писали в Древней Руси, и именно к такому варианту автора раз и навсегда приучил в 1982 году его руководитель семинара на первом курсе истфака МГУ, тонкий знаток Древней Руси, академик Борис Александрович Рыбаков (1908-2001)) Мономахе (1053-1125), возглавлявшем в 1113-1125 годах Древнерусское государство, мы знаем больше, чем о любом другом древнерусском князе. Благо информацию о нем донесли не только летописи; это единственный житель Древней Руси, оставивший мемуары - известные как "Поучение Владимира Мономаха".

В. Васнецов. Отдых Владимира Мономаха после охоты. 1895 год.

В. Васнецов. Отдых Владимира Мономаха после охоты. 1895 год.

Вечное движение

На их страницах перед нами предстает князь второй половины XI столетия - той поры, когда Древнерусское государство со столицей в Киеве еще не распалось (хоть уже и начало распадаться после смерти в 1054 году деда Мономаха, Ярослава Мудрого).

Триумвират дядьев и отца Мономаха - Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей (1054-1073), - а затем сменившие Изяслава в Киеве Святослав (1073-1076) и Всеволод (1077 и 1078-1093) контролируют еще почти всю Русь. И выполняя их поручения, Владимир искрещивает ее вдоль и поперек - от Новгорода до нынешней Полтавщины, от Ростова до пограничных с Польшей Волыни и города Берестье (ныне Брест)...

А это не всегда было просто. Вот в 1066-м Мономах - чуть ли не впервые в истории - проходит из Среднего Поднепровья, от Киева и Чернигова, в Ростовскую землю не кружным, а прямым путем. Не на судах вверх по Днепру и потом вниз по Волге и вверх по ее притоку Которосли к Ростову, а верхом, через нынешние Брянскую, Калужскую и Московскую области, примерно по трассе-магистрали Москва - Киев.

То есть "сквозе вятиче"1 - через не подвластную еще Руси землю восточнославянского племенного союза вятичей. Воинственных язычников, дважды вырывавшихся из-под власти Киева, больше века отвергавших христианство... Еще в начале 1080-х Мономах воюет с этими "последними из могикан" - с вятичским князем Ходотой и его сыном. А в 1066-м ему всего 13 лет!

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского "титулярника". 1672 год.

Осенью 1075-го, помогая полякам в войне с чехами, Владимир доходит до Центральной Европы - "до Чешского леса"2. То есть в Силезию (если "Чешский лес" Мономаха - это Судеты3) или даже (если это нынешний хребет Чешский лес) в Чехию, к границе ее с немецкими Франконией и Баварией.

Всего же походов, подытожил Мономах в 1117 году, я совершил 83 только больших, а сколько малых - и не упомню4...

Охота пуще неволи

А в свободное от войн и походов время - охота. Это не просто княжеская забава! Это тренировка профессиональных воинов в условиях, максимально приближенных к боевым. Она приучает мгновенно реагировать на выпад врага, напрягать все силы в физическом усилии, переносить боль.

Владимир ловит и вяжет диких лошадей (тарпанов) - только в лесах под Черниговом (где он княжил в 1078-1094 годах) тридцать голов, а еще в степи... Много раз падает с коня, повреждает руки и ноги, дважды разбивает голову. Его дважды опрокидывают вместе с конем ударом своих огромных рогов туры (истребленные потом, как и тарпаны, дикие быки).

Карта походов Владимира Мономаха на половцев.

Его бьет рогами олень, бьет рогами лось; еще один лось топчет ногами - способными пробить череп и переломить хребет... Вылетевший из чащи разъяренный кабан клыками сносит меч, висящий у княжеского бедра; медведь хватает зубами потник на княжеской лошади, у самого княжеского колена... А однажды, прыгнув князю на бедро, его вместе с конем валит на землю "лютый зверь"5.

По аргументированному мнению зоолога А.Н. Цвелых, это был лев. Последние из европейских львов, по всей видимости, еще обитали тогда в Среднем Поднепровье6...

Высшая ценность - Русская земля

Мономах был князем одновременно и типичным, и уникальным. До 40 лет он эту уникальность не проявляет. Послушный вассал дядьев и отца, ходит походами на враждебных им князей, пользуется помощью кочевников-половцев - грабящих попутно русские земли, а взяв в Полоцкой земле город Минск, по собственному признанию, не оставляет в нем "ни челядина, ни скотины"6...

Но после смерти в 1093-м его отца обнаруживается, что за все эти годы Владимир выносил убеждение: так жить нельзя! Жить надо "в страхе Божием" - и, значит, не причинять понапрасну зло ближнему своему. Исходя при этом из высшей ценности - блага Русской земли.

Б. Чориков. Венчание на царство князя Владимира Мономаха.

А значит, надо делать все, чтобы жили в согласии (а не воевали между собой) все русские князья - общим достоянием которых считалась тогда Русская земля. Пусть даже поступаясь при этом личными интересами. "Ибо не хочу зла, но добра хочу братии и Русской земле"7. Это свое заявление - сделанное в начале 1097 года в письме черниговскому князю Олегу Святославичу - Мономах не раз подтверждал на деле.

Деловая хроника

Вот 1093 год - имея возможность вокняжиться после смерти отца в Киеве, он уступает Киев двоюродному брату, Святополку Изяславичу. Ведь по принятому тогда порядку престолонаследия старший на Руси княжеский стол - Киевский - должен доставаться старшему в роду Ярославичей. А им теперь стал Святополк: он сын старшего из сыновей Ярослава Мудрого, а Владимир - только третьего...

Вот 1094-й - точно так же, добровольно, Владимир уступает другому своему кузену, Олегу Святославичу, Чернигов. Ведь Олег добивается его силой, он привел половцев, они разоряют окрестности Чернигова и уже восемь дней штурмуют сам город...

И "пожалел я души христианские, и села горящие, и монастыри"8, - писал потом Мономах, - и отдал Чернигов Олегу... Не стоит тамошнее княжение страданий русских людей!

Вот 1097-й - Владимир не мстит Олегу, в сражении с которым погиб его, Владимира, сын Изяслав и который захватил принадлежавший Владимиру Суздаль. Ведь Изяслав сам начал эту усобицу, захватив законное владение Олега - Муром. "Не надо было ему выискивать чужого и меня в стыд и печаль вводить"9, - и вообще, хватит крови!

К. Лебедев. Владимир Мономах, пришедший в Киев, чтобы наказать Святополка.

Вот тот же 1097-й: именно Мономах добивается созыва княжеского съезда в Любече - чтобы наконец раз и навсегда прекратить усобицы, перестать отнимать друг у друга "волости"! "Зачем губим Русскую землю, сами между собою распри устраивая? А половцы землю нашу растаскивают и рады, что между нами войны. Да ныне отселе будем во едино сердце и будем блюсти Русскую землю"10 - эти слова, вложенные летописцем в уста всех участников съезда, повторяли именно Мономахову идею.

А чтобы прекратить усобицы, Владимир предложил взять за правило, что князь должен владеть тем, чем владел по завещанию Ярослава Мудрого его отец. Да, лично он, Мономах, лишался при этом права претендовать на Киев (то есть на главенство над Русской землей). Но жертвовать личной выгодой он себя уже приучил...

Вот 1100-й - Владимир опять отказывается от участия в усобице. Хоть его и понуждают к этому другие князья.

Так постепенно возникал и рос авторитет Мономаха среди населения Руси. В народе формировалось представление о нем как об идеальном князе...

Кровь за кровь, смерть за смерть

Еще больше сработало на его авторитет то, что именно Мономах избавил наконец Русь - пусть на время - от половцев. В 1090-х годах набеги этих кочевавших за ее южными и юго-восточными границами, в степях от Днестра до Волги, тюркских племен стали для Руси настоящей бедой.

В 1093-м половцы опустошили всю южную часть Киевской земли, в 1094-1095-м Мономах и его дружина много натерпелись от нападений их на Переяславскую землю (где Владимир княжил в 1094-1113 годах).

Летом 1096-го "шелудивый" хан Боняк подскочил уже к самому Киеву, разорил Киево-Печерский монастырь...

"Страдающие, печальные, измученные, стужей скованные, в голоде, жажде и бедах, с осунувшимися лицами, почерневшие телом, в незнакомой стране, с языком воспаленным, голые и босые, с израненными тернием ногами, со слезами отвечали они друг другу, говоря: "Я жил в этом городе", а другой: "Я из того села""11. Это современник-летописец повествует, как половцы уводили в рабство русских людей в 1093 году.

Страница из "Поучения Владимира Мономаха".

"Вот начнет пахать смерд, и, приехав, половчин поразит его стрелою, а лошадь его возьмет, а в село его въехав, возьмет жену его и детей и все его имущество"12. А это летописец передает слова Мономаха, когда тот убеждал в 1103-м князей пойти в поход на половцев... К тому времени эти хищники ожесточили его до предела!

Он воевал с ними с 1080-х годов, одних миров заключил девятнадцать, но мирные договоры степняки не соблюдали! И - добродетельный христианин - он тоже перестал соблюдать в отношении этих волков не то что христианские заповеди, но и общепринятые в Евразии нормы воинской чести. С волками жить - по-волчьи выть...

Да, ты дал им клятву, но ведь половцы сплошь и рядом нарушают клятвы! "Нету тебе в том греха!"13 И Владимир поддается на уговоры дружинников и 23 февраля 1096 года соглашается на убийство пришедших к нему на переговоры ханов Итларя и Кытана.

"Много ведь раз, клятву давши, воевали вы Русскую землю, - напоминает он плененному в апреле 1103-го хану Белдюзу. - [...] Да будет кровь твоя на главе твоей!"14 И Белдюза разрубают на мелкие части!

Сражение войск Изяслава Владимировича Муромского с войском Олега Святославича Черниговского.

В "Поучении" Мономах сообщает, что приказал изрубить и еще четырех пленных ханов и пятнадцать "лучших воинов" - и бросить останки в реку Славлий15...

"И пил Дон золотым шеломом"

Но главное не это, а то, что Мономах предложил и успешно применил новую, оказавшуюся эффективной стратегию в борьбе с половцами. Он добился перехода Руси от обороны к нападению.

Стал организовывать масштабные, силами нескольких русских земель, походы далеко в глубь половецких степей. Уничтожение половецких юрт и телег, захват стад рогатого скота, лошадей, верблюдов и овец подрывали экономическую базу кочевников.

И походы эти проводились в конце зимы - начале весны. Когда главное оружие половцев - их кони - были истощены зимней бескормицей. Кочевники ведь не заготавливали для скота корма на зиму, зимой их скот кормился, выбивая копытами из-под снега прошлогоднюю траву. Но если случалась оттепель, а после нее ударял мороз, то степь покрывалась коркой льда - и лошади только кровавили ноги...

Ф.А. Бруни. Битва на Сале, где Владимир Мономах разбил половцев.

В марте 1103-го Мономах организует поход силами Киевской, Переяславской, Черниговской, Волынской, и - небывалый случай! - Полоцкой земли. (Которая уже век как считалась на Руси отрезанным ломтем и в общерусских делах не участвовала.) Далеко в Приазовье, на реку Сутень (возможно, это нынешняя Молочная16).

Там 4 апреля русские дружинники и ополченцы-горожане встретили половецкие полчища, которые были "словно лес", и "нельзя было окинуть их взором". Но "с весельем"17 (настал час расплатиться сполна!) атаковали их! И наголову разгромили - и надолго обезвредили приазовских половцев.

А 26 февраля 1111 года киевляне, переяславцы, черниговцы и волынцы выступают на половцев донских, на реку Северский Донец. Берут город Шарукань, город Сугров, а 24 марта (постановив "стать крепко" и, если надо, "принять смерть"18) разбивают собранное донскими ханами войско.

А 27 марта, на реке Сальнице, и еще одно - которое, "словно великий лес", "тьмами тьмы обступило полки русские"19...

  • И воистину светло и свято
  • Дело величавое войны.
  • Серафимы, ясны и крылаты,
  • За плечами воинов видны.

Эти написанные в 1914-м строки Николая Гумилева фактически иллюстрируют летописный рассказ о битве 27 марта 1111-го. Согласно которому, пленные половцы видели на небе помогающих русским ангелов "с оружием светлым и страшным"20...

В поход 1116 года 63-летний Мономах и черниговский князь Давыд Святославич сами уже не идут, а посылают сыновей - соответственно Ярополка и Всеволода. И те снова громят донецкие кочевья, снова берут и Шарукань, и Сугров, и еще город Балин.

И вот наконец в 1120-м Ярополк Владимирович, придя на Донец в третий раз, половцев там не обнаруживает! Они откочевали куда-то далеко от границ Руси! От греха, от Мономаха подальше...

Князь Владимир Мономах убеждает князей о необходимости похода на половцев в 1103 году. Фото: Хромолитография И.Пашкова. 1904 г.

"И долго ходило предание о том, как пил он Дон золотым шеломом, как загнал окаянных агарян за Железные ворота"21... Да, по этому преданию - изложенному летописцем XIII века - хана Отрока (Атрака) Мономах загнал за Кавказский хребет, в Грузию!

Последний подвиг

Вот этот авторитет - заработанный благородством в политике и разгромом половцев - и стал причиной того, что после смерти в апреле 1113 года Святополка Изяславича старший на Руси княжеский стол занял именно Мономах. По настоянию киевлян!

Хотя старшим среди потомков Ярослава Мудрого был тогда Давыд Святославич. А если исходить из принципа "Пусть каждый держит отчину свою", то Киев должен был достаться сыну умершего киевского князя Ярославу Святополчичу - мелкотравчатому "Ярославцу"...

Этот же авторитет помог Мономаху совершить его последний подвиг - затормозить ускорившийся на рубеже XI - XII веков распад Древнерусского государства.

В княжение его в Киеве (1113-1125) - это было действительно единое государство: три четверти территории Руси контролировал либо сам Владимир, либо его сыновья и другие послушные вассалы, которые по первому зову являлись к нему с войсками. Ибо с Мономахом шутки плохи!

А. Земцов. Смерть Владимира Мономаха. 1890-е годы.

Глеб Всеславич минский, захвативший не принадлежавший ему Друцк, в том же 1116 году был осажден войсками Мономаха в Минске и принужден дать клятву во всем быть покорным Киеву. А в 1119-м - брошен в киевскую тюрьму.

Непокладистого Ярослава Святополчича волынского точно так же осадили в 1117 году в его Владимире (ныне Владимир-Волынск) и принудили к изъявлению покорности. А в 1118-м - к бегству в Польшу...

Да, это был не ангел. Как явствует из адресованного в те годы Мономаху "Послания" митрополита Никифора, князь был слишком скор на расправу - так, что карал и невинно оклеветанных...

При этом - по свидетельству того же Никифора - оставался неприхотлив в быту. Воздержан в еде и питье, мог спать и на голой земле. В лесу, на охоте, носил "нищенскую" одежду, а в княжескую переодевался только перед входом в город22.

И в памяти современников Владимир Мономах - скончавшийся 19 мая 1125 года - остался как "добрый страдалец за Русскую землю", который "многий пот утер за землю Русскую"23

  • 1.Поучение // Карпов А.Ю. Великий князь Владимир Мономах. М., 2015. С. 222.
  • 2.Там же.
  • 3.См. напр.: Карпов А.Ю. Указ. соч. С. 260.
  • 4.Поучение. С. 240.
  • 5.Там же. С. 227, 240.
  • 6.Цвелых А.Н. Загадочные летописные животные Древней Руси // Природа. 2021. N 2 (1266). С. 25-29, 32, 39-40.
  • 7.Письмо князю Олегу Святославичу // Карпов А.Ю. Указ. соч. С. 276.
  • 8.Поучение // Карпов А.Ю. Указ. соч. С. 238.
  • 9.Письмо князю Олегу Святославичу // Карпов А.Ю. Указ. соч. М., 2015. С. 275.
  • 10.Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 1997. Стб. 256.
  • 11.Там же. Стб. 222, 225.
  • 12.Там же. Стб. 277.
  • 13.Там же. Стб. 227.
  • 14.Там же. Стб. 279.
  • 15.Поучение // Карпов А.Ю. Указ. соч. С. 240.
  • 16.Кудряшов К.В. Половецкая степь. М., 1948. С. 91-95.
  • 17.Полное собрание русских летописей. Т. 1. Стб. 278.
  • 18.Полное собрание русских летописей. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 1998. Стб. 266.
  • 19.Там же. Стб. 267.
  • 20.Там же. Стб. 268.
  • 21.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1-2 // Соловьев С.М. Соч. В 18 кн. Кн. 1. М., 1993. С. 377.
  • 22.Послание митрополита Никифора о посте // Карпов А.Ю. Указ. соч. С. 298, 300.
  • 23. Полное собрание русских летописей. Т. 2. Стб. 289, 303.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться