издается с 1879Купить журнал

Окопная правда Сталинграда

Свидетельства очевидцев битвы, начавшейся в июле 1942 года

Уличный бой в Сталинграде.

Георгий Зельма / РИА Новости

Уличный бой в Сталинграде.

Звук, от которого кишки узлом завязываются...

Физик, лауреат Государственной премии СССР за работы в области полупроводников академик Исаак Михайлович Цидильковский (1923-2001), которому во время Сталинградской битвы было 19 лет, вспоминал:

И.М. Цидильковский (1923-2001).

"23 июля 1942 г., солнечное утро. Мы рыли окопы на западной окраине города. То, что мы увидели в то утро, показалось фантасмагорией: небо было усеяно серебристыми букашками, которые поочередно группами резко сваливались вниз. За 20-30 минут весь горизонт покрылся сплошным облаком дыма... В городе, растянувшемся узкой полосой вдоль Волги на несколько десятков километров, постройки были большей частью деревянными. Все полыхало. Немцы предпринимали и психические атаки: пикирующие бомбардировщики сбрасывали пустые продырявленные металлические бочки, издававшие душераздирающие свистящие звуки"1.

Может быть, это единичное свидетельство, которому нельзя доверять? Но вот читаем воспоминания участницы Сталинградской битвы, разведчицы 748-го зенитно-артиллерийского полка Марии Матвеевой: "Начались "психические бомбежки". Кроме бомб немцы бросали с самолетов железные бочки с отверстиями, сделанными так, что пока бочка летит, то издает страшный, сверлящий звук, от которого холодит душу, а в животе кишки словно узлом завязываются - такая дикая боль"2.

Летчик смотрел на нас в упор...

Огонь, "тяжелый смрад от пожаров"3, рождающий панику душераздирающий свист продырявленных бочек - все это приводило к тому, что "мирные жители с обезумевшими от страха глазами искали спасения у Волги, пытаясь переправиться на восточный ее берег"4.

Вот рассказ находящегося посередине реки в лодке беззащитного человека, которого атакует боевой самолет. Основоположник и пропагандист бригадного подряда в промышленном строительстве, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР Владислав Пахомович Сериков (1927-1994), которого война застала 14-летним в Сталинграде, вспоминал:

В.П. Сериков (1927-1994).

"Я оказался в одной лодке с речником и женщиной с ребенком. Лодчонка была старая, дырявая, приходилось все время вычерпывать. Я греб, женщина выливала воду, речник держал на руках ребенка. И вдруг, мы были уже на середине Волги, появился "мессершмитт", пошел на нас. Женщина выхватила у речника ребенка и прижала к себе. Я ясно видел летчика и мог бы узнать, мне кажется, его и сейчас: так врезалось в память его лицо. Но он почему-то не стрелял. Сделал круг, пошел на второй. Речник сказал: "Ну, все!" Снял фуражку, вытер платком вспотевшую, наголо остриженную голову. "Мессер" снизился, летчик смотрел на нас в упор - очки закрывали глаза. Прошел над нами второй раз, только смотрел: на речника, на меня, на женщину с ребенком, я неистово греб. Лодка неслась, но он не стрелял. Почему? Это до сих пор для меня остается загадкой. Сделал еще круг, прошел над лодкой, почти касаясь ее, и улетел в сторону города. Мы выбрались на берег..."5

Огненной лентой горела река...

Приведем несколько свидетельств Александра Федоровича Семенова (1921-1988), получившего за оборону Сталинграда медаль "За отвагу". После войны он работал в школах учителем истории, опубликовал десятки, если не сотни статей о фронтовиках в местной газете, но обнаруженные в архиве его воспоминания о Сталинградской битве так и остались при жизни не опубликованными.

А.Ф. Семенов (1921-1988)

Вот картина пылающего Сталинграда из воспоминаний Семенова:

"До Сталинграда шли пешком. По дорогам стояли заградительные отряды... Город горел. Особенно страшно было смотреть на район нефтехранилищ. Огромные столбы пламени высоко взвивались вверх, словно стремясь прожечь насквозь синеву неба. Потоки горящей нефти и бензина устремились к Волге. Сплошной огненной лентой горела поверхность реки, горели пароходы, катера, лодки, стоящие у причала. Горели многоэтажные дома от фугасных бомб... Визг летящих с высоты бомб сливался с шумом рушившихся построек..."6

Фашисты нам предлагали спеть "Катюшу"

"Мы на заводе "Красный Октябрь", - читаем в воспоминаниях А.Ф. Семенова, - под цементированным железобетонным полом прокатного цеха. 25 октября 1942 г. я установил радиосвязь с артиллерийскими батареями, которые стояли на правом берегу Волги в лесах..."7.

Страница воспоминаний А.Ф. Семенова (1921-1988) Фото: Государственный архив в г. Шадринске

"Бой шел за каждое перекрытие, подвал завода. Отдельных разрывов снарядов и бомб не было слышно. Все слилось в сплошной чудовищный грохот, треск. Поднятая гарь, пыль от рушившихся стен завода поднялась так сильно, что мы не видели друг друга на полметра. На каждом метре вперемешку лежали убитые советские солдаты и немцы. Командиры были убиты или ранены. Их заменяли сержанты или солдаты. Все отсеки подвалов были забиты ранеными. Смерть для многих раненых казалась лучшим средством избавиться от страданий.

Фашисты сидели от нас на расстоянии капитальной стенки подвала. Они не раз предлагали нам спеть песню "Катюшу" и наигрывали ее мотив на губной гармонике. Мы посылали фашистам русские проклятия...

Освещались мы путем горящей резиновой обмотки телефонного кабеля, который натягивали с угла на угол отсека и поджигали. Копоти от провода было так много, что из блондина я превратился в брюнета... Взамен мы получали небольшой свет. Насекомых на нас развелось так много, что бить их с помощью ногтя было бесполезно, поэтому швы белья и рубашки с насекомыми мы также прожигали на огне кабеля"8.

"Овраг смерти" и противотанковые собаки

"Еще тяжелее, - пишет далее А.Ф. Семенов, - для нас стал ноябрь 1942 г.. Враг захватил завод "Баррикады", что правее нас, и вышел к Банному оврагу. Мы оказались в полукольце... Фашисты стали более наглыми. Через капитальную стену цеха они кричали нам: "Рус, Иван! Сдавайтесь! Волга, буль-буль!" Мы отвечали бранью или направляли на них очередь артогня с наших батарей... Нам стали выдавать по сухарику в день, табаку совсем не стало. Воды давали по два глотка в день, чтобы смочить язык и гортань. Больше всего мучило отсутствие воды. Язык распухал так, что трудно было говорить. Иногда мне казалось, что я могу выпить целое ведро без отрыва"9.

"Немецкие снайперы днем и ночью охотились за нами. Всех, кто отваживался идти к Волге, убивали... Возле цеха можно было видеть много убитых бойцов в застывших позах. Одни в окоченевших руках сжимали винтовку, другие держали в руках термосы.

Бои в Сталинграде. Фото: Георгий Зельма / РИА Новости

С запада к Волге тянулся овраг, где раньше сваливался с завода шлак. Этот овраг назвали Шлаковая горка... Убитых бойцов в овраге было так много, что мы его звали "оврагом смерти". Днем пройти через овраг было невозможно. Гитлеровцы обстреливали каждый камень, каждый метр земли"10.

"Никому не хотелось умирать не в бою. Решили бросать жребий и ходить за водой втроем. Если одного убьют, то двое вернутся с термосами воды. Началась жеребьевка. Дошла очередь до нашей тройки. Пошли Рожков, Ерохин и замыкающим - я. Ползли ночью, небольшими пробежками. Прятались за тела убитых людей, за камни, искореженные снарядами, кровельное железо. Разрывные пули немца прошивали тела убитых, но спасали нам жизнь. Проход через "овраг смерти" казался мне вечностью. Снайпер убил среднего - моего лучшего друга Ерохина. Мы его похоронили с Федей Рожковым в овощном погребе (картофельной яме) у разбитого деревянного дома. Обратно вернулись с водой. В моей шинели осталось три отверстия от пуль"11.

В Сталинграде, "особенно в его северной части - в районе тракторного завода, практически не осталось собак: немцы перестреляли их по той причине, что защитники города использовали четвероногих в качестве истребителей танков. Была создана специальная команда, в которой хвостатых бойцов обучали (и небезуспешно) подрывать бронированные машины с крестами на башнях..."12

Участник Сталинградской битвы сержант Мансур Абдулин (1923-2007) позже вспоминал о ноябре 1942 г.:

"На днях я впервые увидел противотанковых собак. Собаководом оказался рыжий мужик из Красноярского края - земляк мой. Разговорились. Собак обучали три месяца: кормили их только под движущимся танком. Для каждой собаки был приготовлен тючок с взрывчаткой килограммов на восемь. Из тючка торчит антенна, соединенная с взрывателем. Со стороны немцев показались танки, и навстречу им понесся черный лохматый клубок! За ним - второй, третий... Первая же собака уничтожила танк мощным взрывом. Потом донесся второй взрыв, третий... Фашистские танкисты стали круто разворачивать свои машины и на предельной скорости исчезли. От противотанковых собак не было спасения!.. Из наших окопов закричали "Ура!"..."13

Немецкие огневые позиции из замерзших трупов

19 ноября 1942 г. началось контрнаступление Красной армии, и 23 ноября замкнулось кольцо окружения вокруг 6-й армии вермахта. Участник боев по окружению Мансур Абдулин вспоминал:

Бои в Сталинграде. Фото: Георгий Зельма / РИА Новости

"Фашисты почему-то ленились рыть для себя окопы. То ли не рассчитывали долго засиживаться в котле, то ли не по зубам оказалась им наша мерзлая земля под Сталинградом. Не знаю. Но бывало, что свои огневые позиции они строили из замерзших трупов. В два-три слоя выложат стенку из трупов вокруг себя, засыплют ее снегом - и готово укрытие. Окоченевшие трупы мертвых гитлеровцев защищали живых от пуль и осколков. Но не завидовал я немцам, когда наступали внезапные оттепели... Да и наши полковые 76-миллиметровые пушки легко разрушали подобные "инженерные сооружения"14.

Шоколад с немецких самолетов

"В январе, - снова читаем воспоминания А.Ф. Семенова, - нас сильно забавляло получение "посылок с продуктами" от немецких летчиков. Мы зажигали костры или стреляли из ракетниц, когда появлялись немецкие самолеты над городом. Они сбрасывали нам посылки, думая, что получают их немцы. Мы с удовольствием ели немецкий хлеб-эрзац, масло, шоколад. Ели за упокой души фрицев, гансов, которые так сильно гибли от голода в окруженном Сталинграде...

Вечером 26 января в районе Мамаева кургана произошла встреча войск 21-й армии Донского фронта с войсками 62-й армии Сталинградского фронта. Окруженная группировка немцев была расчленена на две части.

31 января южная группа во главе с фон Паулюсом сдалась, а "наша", северная группа немцев в районе завода "Баррикады", не сдавалась. Мы ходили "выкуривать" огнеметом фашистов из подвалов завода. Грязные, оборванные, со взглядом затравленного волка вылезали они из подвалов. Многие выскакивали из подвалов с горящей одеждой после нашего выстрела из огнеметов. Видел целые штабеля немецких трупов, сложенных в инструментальном цехе завода, погибших от нашего оружия, голода, тифа"15.

Фрицы с юбками на голове

И вот начало февраля 1943 г. - завершающие дни Сталинградской битвы. Читаем записи А.Ф. Семенова:

"2 февраля немцы начали сдаваться. К нам приехали кинооператоры, начались съемки. Вместе со своими друзьями принимал на льду Волги, недалеко от завода "Красный Октябрь", капитуляцию немцев. Тряслись фрицы, как осиновый лист на ветру. У многих на ногах навернуты различные тряпки, а на головах женские платки, шали и просто юбки. Так выглядела "непобедимая" шестая немецкая армия фон Паулюса.

3 февраля на льду Волги мы "принимали парад" немцев для отправки их в спецлагеря.

А 4 февраля я участвовал в захоронении нескольких сот наших бойцов и командиров в большой авиационной воронке, недалеко от завода "Красный Октябрь"16.

  • 1. Цидильковский И.М. Полвека с полупроводниками // Урал. 1996. N 10. С. 136.
  • 2. Матвеева М. Истребительный батальон // Юность. 1982. N 5. С. 15.
  • 3. Цидильковский И.М. Полвека... С. 138.
  • 4. Там же. С. 138.
  • 5. Сериков В. Договор по совести. Записки бригадира // Октябрь. 1984. N 1. С. 6-7.
  • 6. Государственный архив в г. Шадринске (ГАШ). Ф. 1077. Оп. 1. Д. 471. Л. 52.
  • 7. ГАШ. Ф. 1077. Оп. 1. Д. 185. Л. 2.
  • 8. ГАШ. Ф. 1077. Оп. 1. Д. 471. Л. 53.
  • 9. Там же. Л. 54.
  • 10. ГАШ. Ф. 1077. Оп. 1. Д. 185. Л. 3.
  • 11. ГАШ. Ф. 1077. Оп. 1. Д. 471. Л. 55.
  • 12. Рощупкин В. От бункера Паулюса до бункера Гитлера // Военные знания. 2007. N 3. С. 24.
  • 13. Абдулин М. 160 страниц из солдатского дневника / лит. обработка Г. Юдиной. М., 1985.
  • 14. Там же.
  • 15. ГАШ. Ф. 1077. Оп. 1. Д. 185. Л. 6-7.
  • 16. Там же. Л. 7.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться