издается с 1879Купить журнал

"Будем честно мы слать позывные - эту вечную дань кораблей..."

О море и моряках он писал и пел всю жизнь

"Меня часто спрашивают, не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал, не шоферил... Я просто пишу от первого лица, и, вероятно, это вводит в заблуждение..." - говорил на своих выступлениях Владимир Высоцкий.

Кадр из фильма "Интервенция".

РИА Новости.

Кадр из фильма "Интервенция".

Его влекли Север, горы, океан, все далекое и неведомое - вплоть до космоса ("Я б тоже согласился на полет...") и даже других измерений ("Тропы еще в антимир не протоптаны..."). В песнях он проживал множество чужих жизней как свои - перегонял МАЗы, добывал золото, управлял истребителем...

И, конечно, бороздил моря.

"Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты"

Высоцкий не раз ощущал под ногами палубу, так что полностью сухопутным человеком его не назовешь.

Еще в 1961 году на съемках "Увольнения на берег" в Севастополе он около месяца прожил на крейсере "Михаил Кутузов" (ныне - корабль-музей в Новороссийске). С 1968 года регулярно ходил в круизы, в том числе с Мариной Влади, - по Черному морю и даже за границу, с заходом на Мадейру и Канары.

Капитану теплохода "Грузия" Анатолию Гарагуле Высоцкий посвятил песню "Человек за бортом" (1969):

  • Они зацепят меня за одежду, -
  • Значит, падать одетому - плюс, -
  • В шлюпочный борт, как в надежду,
  • Мертвою хваткой вцеплюсь.

Еще одному морскому другу Высоцкого - капитану теплохода "Шота Руставели" Александру Назаренко - посвящена песня 1971 года:

  • Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты -
  • И хрипят табуны, стервенея, внизу.
  • На глазах от натуги худеют канаты,
  • Из себя на причал выжимая слезу.

Солдаты, летчики, моряки были для Высоцкого людьми особенными. "Я... стараюсь для своих песен выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, которые каждую следующую минуту могут заглянуть в лицо смерти..." - говорил он.

Неудивительно, что моря в его песнях - целое море.

"Корабли постоят - и ложатся на курс"

Уже первая песня Высоцкого "Сорок девять дней" - о море: "Суров же ты, климат охотский..." В январе 1960 года шторм унес от курильского острова Итурупа в океан баржу Т-36 с четырьмя срочниками - рядовыми Крючковским, Поплавским, Федотовым и младшим сержантом Зиганшиным. Лишь через 49 дней их спас американский авианосец "Кирсардж". Об этом Высоцкий и сочинил свою первую песню (или, скорее, "нулевую", так как сам он первой называл "Татуировку"), к которой, впрочем, всерьез не относился.

Владимир Высоцкий. 1968 год. Фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости.

Куда серьезнее и проникновеннее - песня 1966 года:

  • Корабли постоят и ложатся на курс,
  • Но они возвращаются сквозь непогоды.
  • Не пройдет и полгода - и я появлюсь,
  • Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода.

Ее мелодия напоминает другую песню Высоцкого того же периода, прозвучавшую в фильме "Вертикаль" Станислава Говорухина и Бориса Дурова, - "Прощание с горами". Это показательно: Высоцкого равно манили горная и морская стихии. Позже в "Гимне морю и горам" он сформулирует: "Благословенны вечные хребты, благословен Великий океан". В "Шторме" скажет еще чеканнее: "Кто в океане видит только воду, тот на земле не замечает гор". Море и горы у него словно отражаются друг в друге.

Среди морских песен Высоцкого есть и подводные - надрывная "Спасите наши души" о гибнущей подлодке (1967) и "Марш аквалангистов" (1968):

  • В пучину не просто полезли,
  • Сжимаем до судорог скулы,
  • Боимся кессонной болезни
  • И, может, немного акулы...

А несколько раньше он написал:

  • Сыт я по горло, до подбородка.
  • Даже от песен стал уставать.
  • Лечь бы на дно, как подводная лодка,
  • Чтоб не могли запеленговать...

Настоящий художник всегда подобен айсбергу: насколько он над водой, настолько же и под ней.

Афиши фильмов с участием В. Высоцкого.

"Ловите ветер всеми парусами"

Несколько циклов морских песен Высоцкий написал специально для кино - тот случай, когда заказ и личный интерес совпали. Далеко не всегда эти песни в итоге прозвучали с экрана, но так или иначе - они живут.

Две песни написаны в 1969 году для дальневосточного фильма "Внимание, цунами!" Георгия Юнгвальда-Хилькевича:

  • На море штиль, но в мире нет покоя -
  • Локатор ищет цель за облаками.
  • Тревога, если что-нибудь такое,
  • Или сигнал: внимание - цунами!

Эта песня в фильм не вошла, зато прозвучала вторая:

  • Здесь до утра пароходы ревут
  • Средь океанской шумихи -
  • Не потому его Тихим зовут,
  • Что он действительно тихий.

Высоцкий собирался сниматься в арктическом фильме Альберта Мкртчяна и Леонида Попова "Земля Санникова" по одноименному роману геолога, академика Владимира Обручева и предлагал в эту картину ряд песен, включая "Балладу о брошенном корабле" (1970):

  • Киль - как старый неровный
  • Гитаровый гриф, -
  • Это брюхо вспорол мне
  • Коралловый риф.
  • Задыхаюсь, гнию - так бывает:
  • И просоленное загнивает...

Туда же предлагалось "Белое безмолвие" (1972):

  • Все года, и века, и эпохи подряд
  • Все стремится к теплу от морозов и вьюг.
  • Почему ж эти птицы на север летят,
  • Если птицам положено только на юг?

Увы, в "Землю Санникова" не попали ни песни Высоцкого, ни он сам. Его роль сыграл Олег Даль, за которого пел Олег Анофриев - в том числе знаменитую песню "Есть только миг". А "Белое безмолвие" прозвучало в ленте 1976 года "Семьдесят два градуса ниже нуля" Сергея Данилина и Евгения Татарского - не об Арктике, а об Антарктике.

Афиши фильмов с участием В. Высоцкого.

Столь же безуспешно Высоцкий предлагал корсарскую песню "Еще не вечер" (1968) в фильм Владимира Бычкова "Мой папа - капитан". Но как она могла попасть на экран, если была не о пиратах, а об опальном Театре на Таганке:

  • Кто хочет жить, кто весел, кто не тля,
  • Готовьте ваши руки к рукопашной!
  • А крысы пусть уходят с корабля -
  • Они мешают схватке бесшабашной.

"Вы возьмите меня в море, моряки"

В 1974 году Сергей Тарасов снял на Рижской киностудии фильм "Морские ворота". С Высоцким он был давно знаком: именно Тарасов писал сценарий для "Вертикали", где Высоцкий впервые запел с экрана в полный голос (в более ранней ленте Виктора Турова "Я родом из детства" он тоже пел, но, скажем так, вполголоса). По предложению Тарасова Высоцкий написал для "Морских ворот" несколько песен. В одной из них были строки, отсылающие к названию фильма: "Растворятся морские ворота страны перед каждым своим моряком". Другая рассказывала о любви между двумя судами (в этой песне снова появилось число "двадцать тысяч", но уже применительно не к мощности, а к водоизмещению):

  • Тот, что побольше, мерз от отвращенья,
  • Хоть был железный малый, с крепким дном,
  • Все двадцать тысяч водоизмещенья
  • От возмущенья содрогались в нем!

В тот же фильм предлагалась песня "Моим друзьям":

  • Всем делам моим на суше вопреки
  • И назло моим заботам на земле
  • Вы возьмите меня в море, моряки,
  • Я все вахты отстою на корабле!

Ни одна из песен Высоцкого по воле неких чиновников в "Морские ворота" не вошла. Но картина все равно получилась музыкальная - для нее написали песни (включая знаменитую "Подарите мне море") Юрий Визбор, Сергей Никитин и Виктор Берковский. А упомянутую "Моим друзьям", причем на мелодию Вениамина Баснера, исполнял эстрадный певец Эдуард Хиль...

В фильме "Контрабанда" Станислава Говорухина (1974) прозвучали две песни Высоцкого. В первой - "Жили-были на море..." - вновь рассказывалось о кораблиной любви. Во второй провозглашалось:

  • И если уж сначала было слово на Земле,
  • То это, безусловно, - слово "море"!

Песнями Высоцкого Говорухин, помня успех "Вертикали", наполнил и одну из следующих своих картин - "Ветер "Надежды" 1977 года о курсантах и парусной регате. Фильм открывала "Начальная песня":

  • Впереди - чудеса неземные!
  • А земле, чтобы ждать веселей,
  • Будем честно мы слать позывные -
  • Эту вечную дань кораблей.

Дальше звучат "Шторм":

  • Мы на приметы наложили вето -
  • Мы чтим чутье компасов и носов.
  • Упругие, тугие мышцы ветра
  • Натягивают кожу парусов.

"Гимн морю и горам":

  • Потери посчитаем мы, когда пройдет гроза,
  • Не сединой, а солью убеленные,
  • Скупая океанская огромная слеза
  • Умоет наши лица просветленные.

"Становись моряком":

  • По сигналу "Пошел!" оживают продрогшие реи,
  • Горизонт опрокинулся, мачты упали ничком.
  • Становись, становись, становись человеком скорее, -
  • Это значит на море - скорей становись моряком!

Высоцкий предлагал свои песни и в "Место встречи изменить нельзя", но Говорухин счел, что это может разрушить образ Жеглова. Все, что он здесь позволил Высоцкому, - это спеть под пианино "Лилового негра" Вертинского.

Кадр из фильма "Увольнение на берег".

"Кранцы за борт!", "Отдать носовые!"

Чуткий к слову, Высоцкий интересовался морской терминологией и жаргоном. В его песнях нередки профессиональные выражения:

  • И команды - короткие, злые, -
  • Быстрый ветер уносит во тьму:
  • "Кранцы за борт!", "Отдать носовые!"
  • И - "Буксир, подработать корму!"

Или:

  • В напряженье матросы, ослаблены шпринги...
  • Руль полборта налево - и в прошлом земля!

Или:

  • Мы говорим не штормы, а шторма...

Разумеется, не обходилось без ошибок, неизбежных для непрофессионала. Из первоначального варианта песни "Спасите наши души":

  • Но здесь мы на воле -
  • Внизу, а не там!
  • Свихнулись мы, что ли, -
  • Всплывать в минном поле?!
  • "А ну без истерик!
  • Мы врежемся в берег", -
  • Сказал капитан...

Позже автор провел работу над ошибками:

  • Но здесь мы на воле -
  • Ведь это наш мир!
  • Свихнулись мы, что ли, -
  • Всплывать в минном поле?!
  • "А ну без истерик!
  • Мы врежемся в берег", -
  • Сказал командир.

Есть вопрос и к песне "Про речку Вачу и попутчицу Валю", в которой фигурируют старатели и бичи - не то бодайбинские, не то магаданские:

В. Высоцкий в фильме "Место встречи изменить нельзя".
  • Третий месяц я бичую,
  • Так как списан подчистую
  • С китобоя-корабля...

У моряков китобоем принято называть человека, а промысловое судно - китобойцем.

"Вернусь к тебе, как корабли из песни"

Морские образы присутствуют и в самом последнем стихотворении Высоцкого, написанном в июне 1980 года и посвященном Марине Влади:

  • Лед надо мною, надломись и тресни!
  • Я весь в поту, как пахарь от сохи.
  • Вернусь к тебе, как корабли из песни,
  • Все помня, даже старые стихи.

Корабли здесь - те самые, что сначала постоят, а потом ложатся на курс. Но они, как мы помним, непременно возвращаются. Сквозь любые непогоды.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться