издается с 1879Купить журнал

Котовский с большой дороги

Материалы следственных дел легендарного начдива Красной армии, погибшего сто лет назад, рассказали о его разбойной юности

Советский военачальник Г.И. Котовский.

Советский военачальник Г.И. Котовский.

Забытый герой

Сто лет назад, 6 августа 1925 г., под Одессой был убит легендарный советский военачальник эпохи Гражданской войны, "бессарабский Робин Гуд" Григорий Иванович Котовский (12 июня 1881 - 6 августа 1925 ).

Обложка 1-го тома сборника документов.

Котовский прославился прежде всего в Бессарабии и на Украине. Еще в 1917 г. он пошел служить в армию рядовым, в 1919-м - уже командир бригады, а чуть позднее - дивизии и корпуса. Вряд ли такую стремительную карьеру мог сделать человек бесталанный. В 1919-м во главе 2-й бригады 45-й стрелковой дивизии он в составе Южной группы войск 12-й армии под командованием не менее знаменитого советского военачальника Ионы Эммануиловича Якира совершил героический поход по тылам белых и соединился со своими. В феврале 1920-го участвовал во взятии Одессы, позднее воевал с махновцами и тамбовскими крестьянами. Был награжден тремя орденами Красного Знамени (за взятие Одессы у деникинцев; за ликвидацию петлюровцев и 3-й Русской армии генерала П.Н. Врангеля под Волочиском и за ликвидацию отряда генерала Ю.О. Тютюнника под Киевом) и Почетным революционным оружием (за ликвидацию отряда И.С. Матюхина при подавлении Тамбовского восстания). Бурная жизнь Котовского оказалась недолгой - в 44 года по неясным причинам он был застрелен своим знакомым.

В память о военачальнике в свое время называли города, села и улицы, заводы и фабрики, сочиняли стихи, снимали фильмы, писали книги, открывали памятники. Сегодня же его имя помнят немногие.

Подвиг историка

Тем не менее год 100-летия гибели Котовского, а также предшествующий ему ознаменовались выходом серии серьезных трудов молдавского ученого Леонида Авраамовича Мосионжника, раскрывающих прежде неизвестные подробности дореволюционной биографии Григория Ивановича. Речь идет о монографии "Робин Гуд глазами шерифа: Г.И. Котовский по материалам следственных дел"1 и о пяти томах сборника документов "Следственные дела Г.И. Котовского. 1905-1917"2, вышедших в издательстве "Нестор-История". Объем последнего издания - ни много ни мало 2236 страниц. Трудно представить, что все это результат работы одного энтузиаста.

Сборник документов содержит материалы следственных дел в отношении Котовского с 1905 по 1917 г., которые хранятся в Национальном архиве Республики Молдова (с 2019 г. - Национальное архивное агентство), а также в Центральном государственном историческом архиве Украины. Эти документы публикуются в большинстве своем впервые, а многие события, которые затрагивает сборник, прежде или вовсе не освещались, или излагались в романтическом ключе.

По сути, это настоящий научный подвиг, не замеченный академическим сообществом. Восполним этот пробел.

Черно-белая биография

Дореволюционная биография Котовского до сих пор таит в себе немало загадок. Причина этому - в специфичности жизненного пути будущего красного командира. Не найдя себя в профессии агронома и оказавшись в местах лишения свободы, Котовский в конце 1905 г. вышел на "большую дорогу". Однако неудобные факты криминального прошлого будущего "героя Гражданской" не вписывались в советскую каноническую биографию и могли скомпрометировать образ славного революционера, поэтому не освещались, а в постсоветский период интерес к Котовскому резко упал.

Еще при жизни о Котовском слагали различные анекдоты. В газетах печатался его "донжуанский список", ходили рассказы о том, что он грабил богатых и раздавал награбленное бедным, а однажды оставил рядом с ограбленным "бомбу", которая якобы взорвется при малейшем движении, на поверку оказавшуюся яблоком, завернутым в фольгу.

О дореволюционном Котовском впоследствии сложилось две легенды - черная и белая. Черная легенда представляла Григория Ивановича отпетым уголовником. Согласно белой легенде, он был не то сознательным революционером, не то стихийным большевиком. В действительности, как утверждает Л.А. Мосионжник, подкрепляя свои наблюдения обширным документальным материалом, одной краской окрашивать биографию Котовского нельзя. Тут много разных оттенков.

Вежливые разбойники

Его уголовное прошлое несомненно. Но часто криминал был с элементами маскарада. Необычным было уже то, как "котовцы" обставляли свои разбойные нападения и грабежи. Они одевались будто на парад - надевали пальто, пиджачные костюмы, галстуки, котелки - требовалось смешаться с респектабельными горожанами3.

Родной дом Г.И. Котовского.

Котовский старался избегать кровопролития и лишь запугивал жертв, причем на его руках не было крови - ни одного убийства ему до революции так и не инкриминировали. Оружие использовали только для устрашения и при необходимости не стреляли, а били револьверами потерпевших по рукам4. Интересно и то, что в случае сопротивления налеты срывались5.

Был у предводителя разбойников и своеобразный моральный кодекс (его корни восходят к традициям молдавских гайдуков), запрещавший не только убивать, но и отбирать у потерпевших последнее. К примеру, ограбленной в ноябре 1905 г. на дороге в Бардарском лесу под Кишиневом няне Д.Г. Евграфовой, когда та расплакалась, Котовский возвратил 10 рублей6. Могли угостить ограбленных папиросами и оставить мелкие деньги на пропитание7. Старались не трогать извозчиков, которые хорошо знали дорогу и могли дать важные показания полиции. А в ходе налета на квартиру доктора Л.Р. Бродовского в Одессе в январе 1916 г. даже отправили фельдшерицу за валерьянкой для потерпевшей8. В другом случае ограбленный пожаловался на бедность и просил вернуть ему отобранное. Котовский записал его адрес и ответил, что сам в данный момент нуждается, но дает слово вернуть деньги через 10-15 дней9. Доходило до того, что один из ограбленных в показаниях сообщал: "Разбойники не позволили себе ни физического насилия, ни вообще какой-либо грубости и были очень вежливы"10. Более того, в 1916 г. Котовский на суде стал оспаривать заявление одного из потерпевших, что назвал того при грабеже "сукиным сыном".

Судя по всему, никакой укоренившейся идеологии у предводителя шайки в ту пору не было. Известно же, что молодой Котовский тяготел вовсе не к большевикам, а к анархистам.

Л.А. Мосионжник детально представляет членов его группировок 1905-1907 гг. (10 человек) и 1915-1916 гг. (15 человек), дает их коллективный портрет11. Интересно, что никто из первого состава, кроме, естественно, самого предводителя, во вторую группировку военного времени не вошел, зато на кадрах "котовцев" отразилась Первая мировая война - шайка, помимо уголовников, тогда пополнилась и дезертирами. Изменился и национальный состав - если в 1905-1907 гг. это были в основном молдаване, то теперь половину группы составляли евреи.

Г.И. Котовский в кандалах. 1906 г.

Скрупулезное изучение следственных документов позволило составить и групповой портрет жертв Котовского. Всего среди ограбленных фигурируют 87 человек, причем 80% из них были евреями. Однако это связано не с антисемитизмом (тем более что и в шайке Котовского было немало евреев), а с тем, что мелкие торговцы-евреи чаще всего ездили по бессарабским дорогам со своим товаром, что и привлекало грабителей.

Аресты и побеги

В феврале 1906 г. Котовский был арестован12, но уже в августе совершил побег, несмотря на то, что его, как пытавшегося неоднократно бежать, держали в кандалах. Кишиневская губернская тюрьма составила словесный портрет беглеца для розыска: "23 лет [свой возраст он занижал], росту 2 арш[ина] 7 вер[шков], лицо чистое, круглое, полное, глаза карие, волосы и брови т[емно-]русые, борода бритая т[емно-]русая, усы т[емно-]русые небольшие жидкие. Особые приметы - два маленьких круглых темных пятнышка на обеих щеках под глазами"13. Отметим, что темные пятнышки, по предположениям исследователей, могли быть татуировками14.

Довольно быстро, уже в сентябре, Григория Ивановича поймали, а в апреле 1907 г. судили, приговорив к десяти годам каторги (затем ему добавили еще два года по другому делу). На втором суде в ноябре 1907 г. Котовский вдруг заявил, что сожалеет, что потратил много сил на безнравственные разбои вместо борьбы с ненавистным ему строем. Скорее всего, это была красивая поза, ведь после очередного побега в 1913 г. он вернулся к прежнему ремеслу и вновь сколотил банду. В газетах писали, что Котовский объявил войну помещикам и стал помогать крестьянам, добиваясь в их среде популярности.

Карта налетов Г.И. Котовского в 1905-1916 гг.

Теперь он промышлял уже не на лесных дорогах, а в самом Кишиневе и в Одессе. Говорят, что в конце разбойничьей карьеры, в 1916 г., Григорий Иванович стал использовать эффектную фразу, заимствованную из пушкинского "Дубровского": "Я - Котовский!" В том же году он снова был арестован, что положило конец его карьеры грабителя.

Своевременное покаяние

8 октября 1916 г. никому не известный за пределами Бессарабии Котовский, будучи приговоренным к смертной казни, обратился к супруге генерала А.А. Брусилова с просьбой спасти его от повешения. В письме он подчеркивал, что не пролил ни капли крови и никого не убил, производя лишь психическое насилие, "материальные средства, добытые преступным путем, я отдавал на раненых, на нужды войны, пострадавшим от войны и бедным людям. Преступления я совершал, не будучи в душе преступником, не имея в душе ни одного из элементов, характерных преступной натуре"15.

Объявление о розыске Г.И. Котовского.

Григория Ивановича удалось спасти, что подтверждается и документами сборника, где имеется распоряжение Брусилова от 18 октября 1916 г. о замене Котовскому смертной казни бессрочной каторгой16. Впоследствии, в марте 1917 г., Котовский ездил благодарить Н.В. Брусилову. В своих воспоминаниях она позднее отметила: "Человек он был действительно незаурядный, храбрости у него отнять никто не может, но, чтобы это был идейный политический борец - это сущий вздор... в прежнее время он был форменный разбойник, грабитель в Бессарабии, это все знали. И судился за грабежи, и преследовался правосудием за разбои. Он говорил мне и даже писал, что награбленным делился иногда не только со своей шайкой, но и с подвернувшейся беднотой, но насколько это верно, я судить не могу, хотя возможность этого вполне допускаю. Это был человек типа пушкинского Дубровского, не лишенный симпатичных сторон"17. Про Котовского действительно говорили, что он не был лишен благородства и даже в советское время спасал офицеров, юнкеров и кадет18.

Из уголовников в революционеры

Еще в годы Первой мировой войны Котовский стал задумываться о том, чтобы завязать с грабежами, а после Февральской революции вышел на свободу и резко изменил свой образ.

Прошение Г.И. Котовского из одесской тюрьмы об отправке на фронт. 1917 г. Центральный государственный исторический архив Украины.

О популярности Григория Ивановича свидетельствует тот факт, что в конце марта 1917 г., когда он еще сидел в тюрьме (условия содержания сделались либеральными - можно было выходить из тюрьмы по делам и возвращаться обратно на ночлег), на аукционе в Одессе за баснословную сумму 3175 руб. были проданы его кандалы19. Для сравнения: бутылка молока тогда стоила порядка 20 копеек, десяток яиц - 80 копеек, пуд мяса - 22 руб.

В революционную эпоху требовались новые герои. В этой связи Котовский попытался конвертировать свое уголовное прошлое в образ борца с произволом и богатством. В прошении прокурору Одесской судебной палаты 30 апреля 1917 г. он писал, прося об освобождении:

"Условия нашей общественной и государственной жизни породили во мне много горечи и озлобления против господствующих в стране произвола и несправедливой власти богатства.

Натура моя, никогда не умевшая определиться в готовые рамки, выработанные другими, не могла мне указать другого пути, кроме пути мести всему сильному, злому, взявшему верх над слабыми.

Пережив сильную душевную драму и испытав на себе всю подлость людской злобы, я решил взять на себя миссию отомщения.

Я не рассуждал тогда, прав ли я в своем суде над известными классами общества, так как не умел в том состоянии рассуждать. Я бескорыстно для себя брал у богатых, чтобы отдавать бедным"20.

Скорее всего, Григорий Иванович в угоду революционным веяниям покривил душой - ведь жертвами его грабежей по-настоящему богатые люди практически не оказывались. Тем не менее в мае 1917 г. Котовский был освобожден условно с передачей военным властям21, затем пошел служить в армию, и в дальнейшем примкнул к большевикам.

Г.И. Котовский в тюрьме. 1916 г. Центральный государственный исторический архив Украины.

Новые книги о Котовском содержат колоссальный объем фактических данных и позволяют понять, кем он был до революции. Однако наряду с этим они воссоздают масштабную панораму дореволюционной жизни Бессарабии и других регионов, где проходила бурная молодость Григория Ивановича Котовского.

  • 1. Мосионжник Л.А. Робин Гуд глазами шерифа: Г.И. Котовский по материалам следственных дел. СПб., 2024. 376 с.
  • 2. Следственные дела Г.И. Котовского. Сб. док. 1905-1917: в 5 т. / Сост. Л.А. Мосионжник. СПб., 2025. Т. 1-5.
  • 3. Мосионжник Л.А. Робин Гуд глазами шерифа. С. 80-81.
  • 4. Там же. С. 80.
  • 5. Там же. С. 257.
  • 6. Там же. С. 145.
  • 7. Там же. С. 145.
  • 8. Там же. С. 266.
  • 9. Там же. С. 278.
  • 10. Следственные дела Г.И. Котовского. Т. 1. С. 208.
  • 11. Мосионжник Л.А. Робин Гуд глазами шерифа. С. 58-86.
  • 12. Интересно, что среди следователей по делу Котовского оказался коллежский асессор Антон Антонович Керсновский - отец своего знаменитого тезки, военного историка Русского Зарубежья и автора "Истории русской армии", а также и его сестры - художницы и мемуаристки, прошедшей через ГУЛАГ, Евфросинии Керсновской.
  • 13. Следственные дела Г.И. Котовского. Т. 2. С. 234.
  • 14. Там же. С. 282.
  • 15. Цит. по: Из дневника Н.В. Брусиловой / публ. В.М. Шабанова // Военно-исторический журнал. 1990. N 8. С. 89.
  • 16. Следственные дела Г.И. Котовского. Т. 5. С. 334.
  • 17. Брусилова Н.В. Воспоминания, записки, впечатления: 1870-1930-е. М., 2017. Т. 2. С. 67.
  • 18. Там же. С. 73.
  • 19. Г.И. Котовский. Документы и материалы к истории Гражданской войны в СССР. Кишинев, 1956. С. 52.
  • 20. Следственные дела Г.И. Котовского. Т. 5. С. 432-433.
  • 21. Там же. С. 434.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться