Ее свадебное приданое пошло на чучела белого и черного волков. На свадьбу он подарил ей белого ястреба (тоже чучело), а она ему - чучело львенка.

Фото из фондов ГДМ.
Александр Котс и Надежда Ладыгина-Котс.
Медовый месяц они провели в Ветлуге. Там курсистки жить не могли без занятий по зоологии1. В 1911 году г-жа Надежда Ладыгина, 22 лет, отличница, вышла замуж за своего профессора, 31 года, г-на Александра Котса, читавшего курс по дарвинизму на Московских высших женских курсах, влюбившись в него раз и навсегда.
С первого взгляда
Конечно, грех профессору не прожечь взглядами парочку девиц, когда он на трибуне. Но здесь был особый случай. "Появление этой девушки было решающим: "ОНА"! Не обменявшись с ней дотоле ни одним глубоким словом, я всем существом оказался прикован к ней"2. Всем существом! Он называл ее эльфом. Не кошечкой, не рыбкой - царственным эльфом, так она названа в дарственной надписи на его диссертации "Эгитогнатизм" и т.п. о строении черепа грачей и его мировом значении3.
Дарите любимым диссертации, и вы будете счастливы не меньше чем полвека!
А кто он для нее? Человек на пьедестале? Профессор души моей? Она дарила ему свои монографии, ибо стала ученым похлеще, чем он. Вот надписи на них: "Мой глубоко, горячо и бесконечно любимый Аля!", "Моему учителю и другу, светлому спутнику жизни моей"4.
Светлый спутник! Скорее, на пьедестале она. Красавица (по-настоящему), косы ниже пояса, чудесно вылепленное лицо, а он - фотограф. Быть профессором - не значит быть слепым. Сотни фотографий с ней. "В летние удушливо жаркие дни, на сжигающем, палящем солнцепеке, заполнив тяжелой работой дни своих вакаций, отягченный полупудовой зеркальной фотокамерой, часами простаивает перед белым экраном ... и ловит "хороший момент" - он, неизменный, верный, яркий спутник, вошедший в орбиту моей жизни"5.

Жена и бивень мамонта. Жена в челюстях акулы. Жена с великим черепом вымершей птицы фороракос, не удержать в руках. Все - в разных туалетах. В белом платье - с белым волком (чучело). В черном платье - с черным волком (чучело). И, конечно, между двух королевских рогов оленя.
Но самое главное - жена и ее детеныши.
Их два - Руди (Рудольф), дитя человеческое, их сын, он дал им внуков, и Иони, обезьянчик (так она его называла), дитя-шимпанзе, 1,5-4 года.

Два дитя
После свадебного путешествия N 2 по нескольким десяткам зоосадов и университетов Европы (к самым известным ученым), Надежда Николаевна, 24 лет, купила за подаренные ей деньги (дорого!) детеныша шимпанзе (в Москве были такие зоологические магазины) и стала каждый день, с утра до ночи, его холить, лелеять и воспитывать, как "мать", как самое дорогое его существо, и, самое главное, записывать всё, в подробных протоколах, - о его жизни, о его мимике, о каждом его шаге, об опытах с ним, чтобы понять, что это за существо "обезьянчик" и насколько оно близко к человеку.
Есть у него осознаваемое "я"? Можно ли с ним общаться хоть на каком-то языке? Его инстинкты, его реакции, его мимика, его эмоции, его интеллект, если он есть, все это в мельчайших деталях - насколько близко они подходят к человеку?
Тысячи страниц, сотни фотографий, преданный ей муж снимал, снимал, снимал.
А потом сделала то же со своим детенышем - сыном, Руди, собрав более 3 тысяч страниц протоколов, которые велись каждый день. И те же сотни снимков. А потом сравнила - вот дитя шимпанзе, а вот дитя человеческое в одни и те же моменты своей младенческой жизни.

Столкнуть ежедневные наблюдения за ними. Столкнуть снимки, зарисовки сотен одних и тех же моментов в их жизни - страха, радости, ласки, плача, игры, защиты, нападения, свободолюбия, общения и т. п. Всё в развитии - годы детской жизни, день за днем. Никто до этого так не делал, ни на Западе, ни на Востоке.
Никто - и после.
Основа Дарвиновского музея
Как же они похожи! И как же глубоко различны, когда дело подходит к осознанию своего я, к общим понятиям, изобретательности и сложности, к созиданию вместо разрушения, к речи, к инструментам, меняющим мир. Ее книга "Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях" (1935) - пионерская, классическая работа. Такой она, без глупостей, без пропаганды, признана в мире. Ее перевели и издали в Оксфорде (2002). Знаменитый этолог Франс де Вааль назвал Н. Л.-К. "одиноким первопроходцем", ее книгу - шедевром, "поистине современной".

Но как же все-таки похожи дети шимпанзе и человека! Даже спят они в одних и тех же позах! Смеются и плачут - столько сходства в мимике и жестах! Так же не любят, когда на них что-либо напяливают - это инстинкт свободы. Быть свободным, чтобы сразу или обороняться, или убежать! Свободным! Как похожи они в том, чтобы иметь свое, - инстинкт собственности. Собирать вокруг себя свой мир, строить стены - кто из тряпочек, кто из игрушек, свои убежища - ночные, дневные, свои принадлежности, никому не отдать. Рисуют - как берут карандаш или кисть - настолько схоже! Вспышки света - им страшно, коровы и лошади, крупные животные - это ужас, любят тех, кто добр к ним, и так осторожны с незнакомцами! Ластятся, обнимаются, выпячивают губы трубочкой, каменеют в моменты страха, горбятся, когда печаль, вскрикивают, даже похрапывают - тоже одинаково.
Иони в деревне, на даче, окрестные женщины называли "проклятым человеком". Он и был для них почти что человеком, пусть странным, с вывертами, но с какими умными, карими бархатными глазами, сосредоточенными, не бессмысленными. И только попробуй не дать сладкое этим детенышам - человека и шимпанзе! Они любят - сладкое - одно и то же! И у них есть язык жестов! Их можно понять, с ними можно общаться, даже тогда, когда они не говорят!

Любовь, семья двух докторов наук - это скучно? Нет, это большое приключение! К тому же влюбленная пара решила создать Дарвиновский музей! В 1912 году Александр Котс - юный муж, профессор - заполонил чучелами Московские высшие женские курсы. Их было несколько тысяч! Дело началось с небольшой каморки, кончилось огромным музеем (он один из выдающихся в Москве) и пожизненным директорством. Он говорил, что музей - это и наука, и искусство. Кажется, что они сошли с ума. А. Котс: "На последние рубли недоедающих хозяев в адрес курсов прибывали посылки с райскими птицами и прочими редкостями"6.
Сейчас в "Дарвиновском" чучел и прочих редкостей - больше 400 тысяч!

Готовность к любви
Да кто они такие? Россия в XX веке была то в огне, то в голоде, то в буйном строительстве, все грызлись за идеи, за место под солнцем - а они как будто в купели, делали то, что любят, и еще любили друг друга. Они с ума сходили по науке, по неизвестности, по объяснению тайн жизни. Они проповедовали.

Вот прощальное слово Александра Котса (начало 1960-х): "Моя задача была ... захватить вас хоть немного моей верой в науку, моей любовью к науке, заронить в вас искру энтузиазма моего... Порукой тому ... музей, который был создан из ничего за полстолетия". А вот из пролога Надежды Ладыгиной-Котс к своей книге: "Иди ж, упорствуй в упованьях, дерзай, чтоб к истине прийти, лишь не забудь в своих скитаньях семь вех поставить на пути: к деталям зоркость, ширь в исканьи, готовность вопрошать все вновь, любовь к природе, к правде, к знанью и материнскую любовь!"

Упертые, влюбленные в друг друга и в науку, оставившие нам уникальные творения: она - разгадки тайн человека, он - огромный музей. О препятствиях и страданиях (кто от этого избавлен?) они молчали. Они - радостные люди, вот бы и нам эту радость! Какая удачная жизнь! Вы готовы годами таскаться с полупудовой камерой за своей возлюбленной, ставящей эксперименты? Жить семейным домом с детенышем обезьяны ради науки? Охотиться всю жизнь за чучелами? Терпеть каморки, нужду в деньгах, полуразвалины - и собирать, учить и собирать?

Хорошо бы, чтобы мы были готовы - конечно, не к этому, у каждого свое, - но именно к любви, истинной, настоящей - к возлюбленным своим и делам своим, которых, конечно, на свете не перечесть. Быть во внутренней радости всю жизнь, хотя сколько их было, российских печалей!

Постараться так быть, если, конечно, удастся, как удалось этим двум, прошедшим вместе половину века-убийцы.
- 1. Шубина Ю.В. Век Дарвиновского музея в фактах и фотографиях. М.: Дарвиновский музей, 2008. С. 32: Одна история: становление семьи и музея. Публикация Дарвиновского музея в Москве (https://dzen.ru/a/Ysfr80sfiV Rhr-_x?ysclid=mbk95 d0rva884646702).
- 2. Шубина Ю.В. Цит. соч. С. 30.
- 3. А.Ф. Котс. Этитогнатизм, его развитие и таксономическое значение. Диссерт., М.: Типо-лит. И.Н. Кушнеров, 1912 (Электрон. изд., репринт, 2010 г., С. 72).
- 4. Н.Н. Ладыгина-Котс. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М.: Издание Государственного дарвиновского музея, 1935 (Электрон. изд., репринт, 2010 г., С. 548); Н.Н. Ладыгина-Котс. Исследование познавательных способностей шимпанзе. Москва - Петроград: Государственное издательство, 1923 (Электрон. изд., репринт, 2005 - 2010 г., Посвящение).
- 5. Н.Н. Ладыгина-Котс. Дитя шимпанзе и дитя человека... Цит. соч. Предисловие.
- 6. Шубина Ю.В. Цит. соч. С. 10.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем