издается с 1879Купить журнал

Старорусская соль исцеляет любую хворь

Из жизни отдыхающих на новгородском курорте в XIX веке

Старорусские минеральные воды. Открытка начала XX в. Новгородский музей-заповедник.

Старорусские минеральные воды. Открытка начала XX в. Новгородский музей-заповедник.

Спасение от геморроя и золотухи

Старая Русса - небольшой город в Новгородской области, название которого словно намекает на его древность. В самом деле, тысячелетняя история Старой Руссы, в Средние века именовавшейся просто Русой, сверкает многими гранями. Когда-то процветание городу обеспечивало солеварение - ценный продукт столетиями выпаривали здесь из воды соляных озер. В XIX веке Старая Русса "надела" военный мундир, оказавшись в составе военных поселений и почти на три десятка лет получив статус военного города.

В 1870-е гг. свое имя в историю города вписал Ф.М. Достоевский, часто бывавший в Старой Руссе и выбравший ее прототипом Скотопригоньевска "Братьев Карамазовых". Это место полюбилось писателю не случайно - в то время Старая Русса была популярным у столичной публики дачным и курортным городком. Недуги, за исцелением от которых устремлялись сюда жители обеих столиц, были разнообразны: "золотуха, геморрой, нервная слабость, накожные хронические сыпи, многие женские страдания, параличи и стянутые члены, застарелые раны и язвы"1.

На тарантасах, пароходах и поездах

Но прежде всего сюда еще нужно было попасть. С 1844 г. за "самую умеренную плату" из Новгорода до Старой Руссы можно было доехать на вновь учрежденных почтовых тарантасах и зимних возках2. Поездка из Петербурга тоже не была чересчур обременительной: "К счастию, сообщение Петербурга со Старою Руссой очень удобно и просто, так что жене моей достаточно было взять в дорогу с собой только человека. Здесь садятся после обеда в 5 часов в почтовую карету, которая на следующий день приезжает около 12 часов в Новгород, откуда немедленно идет другая почтовая карета в Старую Руссу и в тот же день привозит пассажиров к 8 часам вечера на место"3.

Добраться можно было не только по суше, но и по воде - на пароходе. Сначала к услугам путешествовавших был казенный пароход, главной задачей которого, впрочем, была транспортировка строительных материалов к местам возведения военных городков в Новгородских военных поселениях. В октябре 1849 г. первый рейс по Волхову совершил принадлежавший почетной гражданке Прасковье Ненюковой пароход "Петр"4, а в 1851 г. открылось движение по железной дороге Москва - Петербург, с 1855 г. именовавшейся Николаевской. Звенья транспортной цепи сомкнулись, и теперь добираться до Старой Руссы удобнее всего стало на поезде и пароходе. Благо Волховская станция и пароходная Соснинская пристань находились в удобном соседстве друг с другом.

В 1852 г. после вскрытия озера Ильмень ото льда пароходы начали совершать рейсы "для перевозки пассажиров и буксирования судов и гонок" из Новгорода в Старую Руссу и обратно5. Правда, в те годы перевозки на этом направлении не отличались стабильностью: "Сообщение Новгорода с Старою Русою посредством парохода, к сожалению, прекратилось, так как владетель здешних пароходов нашел более для себя выгодным усилить сообщение Новгорода с Соснинскою пристанью"6.

И все-таки старорусский курорт и тамошние дачи манили отдыхающих, а вместе с тем росла потребность в удобных способах путешествия. В 1858 г. на старорусском маршруте работал пароход "Волга", преодолевавший путь до конечного пункта в тихую погоду за 4-5 часов, а в ветреную - за 5-8. При меженной воде "Волга" могла добраться только до деревни Взвад на южном берегу Ильменя7.

В конце XIX в. пароходам приходилось выдерживать конкуренцию с новым видом транспорта - поездами. В 1871 г. открылось движение по узкоколейной ветке, связавшей Николаевскую железную дорогу с Новгородом, а с 1878 г. поездом можно было доехать и до Старой Руссы. Кое-кто предрекал скорый закат эры пароходов на Ильмене: "Последует прекращение между этими городами пароходного сообщения, особенно беспокойного и опасного в весеннее и осеннее время при следовании пароходов по бурному в эти времена года озеру Ильменю"8.

Мрачные прогнозы оказались преждевременными, а соперничество послужило только к выгоде пассажиров: билеты заметно подешевели. В Старую Руссу из Новгорода можно было добраться за 2 рубля 25 копеек или 90 копеек (в зависимости от класса билета), а билет до Соснинской пристани обошелся бы в рубль сорок или 65 копеек. Еще 10-15 копеек можно было сэкономить, взяв сразу обратный билет. Правда, действовал он три дня, а после их истечения приходилось доплачивать разницу9. Так что всерьез подорвать популярность водного транспорта поезда не смогли. Тем более что путешествие на пароходе было "несравненно приятнее переезда по железной дороге в маленьких, тесных и душных ее вагонах"10. А в половодье, когда все окрестности Новгорода покрывались водной гладью, такая поездка могла доставить "истинное удовольствие туристу"11.

Что же касается железной дороги, то было бы несправедливостью сказать, что публика ею вовсе пренебрегала. Расстояние от станции Николаевской железной дороги Чудово до Старой Руссы мчавшийся со средней скоростью 25 верст в час поезд преодолевал за 7 с небольшим часов. В середине 1880-х гг. летом проезд на воды от Петербурга обошелся бы в сумму от 1 рубля 18 копеек до 9 рублей 79 копеек в зависимости от класса. Из Москвы место I-го класса стоило 22 рубля 34 копейки12. Вокзал в Старой Руссе был "обставлен всеми необходимейшими удобствами для пассажиров", хотя буфет имелся только для III-го класса, и горячая пища там не готовилась13. Ну а в 1897 г. Старая Русса и вовсе стала железнодорожным узлом - через город прошла линия Бологое - Псков Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Тогда же в городе появился каменный вокзал, построенный на новом месте.

Квартиры, гостиницы и "номера"

Прибыв в город и сев на извозчика, можно было отправляться на поиски жилья. А можно было просто довериться рекомендации тогдашнего "таксиста", который, правда, руководствовался при этом отнюдь не бескорыстными соображениями:

"Если извощики остались довольны назначенной им наградой за доставление квартиранта, домохозяйкам придется показывать свои помещения во всем их воображаемом блеске"14.

Так что очень уж полагаться на подобные советы не стоило - можно было очутиться не в самых комфортных условиях:

"Дома многих староруссцев переполнены клопами, и поэтому, нанимая квартиру, надобно заботиться не о приискании удобств хорошего помещения, а как бы только не попасть на клоповник, хотя староруссцы и успокаивают на этот счет: "клопы не медведь - не съедят", - говорят они и уверяют, что уж у них "такой климат", что от клопов трудно уберечься"15.

Вероятно, пострадавший от клопов автор несколько сгустил краски. Уже в первой половине XIX в. в столичных газетах нередко можно было встретить объявление о сдаче, надо полагать, вполне приличного жилья:

"В городе Старой Руссе, близ ванн, устроенных для пользования больных солеными источниками, отдаются квартиры на верхнем и нижнем этажах, каждая по 9-ти чистых покоев, расположенных с удобствами и прочим для пользованья в доме гг. посетителей, со всею нужною мебелью, столовою и кухонною посудою, с отдельными кухнями, людскими и другими службами и для помещения экипажей и лошадей. О цене узнать можно чрез почту, адресуя письма с объявлением желающих на наем квартиры о месте своего жительства в город Старую Руссу, в дом, состоящий в первой части города и в первом квартале по улице Гостиного двора на правой стороне на углу по Алабышеву ручью, под N 9. Спросить дворника этого дома Минея, чрез которого получат подробный ответ"16.

Озеро у Муравьёвского источника. 1880 г.

В начале 1840-х гг. приличное жилье неподалеку от курорта можно было найти "за довольно сходную цену": меблированная квартира "о трех и четырех комнатах" стоила около 30 рублей серебром в месяц, а лучшие и самые большие отдавались не более чем за 100 рублей. Комнату можно было найти за 10-15 рублей. Небольшим семействам и одиноким лицам рекомендовались отдельные номера в устроенной в 1840 г. гостинице17.

К концу столетия вариантов размещения было уже больше. Подробности мы можем узнать из книги-"спутника" А.В. Круглова, изданной в 1895 г. Помимо квартир и дач в Старой Руссе имелись меблированные комнаты и гостиницы. Квартиру или дачу можно было снять за 80-150 рублей в сезон, за 275-300 рублей сдавались "очень хорошие", а за 600-700 - даже "роскошные".

Гостиница "Петербург" считалась лучшей в городе. В ней имелось семь номеров, в том числе один семейный ("номера обставлены недурно, чисты, в трех номерах рояли"). Месяц проживания в ней стоил от 35 до 75 рублей, постояльцы бесплатно получали постельное белье (менялось раз в неделю), полотенце, мыло, свечи и керосиновые лампы. "Коммерческая" гостиница располагалась в корпусе постоялых дворов, обходилась дешевле, но условия были хуже, и жить в ней было "менее покойно". Проживание в меблированных комнатах обошлось бы заметно дешевле, но обстановка там была в лучшем случае сносной, да и то не всегда: "В номере за 30 коп. жить невозможно. Это - конура".

Озаботиться приисканием жилья следовало заранее. Надежнее всего было лично приехать с этой целью недели за две-три до открытия сезона. В разгар же сезона найти пристанище было намного сложнее, и некоторым незадачливым приезжим даже приходилось ни с чем уезжать восвояси.

Счастливчиками можно было считать тех, кто жил в "курзальных номерах" заведения минеральных вод. Располагались они в курортном парке, содержались в безукоризненной чистоте, обставлены были "не только комфортабельно, но даже роскошно". Тут же помещались библиотека и квартира директора заведения, по крытым переходам можно было попасть в танцевальный зал и ресторан. Словом, даже "привычному к столичному комфорту не придется испытывать неудовольствия"18.

Веселое однообразие досуга

В отношении организации досуга тогдашняя Старая Русса не сулила многого. Впрочем, прибывавшая сюда публика и не искала шумных развлечений:

"Разумеется, что здесь говорится только о больных, которые для исцеления предпринимают поездки к минеральным водам и потому разлучаются на несколько недель с большим светом и его удовольствиями. Тот, кто в виду имеет только удовольствия и веселую жизнь, пусть, с Богом, отправляется за границу: в этом отношении Старая Русса мало представит сравнения с модными водами Германии"19.

В начале 1840-х гг. был заложен курортный парк, а "каждый образованный посетитель" мог получить свободный вход в дворянский клуб, где имелась комната для чтения журналов, а также летом часто давались открытые балы. У заведения вод ежедневно играла полковая музыка20.

Гигантские шаги и гимнастика. Открытка начала XX в. Новгородский музей-заповедник.

Вообще, музыка и танцы, пожалуй, были главными развлечениями тогдашних курортников:

"Здесь больные и здоровые ведут жизнь однообразную, но веселую: с 5 часов утра до 2 принимают ванны, и в это время в устроенном над озером павильоне играет изрядный маленький оркестр музыки; в два часа все обедают, потом отдыхают, гуляя в домовых садах или в парке, но отнюдь не спят, что строго запрещается; в семь часов собираются постоянно в парк и в прекрасно устроенном павильоне под звуки того же маленького оркестра лечение восполняется или в плавных кадрилях, или в ловкой польке-мазурке, или быстром вальсе; все это дозволено, полезно и приятно: словом, больные оживляются видимо. Старая Русса - военный город; ни в самом городе, ни в уезде его нет помещиков, и все благородное общество состоит из одних военных и их семейств"21.

В конце XIX в. к услугам пользующихся водами по-прежнему был оркестр, игравший дважды в день в саду или в танцевальном зале в зависимости от погоды, театральные представления (трижды в неделю, "репертуар состоит из легких комедий и из опереток, а изредка даются и драмы"), танцевальные вечера (раз в неделю). 22 июля, в день тезоименитства императрицы, устраивалась "роскошная иллюминация", а иногда и фейерверк. Имелись библиотека и бильярд, у детей популярностью пользовались гимнастическая площадка, качели, "гигантские шаги".

За пределами курорта можно было устроить пикник или просто прогуляться в одном из садов, поудить рыбу, взять напрокат лодку или экипаж и съездить в окрестности города - например, в Косинский монастырь или живописную рощу в Спасителевом погосте с церковью Нерукотворного Спаса. К числу развлечений можно было отнести и посещение ярмарки, открывавшейся 24 июня на городской площади. Здесь можно было увидеть уличный театр и крестьянок "в очень оригинальных головных уборах местного характера"22.

Наконец, сезон завершался, а вместе с ним до следующего года замирала жизнь и в Старой Руссе. Покидавшие город дачники и курортники старались увезти с собой что-нибудь на память. Чаще всего это были фотографии с городскими видами, а также соломенные изделия местного производства с надписью "На память о Старой Руссе". Отмечалось, что "красивые и изящные вещички распродаются быстро"23.

  • 1. Заведение Старорусских целительных вод в Новгородской губернии // Санкт-Петербургские ведомости. 1841. N 91. С. 403-404.
  • 2. Извлечение из отчета о действиях почтового управления за 1844 г. // Коммерческая газета. 1845. N 79. С. 316.
  • 3. Письмо П.А. Плетнева Я.К. Гроту. 12 июля 1850 г. // Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым. СПб., 1896. Т. 3. С. 517-518.
  • 4. Перечень пароходам, плававшим по рекам и озерам в империи в 1858 году // Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий. СПб., 1859. Кн. IV. С. 38-39.
  • 5. Коммерческая газета. 1852. N 56. С. 224.
  • 6. К-в И. Новгород, 25 мая // Санкт-Петербургские ведомости. 1855. N 129. С. 665.
  • 7. Перечень пароходам... С. 40-41.
  • 8. Русский инвалид. 1878. N 127. С. 3.
  • 9. Слезскинский А.Г. Пароходство по верховьям Волхова и оз. Ильменю // Русское судоходство. 1895. N 156. С. 51.
  • 10. Художественная Россия. Общедоступное описание нашего отечества. Издание П.Н. Полевого. СПб., 1884. Т. I. С. 70.
  • 11. Там же.
  • 12. Золотницкий И.П. По Новгородской дороге. СПб., 1885. С. 15.
  • 13. Там же. С. 23.
  • 14. Z. Старая Русса и ее минеральные воды // Нива. 1878. N 21. С. 378.
  • 15. Там же. С.8.
  • 16. Прибавление к Санкт-Петербургским ведомостям. 1842. N 52. С. 497.
  • 17. Заведение Старорусских целительных вод в Новгородской губернии // Санкт-Петербургские ведомости. 1841. N 91. С. 404.
  • 18. Круглов А.В. Спутник для едущих на Старорусские минеральные воды. СПб., 1895. С. 27-33.
  • 19. Заведение Старорусских целительных вод... С. 404.
  • 20. Там же.
  • 21. Кандиба Г. Старая Русса // Санкт-Петербургские ведомости. 1853. N 181. С. 341.
  • 22. Круглов А.В. Спутник... С. 64-70.
  • 23. Там же. С. 70.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться