издается с 1879Купить журнал

Как обустроить Россию

Геополитические прогнозы бывшего министра Куропаткина

Имя Алексея Николаевича Куропаткина (1848-1925) известно по преимуществу в связи с поражением в русско-японской войне. Однако это был не только неудачливый главнокомандующий. Тема границ империи была основной в его теоретических размышлениях. Еще в отчете военного министра 1900 года он посвятил вопросу о желательных границах Российской империи особый раздел. Однако тогда Куропаткин придерживался в целом оборонительной стратегии, указывая на то, что Россия достигла своих пределов и главная задача, предстоявшая ей в XX столетии, - удержать эти границы.

О союзниках и противниках

После русско-японской войны генерал не уставал напоминать о грозящей России и всей Европе "желтой опасности", настаивал на установлении новой границы с Китаем, когда северная часть Маньчжурии, Монголия и Синьцзян "отойдут в сферу владения или влияния" России и ее естественным образом будет отделять от Китая пустыня Гоби.

Начало Первой мировой войны вызвало патриотический подъем в значительной части российского общества. В начале 1915 года военная ситуация для России выглядела вполне оптимистично, что позволяло имперским теоретикам дать волю геополитическим фантазиям, планируя будущие границы империи. В их числе был и опальный Куропаткин, который только в сентябре 1915-го получил в командование гренадерский корпус, а в 1916-м на короткое время возглавил Северный фронт. Закончил Алексей Николаевич свою службу империи снова в Азии - на посту туркестанского генерал-губернатора. Но и в европейской войне Куропаткин не забывал о грозных предзнаменованиях, идущих с Востока, связывая их не только с цивилизационным противостоянием и расовой враждой, но и с грядущими социальными потрясениями в самой Европе.

"Можно предвидеть..., что в XX веке европейским народам придется от наступления перейти к обороне занятых ими позиций на других материках.

Особенно угрожаемые позиции, занятые Россиею, Англиею, Франциею, Германиею и Нидерландами в Азии. Только на азиатском материке в движении против Европы могут принять участие свыше 800 милл. азиатов. То, что произошло на полях Маньчжурии в 1904-05 годах, может рассматриваться только как авангардный бой.

Возможность потери европейских владений в Азии и на других материках, потери всемирных рынков составляет такую угрозу самым жизненным интересам Европы, что для отстранения этой опасности все европейские государства, забыв свои взаимные счеты, казалось бы, должны объединить свои усилия, чтобы дать отпор силам других материков, силам других рас...

Если Европа будет вытеснена с других материков, то ее ожидает колоссальный кризис. Непрерывно растущая социал-революционная партия придаст этому кризису на почве закрытия фабрик, увольнения миллионов рабочих, на почве голодания страшную, всеразрушающую силу. В общем это был бы союз народов белой расы против народов желтой расы и чернокожих. Деление на эти две группы близко отвечало бы и делению на две группы по религиозным верованиям. В одном лагере были бы христиане, численностью около 600 милл., в другом - 900 милл. язычников"1.

О границах

Еще до своего возвращения в армию, 28 февраля и 6 марта 1915 года, Куропаткин поднес Николаю II две части своей новой рукописи "Границы России в результате войны 1914-1915 года. (Соображения к требованиям России при заключении мира)", в двух переплетах, общим объемом в 342 машинописных листа, с приложением карт2. Книга так и не была опубликована, а царский подарок хранится ныне в фонде Царско-сельской библиотеки ГАРФ.

В конструировании новых границ Куропаткин оставался верен своему традиционному взгляду на Россию как континентальную страну. Еще накануне русско-японской войны в полемике со сторонниками активной морской политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе он утверждал, что "Россия, несомненно, сухопутная держава", она должна идти по тому же пути, по которому шли наши предки, и видеть свою главную силу в армии, а не во флоте. Кроме того, развитие океанского флота, подчеркивал Куропаткин, неизбежно вовлечет нас в колониальные захваты. И теперь, в своей новой книге, он отодвигал морские задачи на длительную историческую перспективу: "Получив сухопутную границу, которая удовлетворит интересы быстро растущей России, можно надеяться, что в XX веке эти границы будут также твердо охранены Россиею, как были охранены границы Германии и Австро-Венгрии, выдержавшие без изменения столетний период. Но кроме сухопутных границ, удовлетворяющих Россию, необходимо, чтобы наша родина была обеспечена и жизненно необходимыми ей выходами к морям. Государство, которое уже в первой половине XX века приблизится к населению численностью около 300 милл. душ, не может оставаться только при Ледовитом океане. Потребность в произведениях подтропических и тропических стран вызывает исторически неизбежное стремление России к выходам в теплые моря... Через Персию со временем Россия станет стремиться выйти к Индийскому океану, а через Маньчжурию и Китай к Великому океану. Обе эти задачи могут быть ныне только намечены, но приведение в исполнение несвоевременно.

Россия еще настолько неразвита в промышленном отношении и торговый флот ее так незначителен, что, даже получив в результате войны 1914-1915 годов эти два выхода к океанам, Россия не имела бы возможности извлечь из такого приобретения существенной пользы. Иное дело в будущем и не столь отдаленном. Потомки наши добьются, быть может, даже без войны, путем соглашения, открытых для великой России дверей к незамерзающим морям и океанам".

В неопубликованной работе Куропаткина наиболее характерно заключение, рисующее яркую картину территориальных вознаграждений России после побед в мировой войне.

"Результаты, достигнутые Россией в первый период войны, огромны.

Россия спокойна, трезва, уверена в победе.

Все национальности России без различия политических партий слились, по призыву Царя, с русским населением и все самоотверженно жертвуют жизнью и достатком для достижения победы. Первая и огромная победа, казавшаяся еще недавно опытным государственным людям невозможною - победа над зеленым змием, победа над народным пьянством, достигнута по слову Державного Хозяина русской земли.

Неразрывная связь Царя с народом и армиею и мощное командование ее Верховным Главнокомандующим делают Россию непобедимою.

Главные союзники наши: французы и англичане успешно остановили нашествие германских ратей на Францию и неустанно, день за днем, готовятся к решительному переходу в наступление.

Основной план австро-германцев

быстрым наступлением разбить Францию и, затем, обрушиться всеми силами на Россию потерпел решительную неудачу. Германия перешла к активной обороне своих пределов. Австрийская армия потерпела ряд поражений, потеряла большую часть Галиции и армия ее сильно расстроена. Сотни тысяч пленных австрийцев и потерянные тысячи орудий служат тому явным доказательством. Германцы сражаются с отчаянным упорством и проявляют, пользуясь развитою сетью железных дорог, огромную активность, но расстройство и германской армии начинает с каждым месяцем войны обозначаться все сильнее.

Рознь между союзниками: германцами и австрийцами усиливается. Потребные для ведения войны и для жизни населения средства Германии, Австро-Венгрии и Турции, блокированных союзными армиями и флотами, истощаются. Страшный призрак голода уже висит над нашими противниками. Переход турок в наступление на Кавказской границе окончился для них полною неудачею.

Раздача наград генерал-адъютантом Куропаткиным раненым под Вафангоу. Плакат времен русско-японской войны. Фото: РГАДА / Архив журнала "Родина"

При таких условиях твердая решимость Русского Царя и представителей союзных с Россиею держав продолжать войну до окончательной победы над врагами несомненно приведет к самой полной победе над Германиею, Австро-Венгриею и Турциею.

Не касаясь требований, которые могут быть предъявлены нашими союзниками, требования России, как изложено в различных главах настоящего труда, для обеспечения интересов России в XX веке, могут с основанием быть предположены следующие:

Присоединение к России Восточной Пруссии для прочного обеспечения правого фланга западной границы России и завершение борьбы русского, польского и литовского племен за обладание этою территориею.

500 лет тому назад на полях Восточной Пруссии, под Грюнвальдом, литовские, польские и русские войска разбили рыцарей Тевтонского ордена.

В семилетнюю войну, 150 лет тому назад, при Императрице Елизавете Петровне, после нескольких битв с пруссаками Восточная Пруссия была присоединена к России. При Императоре Александре I, в войну 1806-07 годов, русская кровь снова была пролита в Восточной Пруссии.

Присоединение к России от Пруссии и Австро-Венгрии местностей с преобладающим польским населением и образование автономной Польши прибавит к ряду славянских племен, освобожденных и призванных к новой жизни русской кровью, и польское племя. Русские и поляки, разъединенные 350 лет тому назад начавшеюся борьбою за первенство, объединятся с русским племенем под скипетром Русского Царя.

Присоединение к России Восточной Галиции и частей Венгрии и Буковины с русским населением завершит собирание уделов Руси и объединение русского племени, начатое 500 лет назад Московским Великим Князем Иваном Калитою.

Присоединение к России проливов и Константинополя обеспечит выход России в Средиземное море и спокойное развитие Черноморского побережья. Задача по выходу России к Черному морю, начатая при Царе Алексее Михайловиче и продолженная Великим Петром первым и Екатериною второю, будет закончена.

Передача России в управление Трапезондского вилайета (на тех же началах, на коих передавались Турциею другим державам острова: Кипр, Крит и Босния, Герцеговина и Египет) приблизит окончание задачи по обращению Черного моря во внутреннее море, носившее некогда наименование "русского" моря.

Образование из 6 вилайетов, в которых преимущественно группируется армянское население, двух областей, Эрзерумской и Сивасской, и включение их в сферу исключительного влияния России решит армянский вопрос и обеспечит экономическое влияние России в северной половине Малой Азии.

Исправление границы с Персиею для уничтожения персидского клина по р. Араксу и перенесение граничной черты с р. Атрека на р. Гюргень послужит к лучшему обеспечению спокойствия приграничного населения и будет способствовать успешному ходу оросительных работ в Муганской степи, на р. Атреке и на р. Гюргень.

Передача в управление России провинций Гилянской, Мазандеранской и Астрабадской обеспечит развитие этих областей и приблизит окончание задачи, начатой Петром Великим по обращению Каспийского моря во внутреннее русское море.

Упрочение исключительного влияния России в северных областях Персии: Азербейджанской, Тегеранской и Хоросанской будет способствовать успокоению и развитию этих областей и обеспечит экономические интересы России в Персии.

Перенесение русско-китайской границы на линию: гора Хан-Тенгри - Владивосток, со включением в сферу владения или исключительного влияния России северной Маньчжурии, северной Монголии, Кобдинского и Тарбогатайского округов и Кульджи укоротит нашу границу с Китаем на 4000 верст. Этим облегчится охрана границы и поддержание добрососедских отношений с Китаем. Наше положение в Азии усилится переселением в Сибирь нескольких десятков миллионов русских людей. Задача, начатая почти 350 лет тому назад по завоеванию Сибири Царем Иваном IV Грозным, будет завершена, и Сибирь получит границу с Китаем, определенную самою природою - по пустыне Гоби.

Возвращение при благоприятной политической обстановке от Японии южной части о-ва Сахалина исправит ошибки вождей и дипломатов в 1904-05 годах.

Открытие свободного выхода России из Балтийского моря в Атлантический океан, с обращением канала Вильгельма в международный путь, обеспечит нужды России в выходах к открытым морям и составит завершение задачи, начатой 450 лет тому назад Иваном IV Грозным и энергично продолженной Петром Великим по выходу к Балтийскому морю".

...Первая мировая не оправдала надежд генерала Куропаткина, но его геополитические проекты в значительной их части оказались востребованы спустя тридцать лет, в 1945-м...

  • 1. ГАРФ. Ф. 543. Оп. 1. Д. 571. Л. 4, 6.
  • 2. Уже оглавление книги указывает на масштабность поставленных автором задач: Ч. I. Границы с Пруссиею и Австро-Венгриею. Вступление. — ГАРФ. Ф. 543. Оп. 1. Д. 571. Л. 1.
  • Глава 1. Подготовка Германии к войне в военном и политическом отношении. Рост Германии в экономическом отношении. Подготовка в моральном отношении. — Л. 8.
  • Глава 2. Что нужно России после победоносного окончания великой войны 1914–15 годов. Уничтожение милитаризма в Германии и Австро-Венгрии. Как покрыть расходы России и ее союзников по войне 1914–15 годов. — Л. 42.
  • Глава 3. Необходимые изменения в границах России, сухопутных и морских, после великой войны 1914–1915 годов. К пересмотру границ с Германиею и Австро-Венгриею. — Л. 54.
  • Глава 4. Присоединение к России Восточной Пруссии. — Л. 63.
  • Глава 5. Автономная Польша.
  • А) Поляки в Пруссии: а) в Западной Пруссии, б) в Познанской провинции, в) в Силезской провинции.
  • Б) Поляки в Австро-Венгрии. Западная Галиция.
  • В) Русская Польша. Автономная Польша в ее этнографических границах. — Л. 74.
  • Глава 6. Восточная Галиция. Административное устройство. Население и его деятельность. Доходы и расходы. Отношение различных элементов населения к русскому владычеству. Меры к устройству Восточной Галиции. — Л. 120.
  • Ч. II. Границы с Турциею, Персиею и Китаем. Приложение. Комментарии. Карты. — Л. 169.
  • Глава 7. Границы России с Турциею. Босфор и Дарданеллы. Значение этих проливов для России. Противники России в вопросах о проливах. Задачи России в Малой Азии. Турки. Курды. Греки. Армяне. Армянский вопрос. Положение армян в Турции. Проекты реформ 1895 и 1913 годов. Разделение азиатских владений Турции на области. Включение в сферу русского влияния областей Эрзерумской и Сивасской. Получение Россиею особых прав по управлению Трапезундским вилайетом. Выводы. — Л. 169.
  • Глава 8. Границы сферы влияния России с Персиею. Русско-персидские отношения с 1828 года. Значение для России северных провинций Персии. Провинции Гилянская и Мазендеранская. Торговля России с Персиею. Проектируемые изменения границы России с Персиею в районах Муганском и Гюргенском. Выводы. — Л. 255.
  • Глава 9. Границы России с Китаем. Граница России с Монголиею. Граница России с Маньчжуриею. Граница с Китаем в Синьцзянской провинции. Заключение по Китайской границе. Границе с Япониею. О выходе России к морям. — Л. 302.
  • Общее заключение. — Л. 338.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться