Поэт, один из руководителей восстания декабристов 1825 года Кондратий Федорович Рылеев родился 29 сентября (18-го по старому стилю) 1795 года в семейной усадьбе Батово на реке Оредеж (сегодня это территория Гатчинского района Ленинградской области) в семье отставного офицера Федора Андреевича Рылеева и Анастасии Матвеевны, урожденной Эссен.

Алексей Варфоломеев / РИА Новости
О. Кипренский. Портрета Кондратия Федоровича Рылеева. Начало 1820-х
Кондратий Федорович был единственным выжившим ребенком в семье, остальные умерли в младенчестве. Родители Рылеева были несчастливы в браке и довольно скоро расстались. Сын остался с матерью, с которой у него сложились теплые и доверительные отношения, о чем свидетельствует их частая и обстоятельная переписка. Более того, многие факты из раннего периода жизни Рылеева, в том числе стихи. известны благодаря сохранившимся письмам матери.
В шесть лет мальчика отдали в Санкт-Петербургский первый кадетский корпус. Именно ко времени обучения там относятся его первые сохранившиеся стихи - лирические и шуточные. Рылеев закончил обучение в кадетском корпусе в 1814 году, был произведен в офицеры и направлен в конную роту №1 первой резервной бригады. Но, по сути, резервной она не была. Бригада, в которой служил Кондратий Федорович, находилась в составе действующей армии в войне шестой коалиции европейских держав против наполеоновской Франции.
После возвращения в Россию Рылеев служил в 11-й конно-артиллерийской роте, расквартированной в Острогожском уезде Воронежской губернии в слободе Белогорье. Там же, в Белогорье, он познакомился со своей будущей женой Натальей Михайловной - младшей дочерью помещика Тевяшева. В декабре 1818 года Кондратий Рылеев вышел в отставку в чине подпоручика и вступил в законный брак.
После женитьбы супруги переехали в Санкт-Петербург, где поэт некоторое время служил заседателем Петербургской уголовной палаты. С 1824 года Рылеев был назначен правителем канцелярии Российско-американской компании. Поэт оказался, на удивление, способным коммерсантом. К Рылееву как к грамотному управленцу уважительно относился даже знаменитый государственный и общественный деятель Михаил Сперанский.
Кондратий Федорович был не только деятельным чиновником, но и совладельцем компании. Ему принадлежал пакет из 10 акций Российско-американской компании. Императору Александру I, кстати, немногим больше - 20 акций. Рылеев стал вполне состоятельным человеком, но финансовое благополучие его не сильно волновало.
К этому времени Рылеев уже считал, что знает, в чем его истинное служение Отечеству. Он стал членом Северного общества декабристов - возглавлял его наиболее радикальное крыло. Вошел в "Вольное общество любителей российской словесности". А еще раньше, в 1820 году, поэт написал свою знаменитую сатирическую оду "К временщику" - смелое обличение графа Алексея Аракчеева:
- Надменный временщик, и подлый и коварный,
- Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
- Неистовый тиран родной страны своей,
- Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
С 1823 по 1825 годы Кондратий Федорович вместе с другим будущим участником декабристского восстания Александром Бестужевым выпускал ежегодный литературный альманах "Полярная звезда" с подзаголовком "Карманная книжка… для любительниц и любителей русской словесности". Из заголовка было понятно, что издания носит просветительский и популяризаторский характер.
Хотя Рылеев и не был самым именитым и влиятельным участником тайных обществ, но оказался среди главных организаторов восстания на Сенатской площади 14 (26) декабря 1825 года. (Правда, очень быстро разочаровался в нем, увидев, что все закончилось банальным кровопролитием.)
Незадолго до дня восстания Рылеев простудился и слег с ангиной. Поэтому руководил восстанием князь Сергей Трубецкой. Но Рылеев на Сенатскую площадь все же ненадолго пришел. Арестовали его у себя дома в ночь на 15 декабря.

Находясь в заключении в Петропавловской крепости, Рылеев пытался взять всю вину на себя и оправдать товарищей. Но тщетно. К высшей мере наказания - смертной казни через повешение - помимо Кондратия Федоровича были приговорены Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский. Приговор был приведен в исполнение на кронверке Петропавловской крепости 13 (25) июля 1826 года.
Так случилось, что Рылеев-декабрист в память потомков "врезался" больше, чем Рылеев-поэт. А зря, ведь поэтический талант Рылеева признавал даже Пушкин, хоть и упрекал его в излишней пафосности и манерности.
При жизни Кондратия Федоровича вышли всего две его книги - сборник патриотических стихотворений "Думы" и поэма "Войнаровский" - обе в 1825 году. Персонажами рылеевских "Дум" стали известные исторические личности: Вещий Олег, Ермак, Дмитрий Донской, Борис Годунов, Петр I и другие. Наиболее известна среди них историческая баллада "Иван Сусанин". Многие, еще со школьной скамьи, помнят строки:
- Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
- И радостно гибнет за правое дело!
- Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
- Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
Идея отречения от личных благ на благо Отчизны выражена в стихотворении Рылеева "Гражданин" (1824). Для поэта называться гражданином было чрезвычайно почетно. Не даром в стихотворении рядом с "гражданином" появляется "сан" - звание, связанное с высоким положением и высокой должностью. То есть статус гражданина для Рылеева был чрезвычайно почетным и, вместе с тем, накладывающим большую ответственность.
Вообще свой поэтический талант Кондратий Федорович оценивал довольно критически. Для него это был скорее инструмент выражения своей гражданской позиции.
После декабристского восстания издания Рылеева были запрещены и по большей части уничтожены. Известны лишь рукописные списки стихотворений и поэм, нелегально распространявшихся на территории Российской империи. Произведения Рылеева также нелегально распространялись и за границей - в Берлине, Лейпциге, Лондоне. Ситуация изменилась в конце XIX века. Хотя о декабристах в учебниках писали исключительно как о преступниках, строгий запрет на публикации их произведений был снят. "Думы" Рылеева начали изучать гимназисты.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем