издается с 1879Купить журнал

165 лет назад дипломат Николай Игнатьев закрепил Уссурийский край за Россией

07:49

14 ноября 1860 года в китайской столице прошла церемония подписания документа, вошедшего в историю как Пекинская конвенция (договор). Она официально подтверждала положения Айгунского договора 1858 года об установлении границы между двумя странами по реке Амур, а также закрепляла за Россией территорию к востоку от реки Уссури.

Русский государственный деятель, министр внутренних дел (1881-1882 гг.), генерал-адъютант Николай Павлович Игнатьев (1832-1908 гг.).

Виталий Карпов/РИА Новости

Русский государственный деятель, министр внутренних дел (1881-1882 гг.), генерал-адъютант Николай Павлович Игнатьев (1832-1908 гг.).

Камень преткновения

Айгунский договор не разграничил земли от Уссури до моря, и это висело дамокловым мечом над будущим российского Дальнего Востока. На сложнейшие переговоры в Пекин правительство отправило дипломатическую миссию во главе с 27-летним генерал-майором Николаем Павловичем Игнатьевым. Ему была поручена задача из разряда невыполнимых - добиться от китайского правительства ратификации Айгунского договора. И, по возможности, включения в состав России земель по правому берегу Амура.

Вот фамилии членов делегации, вписавших свои имена в историю: артиллерийский капитан Баллюзек (заместитель и первый помощник Игнатьева), переводчик с китайского языка Татаринов, переводчик с монгольского языка Вамбуев и секретарь Вольф.

Какова же была диспозиция перед дипломатической битвой?

Единственная тактика

Китай переживал нелегкие времена, сражаясь с Англией и Францией на так называемой Второй опиумной войне. Европейские державы требовали от Поднебесной права свободной торговли на его территории. Война шла с переменным успехом. Но Россию не устраивала победа ни одной из сторон.

В случае победы Китая шансы на ратификацию Айгунского договора равнялись нулю. Ведь даже территорию севернее Амура китайское правительство называло "отданной России во временное пользование". А в случае победы союзников они, вероятнее всего, не допустили бы закрепления России на тихоокеанском побережье и установили контроль над всеми удобными бухтами.

Единственно правильной тактикой российской стороны оставалось выступить посредником на театре военных действий. Эту труднейшую дипломатическую дилемму и разрешил Николай Игнатьев. Тонко лавируя между враждующими сторонами, он пытался не допустить их сближения. Китайцев убеждал не падать духом. Союзников - не снижать настойчивости, потому как китайцы намерены продолжать сопротивление. При этом Игнатьев отказался проводить переговоры во дворце, предложенном китайцами, - это место использовалось ими для приема вассалов. И добился, чтобы переговоры проводились на территории русского консульства.

Но и после 11-месячных дискуссий о ратификации Айгунского договора Игнатьев не получил нужного результата. Китай одержал несколько побед в войне с союзниками и на волне успеха мечтал восстановить границу по своим лекалам. И тогда в конце 1859 года Николай Игнатьев тайно уезжает из Пекина в Шанхай, где знакомится с командующими английской и французской армиями - лордом Элджином и бароном Гро.

Николай Инатьев. 1860 г.

Игнатьев заверил их, что у России нет разногласий с Китаем и все документы подписаны, предложив свои услуги как переговорщика. Союзники поверили - и приступили к совместным действиям.

Дипломатический гамбит

Летом 1860 года началось новое англо-французское наступление на Пекин. В конце сентября семитысячная армия подошла к китайской столице, где, разумеется, вновь оказался Игнатьев. 3 октября он встретился на территории Русской духовной миссии с китайской делегацией, умолявшей русского генерала спасти город. Надо ли говорить, что согласие было получено, - в обмен на пять условий. В том числе на "ратификацию Айгунского договора" и "разграничение по р. Уссури до Японского моря и по линии китайских пикетов в Западном Китае".

Переговоры о мире проходили в Русской миссии. Игнатьев выступал в качестве советника, а лорд Элджин представлял союзников. Китайскую делегацию возглавлял великий князь Гун (Айсиньгьоро Исинь). Англичане и французы потребовали в кратчайшие сроки принять их условия, угрожая в противном случае подвергнуть артиллерийскому обстрелу Пекин и сжечь императорский дворец.

Во многом под влиянием Игнатьева великий князь Гун согласился подписать договоры, что и было сделано в начале ноября. После этого войска союзников немедленно покинули Пекин.

А 14 ноября во исполнение ранее данных обязательств Айсиньгьоро Исинь от имени Цинской империи подписал российско-китайскую конвенцию.

Карта Амурской страны, присоединенной к России по Айгунскому договору, подтвержденному Пекинским трактатом 1860 года Фото: НЭБ

Имя на карте

В соответствии с договором восточная граница между Россией и Китаем устанавливалась, начиная от слияния рек Шилка и Аргунь, вниз по течению Амура до места впадения в него Уссури. Земли, лежащие по левому берегу Амура, объявлялись принадлежащими России, а по правому берегу Китаю. Далее граница устанавливалась по рекам Уссури и Сунгача, озеру Ханка и далее по горному хребту до границы с Кореей. К договору была приложена карта восточного участка русско-китайской границы.

Памятник Николаю Игнатьеву.

Таким образом, Россия окончательно закрепила за собой Уссурийский край. А Николай Павлович Игнатьев вошел в пантеон величайших дипломатов нашего Отечества. Пусть его имя увековечено в названии всего лишь одного приамурского села Игнатьево, которое он тоже присоединил к России.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться