Главный поэт Серебряного века, один из лидеров русских символистов, "барометр эпохи", как называл его Пастернак. Его стихи гипнотизировали и опьяняли каждого, кто хотя бы раз дерзнул их прочитать. Таким был Александр Александрович Блок для своих современников, таким навсегда остался и для потомков.

Б. Старичков/РИА Новости
Репродукция рисунка художника Б. Старичкова "Александр Блок".
Поэт родился 28 ноября (16-го по старому стилю) 1880 года в Санкт-Петербурге в семье юриста Александра Львовича Блока. Но жил с матерью - переводчицей и литератором Александрой Андреевной Бекетовой - дочерью ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова. Поскольку практически сразу после рождения сына родители расстались. Религиозно-экзальтированная, мистически настроенная Александра Андреевна значительно повлияла на некоторые черты характера Блока. От нее будущему поэту досталось развитое воображение, мечтательность и экзальтированная восторженность.
Детство
Детство Александра Блока прошло в Санкт-Петербурге и в подмосковном имении Бекетовых Шахматово (сегодня это территория Солнечногорского района Московской области). Год - с 1883-го по 1884-й - он прожил с мамой, тетей и бабушкой в Италии. После официального расторжения брака в 1889 году мать вновь вышла замуж за поручика лейб-гвардии Гренадерского полка Франца Кублицкого-Пиоттуха. С ним у Блока сложились хорошие, теплые отношения.
Стихи Александр Блок начал сочинять рано. Как он сам позже писал об этом: ""Сочинять" я стал чуть ли не с пяти лет... Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет". В 14 юноша издавал рукописный журнал "Вестник", в "редакцию" которого входили двоюродные и троюродные братья Блока, его мать, а также бабушка поэта, которая писала рассказы, и дедушка, который придумывал иллюстрации. Вышло целых 37 номеров "Вестника". Блок писал для него статьи, стихи и даже приключенческий роман в стиле Майн Рида, который "публиковал" по главам - от номера к номеру.
В 1891 году Александра Александровича отдали сразу во второй класс Петербургской Введенской гимназии. В последние годы учебы там молодой человек попробовал себя в роли драматурга. Он писал пьесы и ставил их на сцене домашнего театра.
В 1897 году Блок отправился с матерью в Германию, в курортный город Бад-Наугейм. Здесь 17-летний юноша впервые влюбился, причем в замужнюю женщину намного старше себя. Ее звали Ксения Садовская. Ей было 37 лет, и она была женой статского советника. Поэт посвятил Садовской стихотворение "Ночь на землю сошла. Мы с тобою одни" (1897), ставшее первым автобиографическим произведением в его лирике.
В 1898-м, после окончания гимназии, Александр Александрович поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но юриспруденция молодого поэта не привлекала совершенно.
Творческая среда
Через три года Блок перевелся на историко-филологический факультет и начал потихоньку узнавать, чем живет литературный Петербург. Творческая среда, в которой оказался Блок, на всю жизнь определила не только его философские взгляды, но и творческий почерк. Он подружился с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским. Это знакомство поспособствовало его увлечению мистическим символизмом. В тот же период в жизнь начинающего поэта вошли Андрей Белый, ставший в будущем его "заклятым другом", и Валерий Брюсов, в 1903 году опубликовавший первый цикл стихов Александра Александровича "Стихи о Прекрасной Даме" в альманахе "Северные цветы". Первая отдельная книга Блока, вышедшая годом позже в издательстве "Гриф", также называлась "Стихи о Прекрасной Даме".
Прекрасной Дамой блоковской любовной лирики была его жена актриса Любовь Дмитриевна Менделеева - дочь выдающегося химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Молодые люди были знакомы 8 лет, и поэт отчаянно добивался ее руки и сердца. И только в 1903 году Менделеева и Блок поженились, но назвать этот союз счастливым было сложно.
В жене поэт видел явление Вечной женственности и относился к Менделеевой скорее платонически, что обижало молодую женщину. В тот момент и зародился тот самый знаменитый любовный треугольник: Александр Блок - Любовь Менделеева - Андрей Белый. Последний был влюблен в актрису и жену друга не как в абстрактный образ Прекрасной Дамы, а как в конкретную земную женщину. Из-за этого у поэтов не раз возникали конфликты, доходившие порой до вызова на дуэль.
В вышедшей в 1940 году книге "Александр Блок и Андрей Белый: переписка" подчеркивалось, что "их пылкая, экзальтированная, а по определению самого Белого, "истерическая" дружба в стиле иенских романтиков или участников станкевичевско-бакунинского кружка - уже к 1906 г. терпит полное крушение и сменяется ожесточенной литературной полемикой, разрывом личных отношений, дуэльными вызовами".
С 1907 года супруги фактически жили в открытом браке. И у Менделеевой, и у Блока случались романы на стороне. У Любови Дмитриевны даже родился сын от актера Константина Давидовского. К сожалению, ребенок умер в младенчестве.
Революции
Революция 1905 года ярко отразилась в творчестве Блока. В его лирике появились новые мотивы: вьюга, метель, стихия. Усилилось внимание поэта к социально-политическим процессам в стране. Под впечатлением от событий Русско-японской войны Блок написал ставшее очень популярным стихотворение "Девушка пела в церковном хоре" (1905). Блок с его тонким ощущением мира и балансированием на грани двух реальностей соблазн революции и трагедию страны почувствовал задолго до 1917 года.
Тем не менее, начало 1900-х стало весьма плодотворным периодом в творчестве поэта. Им были написаны и опубликованы пьеса "Балаганчик", инсценированная в петербургском Театре Веры Комиссаржевской, поэтический сборник "Нечаянная радость", включивший известное стихотворение "Незнакомка", поэтический сборник "Земля в снегу" и сборник пьес "Лирические драмы". Под впечатлением от поездки в Италию в 1909 году Александр Блок создал цикл "Итальянские стихи".
В 1911-м у Блока вышел очередной сборник стихотворений - "Ночные часы". Спустя год он дописал пьесу "Роза и Крест", посвященную постоянному любовному треугольнику в его жизни, и составил трехтомное собрание стихотворений. Еще при жизни поэта его переиздали дважды.
В 1916 году Блока призвали на службу табельщиком в инженерно-строительную дружину Всероссийского союза земств и городов. Войска базировались на территории современной Белоруссии. О совсем несвойственном для него образе жизни поэт жаловался матери в письмах: "Я озверел, полдня с лошадью по лесам, полям и болотам разъезжаю, почти неумытый; потом - выпиваем самовары чаю, ругаем начальство, дремлем или засыпаем, строчим в конторе, иногда на завалинке сидим и смотрим на свиней и гусей".
Октябрьскую революцию поэт встретил с воодушевлением. Он полагал, что интеллигенция "может и обязана" сотрудничать с большевиками. В левоэсеровской газете "Знамя труда" в марте 1918 года была опубликована его легендарная поэма "Двенадцать", отражавшая крушение старого мира и твердую поступь новой революционной действительности.
Блок поверил, что бандитская банда из его поэмы ведома провидением, какой-то высшей силой. Сразу же после публикации произведение вызвало серию ожесточенных дискуссий. "Двенадцать" категорически не приняли многие поэты Серебряного века и обрушились на Блока с критикой. Например, Николай Гумилев однажды едко заметил, что Блок, написав "Двенадцать", послужил "делу Антихриста", "вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя".
Несмотря на нападки со стороны бывших друзей, Блок в первые годы советской власти вел активную литературную и общественную деятельность: служил в дирекции Государственного Большого драматического театра (ныне Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова), был членом редколлегии издательства "Всемирная литература", выступал с лекциями и докладами. В июне 1920-го был избран председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.
Исход
Но постепенно поэт разочаровался в большевизме, видя несоответствие между первоначальными представлениями и послереволюционными социально-политическими реалиями. Он говорил художнику Анненкову: "Мы задыхаемся, мы задохнемся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!".
Блок продолжал много работать, сильно уставал. Здоровье поэта ухудшалось. 11 февраля 1921 года в Доме литераторов на вечере, посвященном Пушкину, Александр Александрович произнес знаменитую речь "О назначении поэта", ставшую, по мнению исследователей, его духовным завещанием.
Блока не стало 7 августа 1921 года. Похоронен великий поэт был на Смоленском кладбище Петрограда. В 1944 году его прах перезахоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Буквально через три года после смерти Александра Александровича Корней Чуковский написал о нем книгу - "Александр Блок как человек и поэт", в которой есть очень точно характеризующие поэта строки: "В сущности, не было отдельных стихотворений Блока, а было одно, сплошное, неделимое стихотворение всей его жизни; его жизнь и была стихотворением, которое лилось непрерывно, изо дня в день…".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем
