издается с 1879Купить журнал

По следам "воронежской Джоконды": как автора знаменитой картины нашли через полвека после мнимой смерти

08:01

Столетие искусствоведа, которая воскресила память о замечательной модернистке Елене Киселевой, отмечают в столице Черноземья. Здесь хранится самая узнаваемая работа художницы - "Маруся", которую иногда называют "воронежской Джокондой". Это признанный шедевр русского импрессионизма. А когда-то картину держали в запасниках музея имени И. Крамского и не знали об авторе почти ничего. Считали, что она умерла молодой после эмиграции в Париж. Проследить судьбу талантливой женщины взялась скромный научный сотрудник Маргарита Лунева, чью работу коллеги со всей страны сегодня называют не иначе как подвигом.

Елена Киселева. Маруся. 1913 год.

Елена Киселева. Маруся. 1913 год.

Лунева переехала в Воронеж в конце 1950-х и на протяжении сорока лет занималась рутинными музейными делами: изучала фонды, уточняла описание старых экспонатов, договаривалась о приобретении новых. Ее внимание сразу привлек портрет молодой брюнетки в красной шали: сочные цвета, уверенные линии, магнетический взгляд. Холст был подписан Еленой Киселевой, стояла дата - 1913 год. Картину в 1929 году подарила городу мать художницы, жившая тогда в Ленинграде. Дальше след терялся.

Маргарита Ивановна записала в план лаконичное "Что-то вокруг "Маруси" и зарылась в архивы. Оказалось, что Киселева была дочерью известного воронежского математика - автора учебников, на которых выросло не одно поколение наших соотечественников, и любимой ученицей Репина. Она занималась на Бестужевских курсах и в Академии художеств, первой из студенток этого вуза заслужила право оплачиваемой поездки в Европу. Ее "французские" работы на родине приняли в штыки, поэтому для диплома пришлось выставить картину другого плана - румяных крестьянок в алых юбках. Это полотно разыскали в собрании музея при Академии, еще одно нашлось в Русском музее. Лунева направляла запросы и в Париж - дочери Зинаиды Серебряковой, полагая, что художницы могли общаться в эмиграции. Но там о судьбе Елены Андреевны ничего не знали.

Тем временем в Воронеж на юбилей больницы имени Федяевского приехала его внучка Вера, известный книжный график. Она посетила и художественный музей (куда, к слову, передала по просьбе Луневой некоторые работы). И… узнала "Марусю"! В семье Федяевских хорошо знали "Лелю", хранили ее работы и поддерживали связь с племянницами, жившими в России. Выяснилось, что Киселева с мужем, математиком Антоном Билимовичем эмигрировала в Югославию и даже какое-то время писала оттуда - родителям и Репину.

Искусствовед применила "теорию пяти рукопожатий" и вышла на коллег из Белграда в надежде узнать, помнят ли сербы такую русскую художницу. А ей прислали… домашний адрес! Спустя полвека после предполагаемой смерти Елена Андреевна была готова рассказать о себе землякам и радовалась, что они сберегли ее "Марусю". А ведь в 1942-м воронежский музей не смог вывезти в эвакуацию многие картины начала ХХ века, и они сгорели при бомбежках.

Москаленко Р. М. Портрет искусствоведа М.И. Лунёвой. 1961 г. Из коллекции воронежского музея имени И. Крамского
Фото: Татьяна Ткачёва

Киселева переписывалась с Маргаритой Ивановной семь лет, до самой смерти. Прислала на родину свои фотографии и 15 работ. В том числе - детский портрет сына, который умер молодым при трагических обстоятельствах. Мать нарисовала его в последний раз уже мертвым и 30 лет хранила этот листок в своей комнате, никому не показывая. После тех похорон Елена Андреевна больше не бралась за карандаш и кисти, а когда проводила и мужа - дала обет молчания. Но в Воронеж продолжала писать с большой теплотой.

Маргарита Лунева вернула эту художницу из забвения, устроила три ее персональные выставки, собрала в музее имени И. Крамского большой фонд Киселевой - 42 работы. Такого количества нет ни в государственных, ни в частных коллекциях. Музейщица увлеченно охотилась за этими картинами в разных городах. Один портрет был буквально спасен от гибели: его хотели выбросить на помойку.

- История с наследием Киселевой - самая яркая часть работы Маргариты Ивановны. Но она параллельно занималась многими художниками, которые связаны с Воронежем. Среди них Лев Соловьев, Александра Бучкури, Васса Епифанова, Александр Любимов. В наши дни трудно представить, какой подвиг совершала искусствовед в середине прошлого века, добывая информацию о картинах, которые порой знала только по плохим репродукциям. Она поддерживала массу контактов, делала десятки запросов - в архивы, музеи, коллекционерам и потомкам художников. Кроме дотошности и щепетильности в ней была еще очень высокая порядочность. Маргарита Ивановна подчеркивала, что никогда не приводит в экскурсиях, статьях и телепередачах жареные факты, - подчеркивает ученый секретарь музея имени И. Крамского Бакина.

Для города и для музейной сферы Лунева, безусловно, была явлением. Как сформировался такой культурный "следователь" в девочке, росшей при железной дороге (родилась в 1925-м на станции Добринка, училась в Россоши), теперь уже никто не разберет. "А почему я стала искусствоведом, этого не знает никто. И я в том числе", - признавалась она.

Маргарита Ивановна с детства любила читать именные и географические указатели к стихам, примечания, комментарии и получила очень хорошее образование на истфаке ЛГУ. Правда, поступила туда не сразу. Окончив школу в эвакуации в Канске в 1944 году, она отправилась в освобожденный Ленинград учиться на химика-технолога. Через два года бросила курс и поступила на отделение истории искусств, где преподавали выдающиеся ученые - Николай Пунин, Алексей Савинов, Матвей Гуковский.

Работала поначалу в Курской картинной галерее, а с 1958 по 1998-й непрерывно трудилась в Воронеже. Выйдя на пенсию, продолжала публиковаться. Жили они вдвоем со старшей сестрой замкнуто - боялись мошенников.

После смерти Маргариты Ивановны в 2013 году остался архив в пять тысяч листов, который еще до конца не разобран. А в ставшем ей родным музее хранят картон с портретом молодой сотрудницы, написанный с Луневой примерно в те годы, когда она начинала распутывать дело "Маруси"…

Среди фото

- карандашный портрет сына, Арсения Билимовича, 1921 год. Его художница в 1960-е отправила в Воронеж. А последний ее рисунок - где сын изображен уже на смертном одре - не сохранился, был сожжен вместе с телом Киселевой.

- портрет Т. Платоновой-Поздняк - он был спасен дважды: сначала его чуть не выбросили на помойку из коммунальной квартиры, потом из-за плохих условий хранения разрушился красочный слой. Лунёва приобрела его в Черкассах, и в Воронеже реставратор сумела восстановить полотно

- "Розовый зонтик" - Лунёва нашла картину у частного коллекционера в Ленинграде, буквы названия осыпались, но она смогла установить подпись по другим источникам. Благодаря этому стало понятно, почему у женщины на холсте такой странный цвет лица.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться