Будущий Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР родился 10 июля (28 июня по старому стилю) 1874 года в деревне Верхние Караковичи Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье, члены которой после войны 1812 года смогли выкупить себя из крепостной зависимости.
Именно в детские годы зародился поэтический мир художника, вдохновленный природой родного края. Для Коненкова поля, леса, реки и луга были чем-то живым, одушевленным. Скульптор признавался: "Фантастический мир был для меня очень реальным. Казалось, что на согнутом суку березы раскачивается русалка и ее длинные волосы касаются самой земли. Мог ли я думать тогда, что в этом мире сказки уже зарождались многие будущие мои произведения … Среднерусская родная природа была моим первым учителем".
Работы скульптора Сергея КоненковаЕще одним навыком из детства стала страстная любовь к музыке, которую скульптор пронес через всю жизнь. Музыка стала излюбленной темой его творчества.
Сергей Коненков учился сначала в прогимназии, экстерном сдал экзамены за курс классической гимназии. Затем он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника и в 1897 году был командирован за границу "за счет процентов с премии имени С.М. Третьякова". Молодой скульптор посетил Германию, Францию и Италию.
В 1899-1902 годах Коненков учился в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в мастерской В.А. Беклемишева, где за дипломную работу "Самсон, разрывающий узы" (1902) получил звание скульптора. Правда, чиновникам Академии скульптура показалась слишком революционной.
Коненков в 1905 году оформил кафе на Тверской улице, принадлежащее Дмитрию Ивановичу Филиппову - представителю знаменитой московской династии булочников. А в декабре того же года участвовал в восстании в Москве и под впечатлением от этих событий создал цикл портретов участников боев на Пресне.
Уникальное художественное мышление скульптора и его модернистская экспрессия ярко проявились в произведениях из дерева и разного рода лесных мотивах. Коненков представил на суд публики "Лесную серию" - деревянные изваяния славянских языческих богов. Среди работ серии: "Старенький старичок" (1909 год), "Старичок-полевичок" (1909 год), "Стрибог" (1910 год), "Вещая старушка" (1916 год), "Дядя Григорий" (1916 год). На создание "Вещей старушки" скульптора вдохновила известная в начале XX века сказительница - Мария Кривополенова.
Талант и необычное видение обеспечили мастеру заслуженное общественное признание. В 1909 году скульптора приняли в члены Союза русских художников. А в августе 1916 года Сергей Тимофеевич был избран в действительные члены Императорской академии художеств и организовал первую персональную выставку в своей мастерской на Пресне.
После революции 1917-го Коненков вошел в отдел пластических искусств Комиссии по охране памятников старины и искусства, преподавал во ВХУТЕМАСе и в студии Пролеткульта. В это же время мастер создал доску памяти "Павшим в борьбе за мир и братство народов" для Сенатской башни Кремля и скульптурную композицию "Степан Разин со своей дружиной" для Красной площади. Также участвовал в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, для которой выполнил из дерева статуи "Рабочий", "Крестьянка", "Текстильщица".
Принятие идей социализма никак не мешали Коненкову вести богемный образ жизни. В его мастерской, которая в Москве слыла модным светским салоном, нередко собиралась, оставшиеся в России представители интеллигенции.
В 1923 году нарком просвещения Анатолий Луначарский предложил скульптору представить свои работы на выставках в Риге и США. Вместе с женой Маргаритой Коненков уехал покорять Запад. Предполагалось, что на несколько месяцев, но вернулись супруги только через 22 года. Местом их жительства на этот период стал Нью-Йорк.
Коненков создавал тогда в основном портреты на заказ, что обеспечивало ему не только безбедное существование, но и возможность и дальше вести богемный образ жизни. В его мастерской собирался цвет русской эмиграции.
Скульптор не оставил и своей работы с деревом. Пни под его умелой рукой превращались то в сказочных героев, то в необычную мебель - кресла в виде лебедей, изогнувших длинные шеи, столы с сидящими на них разными зверушками.
Советский скульптор Сергей Коненков - фотоВ конце 1920-х Коненков совершил путешествие по Италии, где познакомился с Максимом Горьким. По предложению писателя, Сергей Тимофеевич создал бюсты режиссера Александра Довженко, ученого Ивана Павлова, певца Федора Шаляпина и самого Максима Горького. Коненков также обещал Горькому создать скульптурные портреты его внучки Марфы, ее дочери Нины и мамы Надежды. Обещание свое он сдержал, а получившиеся произведения объединил в знаменитый цикл "Три возраста".
Коненков также стал автором портрета легендарного Альберта Эйнштейна, об этом в 1935 году скульптора попросила администрация Принстонского университета.
В конце 1930-х Сергей Тимофеевич, отложив в сторону все свои работы, увлекся созданием странных космогонических картин, смысл которых не расшифрован до сих пор.
Во время Второй мировой войны Коненков был членом Комитета помощи России. А также по фотографиям выполнил скульптурные портреты маршалов Советского Союза Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, Ивана Конева и Родиона Малиновского.
После Победы, в 1945-м, по личному приказанию Сталина, за скульптором и его работами был отправлен пароход "Смольный". Так Коненков вернулся на Родину, где, опять же по приказу Сталина, ему выделили мастерскую в самом центре Москвы - на улице Горького. Здесь он создал портреты и монументы многих выдающихся отечественных деятелей науки и культуры. Среди них: писатели Иван Тургенев, Лев Толстой, поэты Владимир Маяковский, Александр Пушкин, ученый Константин Циолковский, художник Василий Суриков.
В 1965 году в здании Московского дома художника на Кузнецком Мосту состоялась выставка работ скульптора, приуроченная к его 90-летию.
Сергей Тимофеевич Коненков не дожил до своего столетия два года. Он скончался в Москве 9 октября 1971 года. Похоронен великий скульптор на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен его известный автопортрет, за который Коненков был удостоен Ленинской премии.