издается с 1879Купить журнал

Скульптор Сергей Коненков. Языческие боги и советские маршалы "русского Родена"

10 июля 2024

Скульптор Сергей Тимофеевич Коненков отличался поразительной работоспособностью. Его творческого наследия хватило бы не на одну биографию других мастеров. "Русский Роден", как его часто называли, с детства был приучен к труду. Для Коненкова в неустанной работе заключалась и радость творчества, и, от части, смысл жизни.

Сергей Тимофеевич Коненков. 1961 г.

РИА Новости/Абрам Штеренберг

Сергей Тимофеевич Коненков. 1961 г.

Будущий Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР родился 10 июля (28 июня по старому стилю) 1874 года в деревне Верхние Караковичи Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье, члены которой после войны 1812 года смогли выкупить себя из крепостной зависимости.

Именно в детские годы зародился поэтический мир художника, вдохновленный природой родного края. Для Коненкова поля, леса, реки и луга были чем-то живым, одушевленным. Скульптор признавался: "Фантастический мир был для меня очень реальным. Казалось, что на согнутом суку березы раскачивается русалка и ее длинные волосы касаются самой земли. Мог ли я думать тогда, что в этом мире сказки уже зарождались многие будущие мои произведения … Среднерусская родная природа была моим первым учителем".

Еще одним навыком из детства стала страстная любовь к музыке, которую скульптор пронес через всю жизнь. Музыка стала излюбленной темой его творчества.

С. Коненков, "Самсон, разрывающий узы". 1902 г. Фото: oms.ru

Сергей Коненков учился сначала в прогимназии, экстерном сдал экзамены за курс классической гимназии. Затем он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника и в 1897 году был командирован за границу "за счет процентов с премии имени С.М. Третьякова". Молодой скульптор посетил Германию, Францию и Италию.

В 1899-1902 годах Коненков учился в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в мастерской В.А. Беклемишева, где за дипломную работу "Самсон, разрывающий узы" (1902) получил звание скульптора. Правда, чиновникам Академии скульптура показалась слишком революционной.

Коненков в 1905 году оформил кафе на Тверской улице, принадлежащее Дмитрию Ивановичу Филиппову - представителю знаменитой московской династии булочников. А в декабре того же года участвовал в восстании в Москве и под впечатлением от этих событий создал цикл портретов участников боев на Пресне.

Уникальное художественное мышление скульптора и его модернистская экспрессия ярко проявились в произведениях из дерева и разного рода лесных мотивах. Коненков представил на суд публики "Лесную серию" - деревянные изваяния славянских языческих богов. Среди работ серии: "Старенький старичок" (1909 год), "Старичок-полевичок" (1909 год), "Стрибог" (1910 год), "Вещая старушка" (1916 год), "Дядя Григорий" (1916 год). На создание "Вещей старушки" скульптора вдохновила известная в начале XX века сказительница - Мария Кривополенова.

С. Коненков, "Стрибог". 1910 г. Фото: wikipedia.org

Талант и необычное видение обеспечили мастеру заслуженное общественное признание. В 1909 году скульптора приняли в члены Союза русских художников. А в августе 1916 года Сергей Тимофеевич был избран в действительные члены Императорской академии художеств и организовал первую персональную выставку в своей мастерской на Пресне.

После революции 1917-го Коненков вошел в отдел пластических искусств Комиссии по охране памятников старины и искусства, преподавал во ВХУТЕМАСе и в студии Пролеткульта. В это же время мастер создал доску памяти "Павшим в борьбе за мир и братство народов" для Сенатской башни Кремля и скульптурную композицию "Степан Разин со своей дружиной" для Красной площади. Также участвовал в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, для которой выполнил из дерева статуи "Рабочий", "Крестьянка", "Текстильщица".

Ленин на митинге на Красной площади по случаю открытия мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов". 1919 г. Фото: wikipedia.org

Принятие идей социализма никак не мешали Коненкову вести богемный образ жизни. В его мастерской, которая в Москве слыла модным светским салоном, нередко собиралась, оставшиеся в России представители интеллигенции.

В 1923 году нарком просвещения Анатолий Луначарский предложил скульптору представить свои работы на выставках в Риге и США. Вместе с женой Маргаритой Коненков уехал покорять Запад. Предполагалось, что на несколько месяцев, но вернулись супруги только через 22 года. Местом их жительства на этот период стал Нью-Йорк.

Коненков создавал тогда в основном портреты на заказ, что обеспечивало ему не только безбедное существование, но и возможность и дальше вести богемный образ жизни. В его мастерской собирался цвет русской эмиграции.

Скульптор не оставил и своей работы с деревом. Пни под его умелой рукой превращались то в сказочных героев, то в необычную мебель - кресла в виде лебедей, изогнувших длинные шеи, столы с сидящими на них разными зверушками.

В конце 1920-х Коненков совершил путешествие по Италии, где познакомился с Максимом Горьким. По предложению писателя, Сергей Тимофеевич создал бюсты режиссера Александра Довженко, ученого Ивана Павлова, певца Федора Шаляпина и самого Максима Горького. Коненков также обещал Горькому создать скульптурные портреты его внучки Марфы, ее дочери Нины и мамы Надежды. Обещание свое он сдержал, а получившиеся произведения объединил в знаменитый цикл "Три возраста".

Коненков также стал автором портрета легендарного Альберта Эйнштейна, об этом в 1935 году скульптора попросила администрация Принстонского университета.

В конце 1930-х Сергей Тимофеевич, отложив в сторону все свои работы, увлекся созданием странных космогонических картин, смысл которых не расшифрован до сих пор.

Картина-космогония С.Коненкова. Фото: kulturologia.ru

Во время Второй мировой войны Коненков был членом Комитета помощи России. А также по фотографиям выполнил скульптурные портреты маршалов Советского Союза Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, Ивана Конева и Родиона Малиновского.

После Победы, в 1945-м, по личному приказанию Сталина, за скульптором и его работами был отправлен пароход "Смольный". Так Коненков вернулся на Родину, где, опять же по приказу Сталина, ему выделили мастерскую в самом центре Москвы - на улице Горького. Здесь он создал портреты и монументы многих выдающихся отечественных деятелей науки и культуры. Среди них: писатели Иван Тургенев, Лев Толстой, поэты Владимир Маяковский, Александр Пушкин, ученый Константин Циолковский, художник Василий Суриков.

В 1965 году в здании Московского дома художника на Кузнецком Мосту состоялась выставка работ скульптора, приуроченная к его 90-летию.

Сергей Тимофеевич Коненков не дожил до своего столетия два года. Он скончался в Москве 9 октября 1971 года. Похоронен великий скульптор на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен его известный автопортрет, за который Коненков был удостоен Ленинской премии.

Могила С.Т. Коненкова на Новодевичьем кладбище в Москве. Фото: wikipedia.org


Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться