Олег Вещий
Биографическая справка. Олег (? - 912), древнерусский князь. Правил с 879 года в Новгороде, с 882 года в Киеве. В 907 году совершил поход в Византию, в 911 заключил с ней договор.
Князь Олег по происхождению был норманном (варягом) и, став преемником князя Рюрика, правил над восточнославянскими племенами в течение 33 лет. Государственный историограф Николай Михайлович Карамзин сообщает, с какой целью и при каких обстоятельствах Рюрик передал власть Олегу. "Рюрик, по словам летописи, вручил Олегу правление за малолетством сына. Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважностию, победами, благоразумием, любовию подданных". Мы видим, что выбор Рюрика оказался удачен. Так в истории государства Российского была впервые четко сформулирована и успешно реализована на практике важнейшая проблема любой государственности - проблема бескровного транзита верховной власти от одного правителя к другому.
Когда Игорь подрос и возмужал, он не счел возможным торопить Олега с передачей ему всей полноты княжеской власти. "Приученный из детства к повиновению, Игорь не дерзал требовать своего наследия от Правителя властолюбивого, окруженного блеском побед, славою завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали его власть законною, ибо он умел ею возвеличить Государство".
Ровно за тысячу лет до того, как крупнейший прусско-германский государственный деятель Отто фон Бисмарк (1815-1898) теоретически сформулировал свой символ веры: "Не речами и постановлениями большинства решаются великие современные вопросы … а железом и кровью", князь Олег успешно реализовал его в своей политической практике. "Олег … верил более всего мечу своему", - утверждал Карамзин. Именно "железом и кровью" Олег объединил под своей властью основную часть восточнославянских племен, подчинил древлян, северян, радимичей. Успешно воевал с хазарами. Боролся за покорение дулебов, хорватов, тиверцев и уличей. Олег хитростью заманил в засаду правивших в Киеве варягов Аскольда и Дира, убил их и стал править в Киеве. Карамзин - "во славу нравственного неуклонного правосудия" - не счел возможным оправдать двойное убийство Аскольда и Дира ни политической целесообразностью, ни нравами того жестокого времени: "Самое общее варварство сих времен не извиняет убийства жестокого и коварного".
Государственный историограф, чрезвычайно высоко оценив исключительные заслуги Олега перед государством Российским, не посчитал нужным обелить совершенное им преступление:
"Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей Князь был истинным основателем ее величия. … Древняя Россия славится не одним героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное. … Но кровь Аскольда и Дира осталась пятном его славы".
Утвердив свою власть над Киевом, князь Олег торжественно объявил: "Да будет Киев материю городов Российских!" И сделал Киев своей столицей. "Олег, всего более думая о завоеваниях, хотел жить на границе, чтобы тем скорее нападать на чуждые земли; мыслил ужасать соседей, а не бояться их".
Выдающийся русский историк Сергей Михайлович Соловьев весьма обстоятельно объяснил, чем руководствовался Олег, обосновавшись в Киеве, и к каким значительным политическим последствиям привел этот шаг.
"Киев… находится там, где Днепр, приняв самые большие притоки свои справа и слева, Припять и Десну, поворачивает на восток, в степи - жилище кочевых народов. Здесь, следовательно, должна была утвердиться главная защита, главный острог нового владения со стороны степей; здесь же, при начале степей, должно было быть и, вероятно, было прежде сборное место для русских лодок, отправлявшихся в Черное море. Таким образом два конца великого водного пути, на севере со стороны Ладожского озера и на юге со стороны степей, соединились в одном владении. Отсюда видна вся важность этого пути в нашей истории: по его берегам образовалась первоначальная Русская государственная область; отсюда же понятна постоянная тесная связь между Новгородом и Киевом, какую мы видим впоследствии; понятно, почему Новгород всегда принадлежал только старшему князю, великому князю киевскому".
Другой, не менее выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский афористически кратко и точно сказал о важнейших экономических последствиях переноса столицы в Киев для грядущих судеб государства Российского:
"Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли. Вот почему всех варяжских князей, появлявшихся на севере, тянуло к Киеву. Из-за него они соперничали друг с другом и истребляли один другого".
Спустя четверть века после утверждения собственной власти над Киевом князь Олег как раз из Киева предпринял свой легендарный поход против Византийской империи, завершившийся осадой Константинополя (Царьграда). "Олег, наскучив тишиною, опасною для воинственной Державы, или завидуя богатству Царяграда и желая доказать, что казна робких принадлежит смелому, решился воевать с Империею". Оттолкнувшись от эстетического образа, созданного воображением государственного историографа, поэт Кондратий Федорович Рылеев детально воспел поход дружины Олега от стен Киева к вратам Царьграда.
- Наскучив мирной тишиною,
- Собрал полки Олег
- И с ними полетел грозою
- На цареградский брег.
- Покрылся быстрый Днепр ладьями,
- В брегах крутых взревел
- И под отважными рулями,
- Напенясь, закипел.
- Дружина храбрая героев
- На славные дела,
- Сгорая пылкой жаждой боев,
- С веселием текла.
Византийская империя, устрашенная отвагой и дерзкой предприимчивостью Олега и его дружины, предпочла откупиться от незваных пришельцев обильной данью и заключением в 907 / 911 году византийско-русского мирного договора, по которому русские купцы получили доступ на византийский рынок. С этого момента начались регулярные торговые контакты между Византией и Русью, а государство Российское впервые стало субъектом международного права. Это был звездный час в жизни и судьбе князя Олега, который в договоре с Византией был назван великим князем, о чем красочно написал Карамзин:
"В знак победы Герой повесил щит свой на вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивленный его славою и богатствами, им привезенными: золотом, тканями, разными драгоценностями искусства и естественными произведениями благословенного климата Греции, единогласно назвал Олега вещим, то есть мудрым или волхвом". Вещий - обладающий даром предвидения, мудрый; видящий скрытое для других. Щит, водруженный Олегом на воротах Константинополя, навсегда останется не только путеводной звездой внешней политики государства Российского - сладостной и несбыточной грёзой Российской империи, но и неизбывным фактом русской поэзии, запечатленным в знаменитой пушкинской балладе "Песнь о вещем Олеге": "Твой щит на вратах Цареграда".
2 (14) сентября 1829 года в Адрианополе (Эдирне) будет подписан мирный договор между двумя империями - Российской и Османской, которым завершилась Русско-турецкая война 1828-1829 годов. От Адрианополя до Стамбула (Константинополя) 235 км, но Россия так и не смогла преодолеть это расстояние и воплотить свою вековую грёзу. В этот момент Александр Сергеевич Пушкин вновь вспомнил о щите Олега на вратах Царьграда.
Олегов щит
- Когда ко граду Константина
- С тобой, воинственный варяг,
- Пришла славянская дружина
- И развила победы стяг,
- Тогда во славу Руси ратной,
- Строптиву греку в стыд и страх,
- Ты пригвоздил свой щит булатный
- На цареградских воротах.
- Настали дни вражды кровавой;
- Твой путь мы снова обрели.
- Но днесь, когда мы вновь со славой
- К Стамбулу грозно притекли,
- Твой холм потрясся с бранным гулом,
- Твой стон ревнивый нас смутил,
- И нашу рать перед Стамбулом
- Твой старый щит остановил.
1829 г.