Во второй раз Николай и Аликс увиделись только через пять лет. Принцесса приехала в гости к сестре в Петербург и провела в столице полтора месяца. За это время их чувства окрепли настолько, что 21-летний Николай просил у своего отца благословения на брак с "милой Аликс". Но Александр III разрешения не дал. Формальной причиной стало то, что цесаревич был еще слишком молод, к тому же избранница якобы не понравилась его матери - императрице Марии Федоровне. На самом же деле, император планировал для сына более выгодную партию - принцессу Орлеанского дома, чтобы укрепить отношения России и Франции.
С тех пор, Алиса и Николай Александрович не виделись, но состояли в тайной переписке. Чтобы наследник престола развеялся и забыл о принцессе, Александр III отправил сына в кругосветное путешествие. Но это не помогло. В своем дневнике 1891 года цесаревич писал: "Моя мечта - когда-нибудь жениться на Аликс. Я давно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 года, когда она зимой провела шесть недель в Петербурге. Я почти убежден, что наши чувства взаимны". Тем временем принцесса Алиса изучала русский язык, в надежде, что эти знания ей скоро пригодятся…
В октябре 1894 года принцессу Гессен-Дармштадтскую спешно пригласили в Ливадию, в резиденцию русских царей в Крыму. Государь-император тяжело заболел. Он чувствовал, что дни его сочтены, и, видя, что чувства цесаревича крепки и неизменны, решил благословить их брак с Алисой Гессен-Дармштадтской.
Александра III не стало 1 ноября (20 октября по старому стилю) 1894 года. После почти двухнедельной православной литургии и крестного хода из Крыма в Санкт-Петербург через Москву, он был похоронен в Петропавловской крепости. На престол взошел последний в истории России император - Николай II.
Изначально, свадьбу Николая II и принцессы Гессен-Дармштадтской планировали на весну 1895 года. Церемония бракосочетания должна была продолжиться неделей публичных торжеств и парадов. Однако смерть Александра III изменила все радужные планы. Николай II даже выразил желание жениться прямо в Ливадии, до похорон отца. С таким его решением Мария Федоровна была согласна. Но дяди Николая - великие князья Владимир, Алексей, Сергей и Павел - настаивали на том, чтобы торжественная церемония состоялась в Петербурге "с некоторой пышностью", как и полагалось монаршим особам.
Недавно коронованный император дожидаться окончания официального траура не хотел. Поэтому сыграть свадьбу решили в день рождения Марии Федоровны. Ведь, согласно православной традиции, в этот день можно было ослабить строгий траур. Слова вдовствующей императрицы по поводу такой спешки звучали мрачно пророчески: "свадьба была продолжением похорон". Многочисленные августейшие родственники, приехавшие на траурную церемонию из разных стран, должны были быстро перестроиться на новый лад: ведь через неделю после погребения Александра III должна была состояться свадьба императора-сына. Но многие видели в этом недобрый знак, считали, что момент для торжества выбран совершенно неподходящий.
Тем не менее, приглашения были разосланы, дресс-код определен. Русские джентльмены должны были явиться в полной полковой форме, чиновники - в мундирах, согласно Табели о рангах Петра Великого. Русские дамы приглашались явиться в парадных придворных нарядах, а иностранки - в вечерних платьях, с полными наградами и драгоценностями.
Церемония бракосочетания императора Николая II с Алисой Викторией Еленой Луизой Беатрис, принцессой Гессен-Дармштадтской, после принятия православия ставшей великой княгиней Александрой Федоровной, состоялась 26 ноября (14-го по старому стилю) 1894 года в большой церкви Зимнего дворца.
В этот день утром император выехал на открытом ландо из Аничкова дворца в Зимний, в сопровождении своего брата - великого князя Михаила. А мать Николая отправилась в закрытой карете в Сергиевский дворец - петербургскую резиденцию великого князя Сергея и великой княгини Елизаветы, оттуда она сопроводила в Зимний дворец Александру Федоровну.
Николай Александрович был одет в красный мундир гусарского полковника с медалями и оранжевым кушаком ордена Гессен и Бей Рейн, а на невесте было платье из белого шелка, с серебряными цветами. Ее кружевная фата из английского кружева Хонитон была создана ее дедом по материнской линии - принцем Альбертом. Эту фату надевали на свадьбу мать Алисы и ее сестры. Также на Александре Федоровне была традиционная Романовская Императорская Свадебная Корона, 475-каратное ожерелье и серьги к нему, принадлежавшие Екатерине Великой. Завершала образ золотая парчовая мантия с длинным шлейфом, подбитая горностаем. Очевидцы этого события отмечали, что "в этом убранстве она блистала хрупкой и чистой красотой".
В полдень начался крестный ход в Великий храм. Пушки Петропавловской крепости возвестили о начале церемонии. Возглавила процессию Мария Федоровна, сопровождавшая будущую невестку. Николай Александрович шел за ними. Помимо великих князей и княгинь Романовых, в церковь вошли иностранные королевские родственники во главе с дедом Николая II по материнской линии - королем Дании Кристианом IX.
Богослужение вел императорский духовник и глава дворцового духовенства - протопресвитер Иоанн Янышев. Николай II поднялся на помост, затем туда поднялась Александра Федоровна. Будущие супруги трижды обменялись кольцами и свадебными клятвами, прошли вокруг аналоя, поцеловали крест. После молитвы Николай и Александра были объявлены мужем и женой. По всему Санкт-Петербургу зазвонили церковные колокола, выстрелили пушки Петропавловской крепости.
Николай II вспоминал, что свадебная церемония стала мучением и для него, и для его молодой жены: "Мысль о том, что дорогого, беззаветно любимого нашего Папа не было между нами и что ты далек от семьи и совсем один, не покидала меня во время венчания; нужно было напрячь все свои силы, чтобы не разреветься тут в церкви при всех".
Из-за траура не было ни приема, ни медового месяца. Весь следующий год царская чета почти не показывалась на публике и не совершала никаких путешествий. Николай II и Александра Федоровна поселились вместе с Марией Федоровной в Аничковом дворце. А через какое-то время переехали в Александровский дворец в Царском Селе.
Николай II и Александра Федоровна. Фотографии семьи последнего российского императораБрак их был крепким, счастливым и был заключен по большой любви, в отличие от многих монархических союзов. В честь 20-летия их союза Николай II оставил в дневнике такую запись: "Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости".
Николай II и Александра Федоровна прожили душа в душу 23 года и умерли в один день - были жестоко убиты в подвале печально известного Ипатьевского дома в Екатеринбурге.