издается с 1879Купить журнал

"Нерпа" создана на "костях" злополучной подлодки "Пантера"

20 ноября 2008

"Пантера" строилась на "Севмаше" и была седьмой по счету, а "Нерпа" - уже пятнадцатый корабль проекта 971, и строительство его на верфи Комсомольска-на-Амуре в силу разных обстоятельств растянулось на долгие восемнадцать лет.

Флаг ВМФ подняли на "Пантере" за три дня до 1991 года.

Михаил Сердюков

Флаг ВМФ подняли на "Пантере" за три дня до 1991 года.

"Нерпу" заложили в то самое время, когда новенькая "Пантера" пришла к месту постоянной дислокации в гарнизон Гаджиево на Северном флоте. А до этого, как и полагается, новый корабль проходил последовательный цикл заводских испытаний - швартовных и ходовых. Завершали их комплексные государственные испытания с ракетной стрельбой. Вот что наш корреспондент увидел на "Пантере".

Первое знакомство

С экипажем и сдаточной командой многоцелевой подводной лодки, построенной в Северодвинске, я провел в море всего семь суток. В лодке - битком. Чтобы попасть из центрального поста в каюту, которую мы делим с заместителем генерального конструктора Виктором Кузнецовым, достаточно спуститься по короткому трапу на одну палубу ниже и сделать десяток шагов по узкому коридорчику правого борта. Путь, обычно занимающий не более десяти секунд. Но это в случае, если на лодке только штатный экипаж и минимум прикомандированных. А если на борту сдаточная команда, по численности равная еще двум экипажам, да человек тридцать - государственная комиссия?

Где все это воинство размещается и как разминуться при таком скоплении людей на трапах и в узких проходах? Ведь все курильщики неизменно устремляются наверх, в ограждение рубки, как только лодка всплывает в надводное положение.

Сам собой возникает вопрос: зачем так много гражданских специалистов на лодке, проходящей государственные испытания? Ведь люди вынуждены неделями ютиться по 8-10 человек в трехместной каюте, и это еще считается "хорошо устроились". Основная масса днюет и ночует прямо на боевых постах, постелив матрац на палубу или соорудив так называемые "самолеты" - подвесные фанерные щиты. А у команды первого отсека самые ходовые спальные места - под боком у торпед и подле других, не менее "экзотичных" изделий, поименовать которые по известным причинам не могу.

Плавучий стенд

Об этой больной проблеме мы еще на берегу обстоятельно говорили с главным в ту пору строителем "Севмашпредприятия" Юрием Гречковым, а в море диалог продолжился с его заместителем, ответственным сдатчиком этого, как принято говорить, "заказа" Виктором Сорокиным.

Оба они признавали, что эту практику надо решительно пересматривать, наладку механизмов корабля и систем вооружения производить преимущественно в стенах завода. А если и посылать людей в море для испытания систем в боевом режиме, то это должна быть небольшая группа специалистов-универсалов с надлежащим опытом и обширными практическими знаниями. Сейчас же нередко случается, что к одному насосу приставлено по два наладчика.

- Пусть не покажется странным, - убеждал меня Гречков, - но все это от нашей бедности. Заводы-поставщики ориентированы, как правило, на мелкосерийное производство, а некоторые новые системы и механизмы выпускаются и вовсе в единичных экземплярах. Необходимых стендовых испытаний, предварительной оценки совместимости различных систем не проводится - все это ложится на наши плечи. И на какое-то время подлодка вынужденно превращается в испытательный стенд...

В этих словах был, безусловно, резон, но нельзя пройти и мимо фактов другого рода. Они ярко высветились в день, на который была назначена стрельба ракетоторпедами комплекса "Гранат".

Параметры глубины, выдаваемые с датчиков на пульт оператора, не соответствовали реальным показаниям глубиномера. Предстартовую подготовку боевая информационно-управляющая система (БИУС) остановила буквально за семь или восемь секунд до времени "Ч".

Когда стали разбираться в причинах, вскрылся поразивший меня факт. Регулировочный винт на датчике остался недовернутым, а подложенную для страховки... спичку (да, обыкновенную спичку!) решили, видимо, использовать по прямому назначению. Или она просто выпала...

Командир на разборе не сдержался:

- Зачем возим такую прорву людей, если они нисколько не беспокоются с вечера, чтобы утром все было на "товсь"?

Легкая встряска, видимо, подействовала. При второй попытке все прошло по штатной схеме, и командир торжественно объявил по общекорабельной трансляции:

- Сегодня "Пантера" первый раз показала зубы. Выпущенное изделие достигло заданной точки без замечаний...

Попробуй сам

В первый же день пребывания на лодке высказал как просьбу: хочу, мол, лично испытать, каково человеку в том, не единожды упомянутом газетами индивидуальном дыхательном аппарате, которым пользуются подводники вот уже тридцать лет и посмотреть всплывающую спасательную капсулу.

Под присмотром командира дивизиона живучести Владимира Гаркуши извлек из резиновой сумки шлем-маску, расправил похожий на хомут дыхательный мешок, надел, как показывали, и мои шейные позвонки ощутили нагрузку килограммов десять-двенадцать.

Забираемся в ВСК. Яйцеобразная капсула с двумя опоясывающими ярусами, где еще предстоит оборудовать места для сидения. И это - всплывающая камера, последняя надежда подводников в случае беды?! Разве может здесь разместиться весь экипаж?

- Один раз проводили такую тренировку, - разгадал Гаркуша мое мычание через маску. - Пришлось усаживаться друг другу на колени. Едва втиснулись, причем в спокойной обстановке. А вот теперь скажи: тот резиновый плот, что ты видел в четвертом отсеке - веса в нем, между прочим, 200 килограммов, - сможешь вытащить через люк? Даже если двое-трое будут помогать?

И, не дождавшись моего ответа, резюмировал сам:

- Нет уж, пусть он там и останется, раз не нашли ему другого места конструкторы.

Сказал без злобы, но как о чем-то безнадежно непробиваемом.

Гаркуша уносит вниз аппарат, а я через отдраенный боковой люк ВСК выбираюсь в ограждение рубки и прошу разрешения пройти на мостик. Вахтенный офицер и рулевой-сигнальщик оглядываются. Командир машет рукой: поднимайся. Их ноги - на уровне моих глаз. Командир и вахтенный офицер - в сапогах. На серые валенки матроса-сигнальщика вместо калош натянуты полиэтиленовые пакеты, наскоро подвязанные шпагатом...

От этих пакетов на душе становится горько. Потому что я знаю: не хватает не только калош, сапог, меховых курток и прочего снаряжения для швартовых команд и вахтенных смен. Недостает посуды в кают-компании. Одеяла для членов экипажа и те предлагают лишь "бывшие в употреблении"... А из положенных десяти биноклей выдан один - его хранят на центральном посту и передают как эстафетную палочку.

Да что бинокли! С момента спуска на воду корабль должен быть укомплектован индивидуальными спасательными жилетами по числу членов экипажа, однако он трижды выходил в море на испытания, имея на все про все

двадцать спасательных поясов. И куда бы ни обращался, устно и с рапортами, командир - к начальнику вещевой службы, командиру базы, - ответ по сути один: вы правильно требуете, но помочь не можем.

Что же тогда получается? Если под вновь создаваемые корабли не можем обеспечить элементарных вещей, то что их ждет в местах базирования? Острая нехватка жилья, детских учреждений, оборудованных причалов, крайне ненадежное энергоснабжение, отсталая в технологическом отношении и маломощная ремонтная база...

Так, может, пора в сторону здравого смысла сместить акценты в бюджетном ассигновании флота?

Десять лет спустя

В декабре 2001 года я вновь оказался на "Севмаше". В присутствии Владимира Путина, тогда президента и Верховного главнокомандующего, поднимали гвардейский Андреевский флаг на атомной подводной лодке К-335 "Гепард". Впервые за шесть последних лет военный флот России получал новый боевой корабль.

"Гепард" не просто венчал серию из четырнадцати многоцелевых АПЛ 971-го проекта, которые с 1980 года строились на военных верфях Комсомольска-на-Амуре и Северодвинска. Поскребыш из "семейства кошачьих" по многим тактико-техническим характеристикам и возможностям боевого применения уже тогда мог быть отнесен к кораблям четвертого поколения, которые еще только проектируются и строятся.

И в этом смысле он - первенец.

Детище питерских конструкторов и северодвинских корабелов не без оснований называли самой совершенной подводной лодкой ВМФ России с точки зрения скрытности плавания.

В мажорной обстановке того праздника, вполне заслуженного корабелами и моряками, нашлось место и разговору "по душам". Друзья и старые знакомые не стали скрывать печального факта: "Пантера", а за ней и "Тигр", построенный по тому же проекту на четыре года позже, выведены из боевого состава и поставлены к набережной "Севмаша" для серьезного ремонта.

Как оказалось, обездвиженная "Пантера" уже третий год отирала бока у заводского пирса - приведена в Северодвинск на буксире. "За ноздрю", как здесь выражаются. До этого, рассказывали мне, провела успешно две боевые службы и одну поисковую операцию. По итогам одного из таких походов ("привезли много контактов") экипаж был отмечен орденами и ордерами на машины. Утверждают, что главком тогда пригрозил лично проверить, чтобы все машины дошли до получателей...

А дальше случилось то, что случилось. На "Пантере" вышла из строя аккумуляторная батарея. И когда стало точно известно, что лодка идет в заводской ремонт, с нее стали снимать все, что можно и нельзя. Описывая, в каком раздрае корабль возвращен на завод, не могли сдержать эмоций даже видавшие виды инженеры: "Варварство - по-другому не скажешь".

Долгое время "Пантера" и "Тигр", исключенные из состава сил постоянной боевой готовности Северного флота, пребывали в ожидании, когда же, наконец, "Севмаш" и соответствующее управление в главном штабе ВМФ договорятся: ремонт какой сложности необходимо проводить и, главное, на чей счет относить непредвиденные затраты.

А вопрос не шуточный - потребность в замене аккумуляторной батареи, выведенная из строя турбина, сложные неполадки в ракето-торпедном комплексе не укладываются в объемы так называемого поддерживающего и даже среднего ремонта. Созданная по устоявшейся схеме комиссия из представителей промышленности и флота, как всегда в таких случаях, персонифицировать ответственность не стала, разложив ее на обе стороны.

Тут невольно задаешься вопросом: а не накладны ли такие игры для государства? Шесть-семь лет (а в случае с "Нерпой" - все восемнадцать) строить атомную подводную лодку, потратить из бюджета полмиллиарда долларов - и для чего? Чтоб через два-три года, проведя две поисковых операции и всего одну боевую службу, поставить корабль к стенке, как это случилось с "Пантерой" и "Тигром"? О каком коэффициенте боевого использования в таком случае говорить?!

Долгожданное возвращение

Такого давно не было на нашем флоте: в середине января 2008 года, с интервалом в один день, из Северодвинска к месту постоянного базирования на Кольском полуострове отравились сразу две атомных субмарины - стратегический ракетоносец и подводный охотник. В заполярном гарнизоне Гаджиево их, прямо скажем, заждались.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) "Брянск" с 2002 года проходил плановый ремонт и модернизацию на судоверфи "Звездочка". А на другой стороне пролива, у причальной стенки "Севмаша", все это время ждала решения своей судьбы "Пантера".

Так совпало, что их заложили и строили на "Севмаше" примерно в одно и то же время, но судьба у них сложилась по-разному. Ракетоносец К-117 "Брянск" (имя собственное получил в 1998 году) пополнил группировку стратегических ядерных сил морского базирования еще до распада СССР и, насколько позволяли возможности, выходил в море, нес боевое дежурство. И свои двенадцать лет, что полагаются до среднего ремонта, он был в строю.

А у "Пантеры" в послужном списке, увы, только две автономных боевых службы и одна поисковая операция. В 1993 году, когда командиром был еще капитан I ранга Василий Михальчук, а замполитом Юрий Бузин, экипаж К-317 "Пантера" завоевал приз главкома ВМФ и занял первое место в ВМФ по противолодочной подготовке. А потом, как уже сказано, началась полоса невезения - случившиеся поломки наложились на тотальное безденежье ВМФ. Боевой корабль, оказавшийся у стенки, стали разбирать на запчасти для младших собратьев...

Не один и не два года решали в высоких кабинетах судьбу "Пантеры". И вот, наконец, она возвратилась.

Акулье племя: теперь об этом можно рассказать

Акула К-284 1984 Кмс-на-Ам ТОФ

Дельфин К-263 1985 Кмс-на-Ам ТОФ

Кашалот К-322 1986 Кмс-на-Ам ТОФ

Кит* К-391 1987 Кмс-на-Ам ТОФ

Нарвал К-331 1989 Кмс-на-Ам ТОФ

Барс** К-480 1989 Северо-нск СФ

Пантера К-317 1990 Северо-нск СФ

Морж*** К-419 1992 Кмс-на-Ам ТОФ

Волк К-461 1992 Северо-нск СФ

Леопард К-328 1993 Северо-нск СФ

Тигр К-154 1994 Северо-нск СФ

Дракон**** К-295 1996 Кмс-на-Ам ТОФ

Вепрь К-157 1996 Северо-нск СФ

Гепард К-335 2001 Северо-нск СФ

Нерпа К-152 заложен в 1991 г. Кмс-на-Ам ТОФ

Кугуар К-337 заложен в 1993 г. Северо-нск

Рысь К-333 Северо-нск

* В 1997 году переименован в "Братск".

** По инициативе шефов из Татарии переименован в "Ак-Барс".

*** В 1999 году переименован в "Кузбасс".

**** С 1999 года - "Самара".

Атомная подводная лодка проекта 971 "Акула"

Разработана Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения "Малахит".

Длина корабля - 113 метров, ширина - 13,8 метра. Прочный корпус поделен на шесть отсеков. Осадка - 9,6 метра, водоизмещение в надводном положении - 8.470 тонн, в подводном положении - 13.800.

Предельная глубина погружения - 600 метров, рабочая - 520. Главная энергетическая установка - один реактор водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650 с четырьмя парогенераторами.

Максимальная скорость в подводном положении - более 30 узлов, в надводном - более 10. Автономность - 100 суток. Экипаж - около 80 человек.

Вооружение - 28 крылатых ракет комплекса РК-55 "Гранат", торпеды САЭТ60М, 53-65К, 65-76 и мины. Для стрельбы торпедами и запуска крылатых ракет подводные лодки этого проекта оснащены шестью носовыми торпедными аппаратами.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться