издается с 1879Купить журнал

Отступная Аляска

О роли дальних походов и подвигов в российско-американских отношениях

Вокруг Аляска высилась сугробно,
а я скакал, отчаянный, чумной,
и в легких танцевала твист свобода,
со звездами глотаемая мной.

Евгений Евтушенко

Сегодня часто используется термин "продажа" Аляски. Хотя в статье 1 Конвенции 1867 года речь идет об уступке: "Его Величество Император Всероссийский сим обязуется уступить Северо-Американским Соединенным Штатам, немедленно по обмене ратификацией, всю территорию с верховным на оную правом, владеемым ныне Его Величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова".

За все это полтора столетия назад США заплатили 7,2 млн долларов, что составляло 0,08736% их тогдашнего ВВП. В пересчете на сегодняшние деньги - 16,2 миллиарда долларов...

О том, как были потрачены "аляскинские" деньги, - в материале ученых-историков Андрея Петрова и Ивана Савельева.


Споры о целесообразности этой сделки не утихают по сей день. Ведь как только встает вопрос о государственной принадлежности, так и жди, что начнутся счеты: "а наши предки жили здесь раньше, чем ваши предки..." Поди вычисли первых! Тем более что алеуты и эскимосы, издревле здесь гулявшие, ни о какой государственности не думали. Аляска - это вам не Крым благоухающий, из-за которого великие державы доходят до убийственных санкций. Тут - снежная глушь, знобящее дыхание Арктики. Ни добрых дорог, ни промышленности, ни даже промысла скорого - ледяная целина...

И край неблизкий; не скоро великие собиратели империй доберутся сюда: американцы дойдут вдоль бесконечного тихоокеанского побережья, россияне - по неверному льду через Берингов пролив.

Когда к концу XVIII века добрались до Аляски пять монахов Валаамского монастыря, они не государственной принадлежностью были озабочены, а - по всегдашнему обыкновению - повседневными нуждами: строили православные храмы и крестили русских поселенцев. Государственная принадлежность наметилась потом - причем совместная, русско-американская. Потому и "продажа" полуострова ознаменовалась всего лишь декоративной сменой флагов: российский спустили, американский подняли. Потому и само устоявшееся применительно к Аляске слово "продажа" к ней как-то не пристает.

Мы что, купили этот полуостров, чтобы его продавать?

Я понимаю тех историков, которые называют случившееся 150 лет назад другим словом. Не "продажа" а уступка! Россия уступает Америке свои поселения на Аляске. Я бы даже словечко употребил родственное: отступное. Америка платит России сумму - Россия отступное берет.

Почему берет? Потому что знает, что при обострении ситуации у нее не хватит ни сил, ни средств удержать Аляску. В окружении Александра II это остро почувствовали, когда вели войну из-за того самого, кстати, благоухающего Крыма - русская Аляска оставалась беззащитной, бесхозной...

Россия отступилась от нее за семь с лишним миллионов долларов. Куда должны были пойти эти деньги? На дальнейшее обустройство российских железных дорог в Сибири. Почти все миллионы туда и пошли. И спорить вокруг этого поздно. Через 150 лет, я думаю, главный вопрос в другом: как справились с потерей Аляски населявшие ее наши русские предки? И нынешние их потомки?

Отвечу: храмы православные сохранились. Русский язык по-прежнему в ходу. Кстати, официально признанных языков на современной Аляске - 20. Так что мы в хорошей компании.

Стали ли эти русские за полтора века американцами? В какой-то степени - да, стали. Но и сумели остаться русскими. Знаменательное явление в нынешнем мире, где земли и народы то и дело "кувыркаются" из одной государственной принадлежности в другую. Как при таких кульбитах оставаться собой? Российский опыт здесь всечеловечески важен. Опыт русской Аляски - в высшей степени.

Дух содружества на этом кусочке Земли дает о себе знать даже в самые острые периоды противостояний.


В этом номере "Родины" сошлись три очень разных события из истории российско-американских отношений. В октябре 1978 года капитан советского траулера "Мыс Сенявин" Александр Арбузов спас в бушующем океане американских летчиков - противников по "холодной войне". За 115 лет до этого две эскадры русских кораблей совершили беспримерный поход к Нью-Йорку и Сан-Франциско и спасли Америку от колонизации французами и британцами. И вот сейчас мы отмечаем с противоречивыми чувствами 150-летие аляскинской отступной...

Юбилейная дата - всегда хороший повод поразмышлять о случайностях и закономерностях в истории. Девятнадцатилетний гардемарин Николай Римский-Корсаков мог случайно оказаться на борту клипера "Алмаз", идущего на Нью-Йорк. Но отнюдь не случайно в мелодиях опер "Садко", "Сказка о царе Салтане", в "Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии" знатоки уловят дыхание Мирового океана. Будущий композитор расслышал его в аляскинских русско-американских водах...

Убежден, что и отступление ледяного мрака "холодной войны" перед осторожным потеплением - очевиднейшее следствие подвига капитана Арбузова и его экипажа.

Вряд ли, впрочем, экскурсы в историю актуальны для современных политиков. Возможно, для новой оттепели им, как в 1863 году, требуется дальний поход. Или, как в 1978-м, подвиг.