
В отдаленном архангельском селе Лешуконском решили отметить необычный праздник - 70-летие самолета Ан-2. Он стал для этих мест по-настоящему родным. И летчики, которые когда-то работали в местной эскадрилье, зовут его любовно Аннушкой.
Эта Аннушка не разливает масло. Ан-2 - машина надежная. Не случайно до сих пор используется по всему миру. И в Арктике, и в Антарктике, в том числе. И в здешних местах, где от одного села до другого можно добираться несколько часов, Ан-2 по-прежнему незаменим.
Аннушке в Лешуконском у здания аэропорта три года назад поставили памятник. Тут собрались и в этот раз. Смотрели пожелтевшие фотографии на стендах. Мужики пожимали друг другу руки. Жены смотрели на них и видели в постаревших мужьях молодых летчиков в форме. И себя, наверное, вспоминали. В ситцевых платьишках.
Кто-то пришел с детьми - внуками пилотов местного авиаотряда. За кем-то увязались собаки. Один пес особо радовался скоплению народа. Ему нравилось быть в центре внимания. То заложит вираж - и обойдет всю толпу. То зайдет на посадку прямо на лужайку посреди митинга.
Самолет в Лешуконское летает сейчас два раза в неделю. Больше желающих побывать в областном центре не набирается. Еще бы - билет только в один конец стоит 5000 рублей. Получается, 20-минутный полет сюда дороже, чем перелет на ином рейсе из Архангельска в Москву.
Ветеран местной эскадрильи Владимир Мещеряков тоже начинал на Ан-2. Потом перешел в дальнюю авиацию, управлял "Боингом-777":
- Так на такси 3 рубля поездка стоила как минимум в городе. А здесь билет на самолет, чтоб в соседнее село слетать, рублишко стоил! Правильно народ, который это помнит, говорит, что могли себе позволить в гости по выходным друг к другу летать. Или вообще за булочками в магазин…
Заместитель гендиректора местного аэропорта Сергей Федулов, сам также налетавший более 9000 часов на Ан-2, вспоминает, что эскадрилья, базировавшаяся в Лешуконском, насчитывала 700 человек, 39 самолетов, 40 с лишним экипажей.
Вот уже больше 20 лет нет в Лешуконском авиаотряда. При том, что автомобильную дорогу (таковой ее, правда, можно назвать с натяжкой) проложили лет семь назад. И такая ситуация, конечно, не в одном отдельно взятом районе Архангельской области…
Часть самолетов продали, часть сдали на металлолом. Обрубок с гордой надписью "Аэрофлот", например, стоит на берегу Мезени и используется как сарай.
- Периферии все равно не обойтись без Ан-2, - уверен Федулов.
Тем более, что с 1947-го, когда начали выпускать Ан-2, ничего лучше не придумали. На заводе в Новосибирске лишь модернизировали этот самолет, снабдив более сильным двигателем. Но летают пока именно Ан-2.
- Это биплан, он может на маленькие площадки садиться, скорость взлета и посадки маленькая. Монопланам же и скорость больше нужна, и аэродром более подготовленный, - объясняет Федулов. - Поэтому Ан-2 и эксплуатируется 70 лет, как ни один самолет в мире, поэтому и в книгу рекордов Гиннеса попал.
А пока все идет к тому, что книгу малой авиации в России захлопнут и задвинут на дальнюю полку. Далекие районы, особенно на русском севере, становятся все безлюднее, прибытие самолета в иное село становится событием. А если нет регулярного сообщения, то и оставаться там, как на острове, возникает желание не у многих. Замкнутый круг…
- А мне Аннушка снится. Прям падаю с кровати - как будто в разворот иду, - говорит Мещеряков.
И смеясь, хлопает по плечу.
- Скучаю ли по небу? Лучше не теребить воспоминания. Умерла так умерла, - просит Федулов.
И предлагает послушать стихи. Уверяет, что автор неизвестен.
Самолет летел домой,
Скажем так: Ан-2 с заданья,
"Борт-13" - позывной…
Рейс идет спокойно, гладко,
Скоро третий разворот.
Вдруг пилоты видят… трактор!
Трактор по небу плывет…
А земля не спит с радаром:
"Борт 13", отзовись!"
С грузовым бортом вы правым
200 метров разошлись?
… Очумевшие от взору
Крутят летчики вираж.
И является их взору
Прозаический пейзаж.
Вертолет реальный, зримый
Мирно вдаль летит, бандит.
А под ним на стропах длинных
Трактор сказочный висит.
На земле вздохнут украдкой:
"Напугали! Что б вы мне!..".
Заходите на посадку -
Разберемся на земле.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем