В Севастополе, на Малаховом кургане, где погиб герой Крымской войны, ему поставлен памятник. В Великом Новгороде он удостоился чести быть изображенным на памятнике "1000-летие России". В историю Российского флота его имя вписано золотыми буквами.
А музей вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова создан в насквозь сухопутной тверской деревеньке Рясня.
- Там, где речка течет, - показывает Александр Яковлевич Волнухин на знакомые места, - было вырыто озеро. Вот здесь первые бои на плотах с дворовыми ребятишками и устраивал Володя Корнилов.
Идеей создать музей Волнухин загорелся еще мальчишкой, когда о флотоводце Корнилове (его имение находилось по соседству с Рясней, в селе Ивановском) рассказывал учитель истории. Детскую мечту осуществил спустя почти полвека, организовав музей рода Корниловых в здании бывшей школы. Ее когда-то собрали из усадебного дома.
Речку Рясню можно перешагнуть - так она мала. И портрет Владимира Алексеевича в музее - на фоне здешних березок. Но рядом картина жестокого сражения пароходофрегата "Владимир" под флагом начальника штаба Черноморского флота Корнилова с турецко-египетским фрегатом "Перваз-Бахри" 5 ноября 1853 года. После трехчасового боя Корнилов взял его на абордаж и доставил в Севастополь.
Последний раз он побывал на родине в 1852 году. А спустя два года, во время Крымской войны, нашел в себе мужество возразить главнокомандующему князю Александру Меншикову, приказавшему затопить корабли Черноморского флота (князь хотел, чтобы матросы обороняли город с суши). 17 октября 1854 года, во время первой массированной англо-французской бомбардировки Севастополя, вице-адмирал Корнилов был смертельно ранен осколком ядра. Его последние слова - "Отстаивайте же Севастополь!" - высечены на памятнике, установленном на месте гибели великого флотоводца.
Жена Владимира Алексеевича хотела, чтобы мужа похоронили в Рясне. Но император Николай I заявил, что теперь "Корнилов принадлежит не ей, а России". Его похоронили в севастопольском Владимирском соборе рядом с адмиралом-учителем Михаилом Лазаревым и адмиралами-друзьями Павлом Нахимовым и Владимиром Истоминым.
А памятник Корнилову на родине установил его земляк Александр Волнухин.
Памятник, который стоит перед рясненским музеем, Волнухин заказал из искусственного камня.
Но все равно вышло дорого. Непросто собрать полмиллиона, когда зарплата у заведующего краеведческим музеем девять с небольшим тысяч.
Пришлось брать кредит. Оставшуюся часть погасил безымянный морской офицер, побывавший здесь на экскурсии. "Я поехал платить очередной взнос в банк, а мне отвечают, что больше не требуется", - вспоминает Александр Яковлевич.
В прошлом году здесь побывал Альбан Корнилов. Специально приехал из Франции в дом, где жил его прапрапрадед. Теперь здесь музей.
- Двадцать шесть лет мальчику, - рассказывает Волнухин. - По-русски не говорит. В этом году обещал всей семьей приехать. Оказавшись здесь, заплакал. Говорит: "Не думали, что наш род помнят".
Помнят до мельчайших деталей. Один из главных музейных экспонатов - пряжка с российским гербом.
- На ней указан год - 1822-й. Володя Корнилов как раз был гардемарином, приезжал домой. Уехал, а пряжка осталась. Директор музея на Малаховом кургане Владимир Шавшин сказал мне: "Можно делать музей одного экспоната", - улыбается Волнухин.
Но корниловских экспонатов директору мало. Второй зал музея посвящен Великой Отечественной, а через дорогу в бывшей лавке, где торговали керосином, собраны плуги, прялки, ступы, пестери, гармони, патефоны и прочие вещи из прошлого. Это - "Музей сельской жизни".
Идею организовать его Волнухину подсказал сам вице-адмирал Корнилов.
- Однажды он мне приснился. Поблагодарил за память - и его, и предков. И сказал: "Ты же всю жизнь в сельском хозяйстве. Надо, чтобы было, на что потомкам посмотреть".
Вот и смотрят теперь. Потомки, правда, в город стремятся. В деревне остаются единицы.
- Школа у нас осталась только начальная, не удалось отстоять основную, - сетует ее директор Ольга Сырцова. - Так не хочется, чтобы родина Корнилова стала захолустьем...
Село без школы - шаг к запустению.
Но школьный звонок еще слышен. Им стала корабельная рында, которую когда-то привез сюда вице-адмирал Владимир Корнилов.
Склянки теперь отбивает Александр Волнухин. Он продолжает нести свою вахту.
Текст: Артем Локалов. Фото: Юрий Феклистов
Отличился в сражении, награжден орденами
- Владимир Алексеевич Корнилов родился в 1806 году в Рясне. Родители - иркутский и тобольский губернатор Алексей Корнилов и Александра Фан-дер-Флит, чьи предки происходят из Голландии - прибыли оттуда с Петром I и занимались корабельным делом.
- В 1823 поступил на службу на Балтийский флот. Отличился в Наваринском сражении. Награжден орденами.
- В 1833 году переведен на Черноморский флот. Под его руководством строится военный корабль "Двенадцать апостолов". Командующий Черноморским флотом Михаил Лазарев оценил корабль так: "Другой подобный едва ли в каком другом флоте есть".
- Переводит книги, в частности, капитана английского флота Гласкока "Морская служба в Англии, или Руководство для морских офицеров всякого звания", составляет проект руководства о сигнальных флагах.
- В 1850 году утвержден в должности начальника штаба Черноморского флота. Организует учения, проводит регулярные инспекторские смотры кораблей и портов, курирует создание школы юнг.
- В 1852 году произведен в вице-адмиралы.
- Погиб в бою 17 октября 1854 года.
С Пушкиным на дружеской ноге
Старший брат флотоводца Александр Алексеевич Корнилов (1801-1856) учился в Лицее вместе с Александром Пушкиным. Исследователи отмечали, что старший Корнилов отличался веселым характером, остроумием и красноречием, на чем он и сошлись с Пушкиным. Правда, о встречах Корнилова с Александром Сергеевичем после окончания Лицея неизвестно.
Александр Корнилов - участник Русско-турецкой войны 1828-1929 годов. Тайный советник, сенатор, губернатор. Служил в Киеве, Вятке, Тамбове. Умер в 1856 году, похоронен в селе Рясня.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем