Все началось с клада, который сотрудники Костромского историко-художественного музея-заповедника обнаружили в старинных напольных часах английской работы. В подставке, которая многие годы была заперта на ключ, оказался серебряный с позолотой сервиз - кубок, рюмки, братины, разливной ковш, филигранно выполненные серебряные ложки с гравировкой конца XIX века.
- А внутри серебряной посуды - вероятно, женской хозяйской рукой - было спрятано самое ценное: запакованные в коробочки ювелирные украшения, - рассказывает сотрудница музея Дарья Завьялова. - В том числе массивная золотая брошь в виде жука, украшенная гранатами, бриллиантами, хризолитами, алмазами и сапфирами.
Жук и вывел на след владелицы - на портрете Марии Алексеевны Углечаниновой, супруги костромского дворянина, ворот ее платья украшает та самая рубиновая брошь!
Естественно, музейщики углубились в историю этой семьи - и обнаружили в архиве поразительную любовную переписку Марии Алексеевны, в девичестве Поленовой...
Первой любовью молодой светской дамы был подпоручик Василий Свиньин из небогатого дворянского рода Кологривского уезда. На одном из приемов его представили юной Марии - страсть вспыхнула как порох.
- Последнее письмо, которое Василий Свиньин написал своей возлюбленной 10 февраля 1885 года, - продолжает рассказ Дарья Завьялова, - начинается словами: "Маня дорогая, прощай! Прощай, моя радость, не могу жить дольше. Прощай, моя голубка. Прощай, птичка, прощай! Целую твой крестик...". В крохотной записке слово "прощай" упоминается 16 раз. После чего переписка, которую влюбленные вели целый год, обрывается.
Тайну их расставания помог раскрыть Российский государственный военно-исторический архив.
Батальон Василия Свиньина размещался в Костроме, и после знакомства с 18летней Марией 23-летний подпоручик стал вхож в дом к Поленовым. Все ожидали близкой свадьбы, но ее не случилось. Жалованье молодых офицеров почти полностью уходило на аренду жилья, питание и приобретение формы. Кроме того, с 24 до 28 лет офицер мог вступить в брак лишь с разрешения командира части - и только в том случае, если у него на счету имелось не менее пяти тысяч рублей. По тем временам - фантастическая сумма! Василий не был богатым наследником, он сделал выбор...
Историки обнаружили в архиве приказ по батальону: подпоручик Свиньин выбыл из расположения части в связи с гибелью в три часа ночи 11 февраля 1885 года. Через несколько часов после того, как отправил возлюбленной прощальную записку. Рядом с его телом обнаружили пистолет.
Через несколько лет Мария вышла замуж. У них родились три дочери и сын. Сохранились и письма Александра Углечанинова жене. Рассудительный и сдержанный, он был прямой противоположностью страстному подпоручику. Известно, что служил в полиции, принимал участие во встрече императора Николая II во время его приезда в Кострому на празднование 300-летия дома Романовых. Как далее сложилась его судьба, доподлинно не известно. Но судя по тому, что в 1916 году оформлением страховки на дом занималась Мария Алексеевна, можно предположить: переворот 1917 года Углечаниновы пережили уже без главы семейства.
После революции имущество Углечаниновых изъяли, оставив лишь крошечную комнатку в фамильном особняке. Дочери Марии умерли в нищете. Краеведы полагают, что мать не сообщила им ни о спрятанных в часах драгоценностях, ни о хранившихся у нее всю жизнь письмах возлюбленного, который предпочел смерть разлуке...
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем