В этом номере мы открываем новую рубрику, которая, верим, будет интересна читателям. "Сделано на Родине" - это маленькое рукотворное чудо, на котором стоит личное клеймо Мастера. Машиностроителя и ювелира, кузнеца и мебельщика, металлурга и винодела. Или, как в нашей стартовой публикации, - дорожника.
Очень часто за личными историями умельцев и их любимого дела встает История.
Скоростные автотрассы сближают города и страны, сокращают время и приближают будущее. А еще они самым неожиданным образом наводят мосты в прошлое. Достаточно сделать остановку у дороги...
М-4. Древнее египетских пирамид
Мог ли представить русский археолог Василий Алексеевич Городцов, который исследовал эпоху бронзы на юге России и выделил ямную, катакомбную и срубную ее стадии, что спустя век ученые раскопают древнейшее захоронение на Дону, датированное IV тысячелетием до нашей эры?
Произойдет это благодаря строительству автодороги!
По сути, именно необходимость увести транзитный поток машин от ростовской агломерации заставила приступить к раскопкам в 2018 году. Поскольку в ходе подготовки к строительству скоростной трассы М-4 "Дон" обнаружилось: максимальный возраст археологических находок в Ростовской области - 6 тысяч лет! Государственная компания "Автодор" выступила заказчиком изысканий на древнем кургане, в зоне будущего обхода города Аксая.
Этот курган известен давно, на картах XIX века он обозначен как "Фигурин". Но до сих пор археологам не удавалось провести полноценные исследования: слишком дорогостоящими представлялись работы. И уже первые результаты стали сенсационными. Курган оказался многослойным, "нарастал" тысячелетиями, захоронения в нем - из разных культур и эпох. А самое древнее относится к IV тысячелетию до нашей эры.
Египетские пирамиды на тысячу лет моложе!
- Захоронение расположено в самом центре кургана, по кругу огорожено глыбами красного песчаника. У историков нет ответа, кем были умершие. Их статус определяют по типам захоронений - "ямники", "катакомбники", "срубники", - поясняет профессор кафедры археологии и истории древнего мира Южного федерального университета Алексей Кияшко.
Под курганом действительно найдены камеры-катакомбы, где хоронили высокопоставленных членов древнего общества. Об этом свидетельствуют выложенные ракушечником стены, элементы конских уздечек, бронзовый кинжал. Хорошо сохранился даже лепной круглодонный горшок с елочным орнаментом: по декору такой керамики можно определить родство групп людей и пути их расселения...
В кургане обнаружено несколько десятков захоронений разных эпох. Два из них (более поздних) принадлежат половцам, что определили по железному стремени и конской упряжи: возможно, рядом находилось большое поселение кочевников. А в верхних слоях обнаружены остатки казачьих землянок позапрошлого века. И можно только догадываться, сколько открытий чудных ждет ученых (и нас с вами) вдоль трассы М-4...
Да разве только вдоль нее!
М-3. Остановка на Угре
Трасса М-3 "Украина". Проезжая по недавно реконструированному участку, вы наверняка заметите на насыпном холме скульптурную композицию - фигуры четырех вооруженных копьями и мечами русских воинов. Тем более что дорожники помогли построить рядом часовню. И вспомните из давних уроков истории - Великое стояние на Угре...
Весной 1480 года угроза ордынского хана Ахмеда прийти на Русь заставила Ивана III объединиться со своими братьями Андреем и Борисом. Когда Ахмед подошел к Калуге, русский князь уже перекрыл путь на Москву. Ордынцы много раз пытались перейти Угру вброд, но натыкались на встречный огонь артиллерии. И с приходом холодов отошли в степь, не решившись форсировать реку по льду. Великое стояния на Угре стало одним из знаковых этапов в становлении нашей страны как единого независимого государства. В 1485 году Иван III провозгласил себя государем всея Руси...
Не проезжайте мимо этого места: на 177-м километре М-3, сразу за поворотом направо, есть специально обустроенная для посетителей исторического места парковка.
М-1. Старейший автобан России
А вот трасса М-1 "Беларусь", в прошлом году отметившая 80летие, - сама по себе исторический памятник. Именно на ней были впервые в СССР применены стандарты строительства автомагистралей, схожие с требованиями к хайвеям США или автобанам Германии. И хотя Минка проектировалась раньше, с самого начала она была задумана как прямая и широкая скоростная автодорога с твердым покрытием.
Многое повидала эта стройка, прямое отношение к которой имел Генрих Ягода, первый нарком внутренних дел СССР. В его ведомстве дорога оказалась, когда стало ясно: силами вольных строителей задачу не решить, миллиарда советских рублей в ценах 1935 года не найти. Смету сократили до 632 миллионов, а стройку передали НКВД - и заключенным Вяземлага. Но отставание от графика нарастало. И Николай Ежов, сменивший Ягоду осенью 1936 года, быстро нашел этому объяснение. Историк Вяземлага и строительства М-1 Оксана Корнилова приводит исчерпывающую формулировку приказа НКВД N 0132 от 1 ноября 1937 года:
"Один из способов вредительства в ГУШОСДОРе (Главное управление шоссейных дорог НКВД СССР. - Авт.) сводился к тому, чтобы затягивать строительство важнейших сооружений, не сдавая их в эксплуатацию..."
В 1937 году репрессировали начальника Вяземлага П.А. Петровича и других руководителей строительства. Большинство из них были осуждены по 58-й статье и расстреляны за шпионаж, вредительство и групповую троцкистскую контрреволюционную деятельность (реабилитированы в 1956 году). Обвинение "установило" даже то, что главный инженер М.М. Левин готовил крушение автомобиля Сталина...
Много чего трасса повидала и в войну... Оккупация. Ожесточенные бои в районе поселка Уваровка. Казнь Зои Космодемьянской (деревня Петрищево в пяти километрах от дороги). Идущие по ней на запад наши полки...
Каждый год на 71-м километре трассы "Автодор" проводит митинг, посвященный Дню Победы. Именно здесь был построен оборонительный узел, ставший неприступным для врага. Сейчас на этом месте мемориал, памятник воинам-дорожникам. Недавно построена и освящена часовня иконы Божией Матери Смоленской. А рядом - комфортная площадка для отдыха и автостоянка.
Остановитесь здесь хотя бы ненадолго. Вспомните...
М-11. Возвращенные имена
Благодаря дороге родственники красноармейца Петра Семеновича Тютенцева из Рязанской области смогли с почестями похоронить солдата через 70 лет после его гибели. Шел май 2013 года, начиналось строительство трассы М-11 Москва - Санкт-Петербург - и в Новгородской области в работу активно включились поисковые отряды. Именно тогда были впервые проведены полномасштабные поиски погибших фронтовиков на трассе будущей федеральной автодороги - проект Памяти, реализуемый государственной компанией "Автодор".
В районе деревни Мясной Бор, где в Волховском котле в 1942 году была уничтожена 2-я ударная армия РККА, поисковики подняли останки 263 красноармейцев. Установили имена 14 из них. Семерых, в том числе Петра Тютенцева, передали родным, троих захоронили в присутствии родственников в братской могиле мемориала "Мясной Бор", неопознанных предали земле на мемориальных кладбищах Новгородской и Ленинградской областей. Останки воинов были обнаружены в полосе отвода строящейся дороги - на узкой 150-метровой ленте. А сколько бойцов осталось лежать в лесах и болотах справа и слева от нее...
Потому-то "Автодор" - молодая компания, которой в этом году исполняется всего 10 лет, - принял решение при подготовке будущих строек проводить поиск на всех территориях, по которым прошла война.
Благодарим Государственную компанию "Автодор" за предоставленные материалы.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем