В Москве, в лектории Русского географического общества, состоялся премьерный показ фильма "Поморский карбас: испытание" о том, как энтузиасты за две недели построили традиционную поморскую лодку и на ней по рекам Вашка, Мезень и Белому морю дошли до Соловков.
Идея построить (или, как говорят корабелы, сшить) карбас возникла у шкипера Евгения Шкарубы, который не раз ходил в кругосветку. Вместе с членами клуба "Морские практики" он отыскал в отдаленном селе Лешуконском корабельного мастера Виктора Кузнецова, строившего такие лодки и знающего технологию. И карбас был готов.
Ранее уже был представлен двухсерийный фильм о его постройке и путешествии на нем. Но решено было сделать компактную версию, 40-минутную. Режиссером стал Павел Вабишевич.
Путешествие состоялось в 2017-м и с тех пор Евгений делает все, чтобы оно не осталось просто красивой историей. Шкаруба уверен, что строительство лодки большой компанией, а затем путешествие на ней - отличный вид туризма. Особенно - на севере Архангельской области.
- В фильме показано - как это круто, - говорит Евгений. - Чем больше карбасов будет - тем лучше. Строишь карбас, потом идешь на нем до домика на берегу реки... При этом такая лодка неприхотлива. Перевернул ее, зачехлил - и она дожидается следующего путешествия. Так мы не дадим этим лодкам исчезнуть. И традиции поддержим.
В планах у Шкарубы и его соратников путешествие на карбасе по Северной Двине. А в этом году они пройдут по Мезени на лодках-"верховках" - тоже традиционных для тех мест.
Если карбасы еще сохранились, то поморских шхун не осталось совсем. Ее строительство - еще один проект Шкарубы, которым он занимается вместе с норвежцами в Архангельске. Вероятно, технологию постройки такого деревянного парусного судна, на котором поморы путешествовали по Арктике в ХIX - начале XX веков, они подсмотерли именно у норвежцев. А затем дополнили и обогатили эту культуру.
О строительстве деревянных судов Евгений говорит, как об искусстве, как о деревянном зодчестве Русского Севера. Но если почти все храмы обмерены и изучены, то о деревянных русских судах так сказать нельзя. Поэтому Шкаруба надеется, что фильм привлечет больше внимания к этой теме:
- Путешествуя по миру, вижу, как люди в своих странах заботятся о старинных судах, сохраняют их. Наверное, один из самых ярких примеров - Франция. Мне очень хочется, чтобы и у нас на Родине было так же. Ведь в свое время поморы даже помещали в храмы модели своих судов...
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем