Не закрылась крышка люка
За несколько часов до старта, когда Гагарина усадили в корабль и закрыли люк, выяснилось: контакта нет, кабина негерметична.
Стартовать нельзя. Спешно снова отвинтили крышку. К счастью, неполадка оказалась мелкой.
Известен человек, который все исправил и закрыл люк гагаринского корабля, - Олег Ивановский (на фото), ведущий конструктор кораблей "Восток".
Пропала связь с кораблем
Уже во время подъема ракеты была потеряна связь с кораблем.
- "Кедр" (позывной Гагарина), как чувствуете себя? - добивался ответа "двадцатый" (Сергей Павлович Королев). - "Кедр", отвечайте!
А в динамиках только хрип.
"Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда... сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту", - такую запись сделал в своем дневнике помощник Главкома ВВС по космосу Николай Петрович Каманин.
На самом деле, и это сейчас понятно, пока ракета с кораблем пробивалась сквозь атмосферу, шли помехи и связь не работала. "Восток" вышел на орбиту - связь появилась.
"Восток" вышел на нерасчетную орбиту
На этапе выведения ракеты один из приборов сломался, и команда на выключение двигателя центрального блока ракеты-носителя не прошла с Земли. Выключение прошло по запасному варианту с запозданием на полсекунды и превышением расчетной скорости на 22 м/сек.
В результате "Восток" оказался на нерасчетной орбите с апогеем (высшая точка орбиты) примерно на 40 км выше, чем планировалось. Если бы не сработала тормозная двигательная установка (ТДУ), "Восток" оставался бы в космосе 15-20 дней. Запас воздуха, воды и пищи был предусмотрен максимум на десять суток.
Впрочем, об этой неприятности "Земля" Гагарину не рассказала.
Тормозной двигатель отработал не полностью
Тормозная двигательная установка сработала в расчетное время, но не выдала полный импульс из-за потери топлива. В результате орбитальную скорость "Востока" удалось снизить лишь на 132 м/сек вместо расчетных 136 м/сек. Это означало, что в заданном районе космонавт не приземлится.
Недолет составил около 110 километров: Гагарина ждали под Сталинградом (нынешний Волгоград).
Спускаемый аппарат отделился нештатно
После выключения тормозной двигательной установки должно было произойти отделение спускаемого аппарата от приборного отсека. Но не произошло!
Разделение состоялось только через 10 минут после расчетного. Произошло это на высоте около 110 км, когда наконец сработали термодатчики резервной системы разделения.
В иллюминаторе заполыхал пожар
За иллюминаторами явно слышалось потрескивание, кабину освещали багровые отблески пламени. Пожар! Нет для летчика страшнее ЧП, чем огонь на борту. А ведь Гагарин, как и все космонавты первого набора, пришел из истребительной авиации.
- Горю! - подумал Юрий Алексеевич.
На самом деле спуск проходил штатно - от плазмы, охватывающей корабль в верхних слоях атмосферы, корабль спасала термоизоляция. Но космонавту о пожаре "за окном" никто не говорил. Хотя кто мог предупредить об этом первопроходца?
Второй парашют не раскрылся вовремя
- На высоте примерно около 7000 метров происходит отстрел крышки люка, - докладывал Гагарин в надолго засекреченном отчете. - Я сижу и думаю, не я ли катапультировался - быстро, хорошо, мягко, ничем не стукнулся. Вылетел с креслом. Отцепляется стабилизирующий, вводится в действие основной парашют - и тут... кресло ушло от меня, вниз пошло. Я стал спускаться на основном парашюте. Затем раскрылся запасной парашют (это было предусмотрено схемой полета). Раскрылся и повис вниз. Он не открылся!
Тут слой облачков был, в облачке поддуло немножко, раскрылся второй парашют, наполнился, и на двух парашютах дальше я спускался. Купола красивые, оранжевые...
Не сработал дыхательный клапан
Клапан, подающий воздух, открылся не сразу. А ведь космонавт приземлялся в закрытом скафандре. Как дышать?
- Клапан, когда надевали, попал под демаскирующую оболочку, - сообщал Юрий Алексеевич комиссии. - Минут шесть я все старался его достать. Но потом расстегнул демаскирующую оболочку, с помощью зеркала вытащил тросик и открыл его.
Укладка с аварийным запасом оторвалась от скафандра
Космонавт летел прямиком в Волгу. Управлять парашютами было невозможно - почти до самой земли Гагарин летел лицом к ветру.
Но опять везение. Поскольку никто не знал, куда приземлится космонавт в случае нештатной ситуации, для него был предусмотрен носимый аварийный запас (НАЗ).
30-килограммовая укладка с самым необходимым для выживания, в том числе с надувной лодкой, запасом продуктов, лекарствами и рацией, должна была спускаться под ногами космонавта, прикрепленная длинной стропой к скафандру.
Но укладка непонятно по какой причине оторвалась.
- Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок, и все. Я понял, НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя - жестко к спинке привязан, - говорил Гагарин.
Но именно потеря НАЗа привела к тому, что космонавта отнесло подальше от реки.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем