издается с 1879Купить журнал

БАМ. Хронология стройки XX века

Вот и все. Замкнулось полотно

Вот и все.

Замкнулось полотно.

И последний выложен портал.

"Золотое" светится звено.

Ты об этом десять лет мечтал.

И когда оркестр громом брызнет,

Ты поймешь, что в ливнях и в пыли

Лучшую дорогу нашей жизни

Мы с тобою вовремя нашли.

Владимир Гузий

Первые строители БАМа. Фото: из коллекции Владимира Сергеева
1932

Подписано Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР N 542 от 13 апреля 1932 года "О строительстве Байкало-Амурской железной дороги". Из-за острой нехватки кадров решено привлечь к строительству БАМа заключенных. В структуре ГУЛАГа появился БАМлаг (1932-1938 гг.), управление которого разместилось в городе Свободном Амурской области.

1933

Началось строительство железнодорожной линии Бам - Тындинский.

1937 год

ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани через Усть-Кут, Нижнеангарск, Тындинский, Ургал, Комсомольск-на-Амуре. Общая протяженность - более 4000 км. Открыто движение поездов на линии Бам - Тындинский.

1942

С началом Великой Отечественной войны в стране возникла острая нехватка металла. Государственный комитет обороны приказал снять рельсы и мостовые конструкции на линии Бам - Тындинский. Они пошли на строительство знаменитой Волжской рокады, которая сыграла важную роль в разгроме фашистов под Сталинградом.

1943

В связи со сложной обстановкой на дальневосточных рубежах страны Государственный комитет обороны принял решение N 3407 от 21 мая 1943 года о форсированном строительстве железнодорожной линии Комсомольск - Советская Гавань протяженностью 475 км.

1945 год

На линии Комсомольск - Советская Гавань открыто движение поездов.

1967 год

Начались изыскания и проектные работы на трассе БАМа от Лены до Комсомольска-на Амуре.

Поставлена задача обновить старый проект, привести его в соответствие с новыми техническими нормами и объемами грузопотоков.


Первый поезд начал свой разбег.

Он сюда шел медленно и долго.

На щеках колючий тает снег.

Я не плачу. Это снег. И только.

Но когда оркестр громом брызнет,

Я пойму, что в ливнях и в пыли

Лучшую дорогу нашей жизни

Мы с тобою полностью прошли.

Владимир Гузий

Фото: Эдуард Жигайлов
1972

На станции Бам уложено первое звено рельсов. Началась реконструкция линии Бам - Тындинский, соединяющей БАМ с Транссибом.

1974

Первый десант транспортных строителей во главе с Петром Сахно, начальником СМП-266 УС "Ангарстрой", высадился на Таюре (ныне станция Звездная) и, пробив зимник, приступил к строительству жилого поселка.

Из Кремлевского дворца, где проходил 17-й съезд ВЛКСМ, на БАМ отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд - свыше 600 человек из Москвы, Ленинграда и всех союзных республик.

ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли Постановление N 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". БАМ проектировался как железная дорога первой категории, которая должна обеспечить перевозку в восточном направлении 35 млн тонн грузов в год.

Фото: Эдуард Жигайлов
1975

Открылось рабочее движение поездов на 180-километровой железнодорожной линии Бам - Тындинский.

Первый поезд прошел по мосту через Лену в Усть-Куте.

Открылось движение поездов по железнодорожному мосту через Амур у города Комсомольска-на-Амуре.

Началось строительство железной дороги Тында - Беркакит, которая открывала путь освоению Нерюнгринского месторождения коксующегося угля.

1977

Началась проходка 15-километрового Северомуйского тоннеля, самого длинного в России.

Первый поезд прошел через Дуссе-Алиньский тоннель. Чтобы пропустить его, воинам- железнодорожникам пришлось очистить тоннель от наледи и вывезти тысячи кубометров льда.

Сдана в постоянную эксплуатацию железнодорожная линия Тында - Беркакит.

1979

Воины-железнодорожники замкнули на разъезде Уркальту Дальневосточное железнодорожное кольцо Хабаровск - Известковая - Ургал - Комсомольск-на-Амуре с выходом в порт Ванино.

Нам бывало трудно много раз,

Но теперь спокойно оглянись:

Стройка обошлась бы и без нас,

Нам же без нее не обойтись.

И куда судьба нас ни забросит,

В памяти останется всегда:

В утреннюю свежесть наших просек

Робкие заходят поезда.

Владимир Гузий

Фото: Эдуард Жигайлов
1984

Бригады монтеров пути Александра Бондаря и Ивана Варшавского, которые шли с укладкой навстречу друг другу с запада и востока, встретились на разъезде Балбухта (1597 км) и состыковали рельсы БАМа.

1989

Государственная комиссия подписала акт о приемке в постоянную эксплуатацию Байкало-Амурской железной дороги (в объеме пусковых комплексов). Страна получила второй, более короткий выход к Тихому океану и доступ к богатейшим природным ресурсам Сибири и Дальнего Востока.

2001

В Северомуйском тоннеле произведена последняя сбойка. Отклонение между осями 15-километрового тоннеля составило всего 69 мм по горизонтали и 36 мм по вертикали.

2013

Начался первый этап масштабного Проекта модернизации и развития железных дорог Восточного полигона (Транссиба и БАМа). Завершить его должны были в 2017 году, но из-за срыва сроков сдачи ряда объектов продлили до 2021 года. За это время в развитие полигона вложено почти 500 млрд рублей. Построено почти 670 км дополнительных путей.

2021

Правительство РФ утвердило Паспорт второго этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. К 2024 году суммарная пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей должна увеличиться в 1,5 раза - до 180 млн т в год, а сроки доставки транзитных контейнерных грузов на направлении "Запад - Восток" - сократиться до 7 суток. Планируется построить более 1300 км вторых путей.

На Восточном участке БАМа высадились первые подразделения железнодорожных войск Минобороны. Им поручено проложить вторые пути на 340-километровом участке Улак-Февральск, чтобы увеличить вывоз коксующегося угля с Эльгинского месторождения.