Вот и все.
Замкнулось полотно.
И последний выложен портал.
"Золотое" светится звено.
Ты об этом десять лет мечтал.
И когда оркестр громом брызнет,
Ты поймешь, что в ливнях и в пыли
Лучшую дорогу нашей жизни
Мы с тобою вовремя нашли.
Владимир Гузий
Подписано Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР N 542 от 13 апреля 1932 года "О строительстве Байкало-Амурской железной дороги". Из-за острой нехватки кадров решено привлечь к строительству БАМа заключенных. В структуре ГУЛАГа появился БАМлаг (1932-1938 гг.), управление которого разместилось в городе Свободном Амурской области.
Началось строительство железнодорожной линии Бам - Тындинский.
ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани через Усть-Кут, Нижнеангарск, Тындинский, Ургал, Комсомольск-на-Амуре. Общая протяженность - более 4000 км. Открыто движение поездов на линии Бам - Тындинский.
С началом Великой Отечественной войны в стране возникла острая нехватка металла. Государственный комитет обороны приказал снять рельсы и мостовые конструкции на линии Бам - Тындинский. Они пошли на строительство знаменитой Волжской рокады, которая сыграла важную роль в разгроме фашистов под Сталинградом.
В связи со сложной обстановкой на дальневосточных рубежах страны Государственный комитет обороны принял решение N 3407 от 21 мая 1943 года о форсированном строительстве железнодорожной линии Комсомольск - Советская Гавань протяженностью 475 км.
На линии Комсомольск - Советская Гавань открыто движение поездов.
Начались изыскания и проектные работы на трассе БАМа от Лены до Комсомольска-на Амуре.
Поставлена задача обновить старый проект, привести его в соответствие с новыми техническими нормами и объемами грузопотоков.
Первый поезд начал свой разбег.
Он сюда шел медленно и долго.
На щеках колючий тает снег.
Я не плачу. Это снег. И только.
Но когда оркестр громом брызнет,
Я пойму, что в ливнях и в пыли
Лучшую дорогу нашей жизни
Мы с тобою полностью прошли.
Владимир Гузий
На станции Бам уложено первое звено рельсов. Началась реконструкция линии Бам - Тындинский, соединяющей БАМ с Транссибом.
Первый десант транспортных строителей во главе с Петром Сахно, начальником СМП-266 УС "Ангарстрой", высадился на Таюре (ныне станция Звездная) и, пробив зимник, приступил к строительству жилого поселка.
Из Кремлевского дворца, где проходил 17-й съезд ВЛКСМ, на БАМ отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд - свыше 600 человек из Москвы, Ленинграда и всех союзных республик.
ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли Постановление N 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". БАМ проектировался как железная дорога первой категории, которая должна обеспечить перевозку в восточном направлении 35 млн тонн грузов в год.
Открылось рабочее движение поездов на 180-километровой железнодорожной линии Бам - Тындинский.
Первый поезд прошел по мосту через Лену в Усть-Куте.
Открылось движение поездов по железнодорожному мосту через Амур у города Комсомольска-на-Амуре.
Началось строительство железной дороги Тында - Беркакит, которая открывала путь освоению Нерюнгринского месторождения коксующегося угля.
Началась проходка 15-километрового Северомуйского тоннеля, самого длинного в России.
Первый поезд прошел через Дуссе-Алиньский тоннель. Чтобы пропустить его, воинам- железнодорожникам пришлось очистить тоннель от наледи и вывезти тысячи кубометров льда.
Сдана в постоянную эксплуатацию железнодорожная линия Тында - Беркакит.
Воины-железнодорожники замкнули на разъезде Уркальту Дальневосточное железнодорожное кольцо Хабаровск - Известковая - Ургал - Комсомольск-на-Амуре с выходом в порт Ванино.
Нам бывало трудно много раз,
Но теперь спокойно оглянись:
Стройка обошлась бы и без нас,
Нам же без нее не обойтись.
И куда судьба нас ни забросит,
В памяти останется всегда:
В утреннюю свежесть наших просек
Робкие заходят поезда.
Владимир Гузий
Бригады монтеров пути Александра Бондаря и Ивана Варшавского, которые шли с укладкой навстречу друг другу с запада и востока, встретились на разъезде Балбухта (1597 км) и состыковали рельсы БАМа.
Государственная комиссия подписала акт о приемке в постоянную эксплуатацию Байкало-Амурской железной дороги (в объеме пусковых комплексов). Страна получила второй, более короткий выход к Тихому океану и доступ к богатейшим природным ресурсам Сибири и Дальнего Востока.
В Северомуйском тоннеле произведена последняя сбойка. Отклонение между осями 15-километрового тоннеля составило всего 69 мм по горизонтали и 36 мм по вертикали.
Начался первый этап масштабного Проекта модернизации и развития железных дорог Восточного полигона (Транссиба и БАМа). Завершить его должны были в 2017 году, но из-за срыва сроков сдачи ряда объектов продлили до 2021 года. За это время в развитие полигона вложено почти 500 млрд рублей. Построено почти 670 км дополнительных путей.
Правительство РФ утвердило Паспорт второго этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. К 2024 году суммарная пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей должна увеличиться в 1,5 раза - до 180 млн т в год, а сроки доставки транзитных контейнерных грузов на направлении "Запад - Восток" - сократиться до 7 суток. Планируется построить более 1300 км вторых путей.
На Восточном участке БАМа высадились первые подразделения железнодорожных войск Минобороны. Им поручено проложить вторые пути на 340-километровом участке Улак-Февральск, чтобы увеличить вывоз коксующегося угля с Эльгинского месторождения.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем