Два московских музея, Исторический и Политехнический, празднуют в этом году свое 150-летие. Своим появлением они обязаны грандиозной Политехнической выставке, прошедшей в Москве летом 1872 года и приуроченной к 200-летнему юбилею Петра Великого.
От Петра I до Александра II
В Европе во второй половине XIX века промышленные выставки проводились регулярно. На них, выросших из средневековых ярмарок, демонстрировались последние достижения науки и техники, произведения искусства и кустарной промышленности. В 1868 году члены Общества любителей антропологии и этнографии выступили с инициативой создания в Москве доступного просветительского музея по всем отраслям знаний. Политехническая выставка должна была показать достижения науки и техники за годы, прошедшие после того, как Петр прорубил для России "окно в Европу". К тому времени Россия после "великих реформ" Александра II вступила на путь промышленного развития. Новейшие преобразования перекликались с реформами, проведенными Петром I.
На этом и сделали акцент устроители выставки, перекинув "исторический мостик" от одного царя-реформатора к другому. Даже на памятных медалях их портреты печатали вместе.
Изначально выставку в честь 200-летия Петра хотели провести в Санкт-Петербурге. Но Москва "победила", напомнив, что родился и вырос будущий император именно здесь.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/article/230/73/50/Peter_I_by_Carel_de_.jpg)
Город у стен Кремля
Такого размаха Первопрестольная еще не видела. Для размещения экспонатов выставки в Москве вокруг Кремля был выстроен целый город. 86 больших и маленьких, футуристично-грандиозных и патриархально-провинциальных павильонов разместили в Манеже, трех Александровских садах и на набережной Москва-реки вдоль Кремля до Москворецкого моста. Общая площадь выставки составила около 20 гектаров. Для доставки материалов и экспонатов от всех вокзалов к Кремлю протянули временные железнодорожные пути, а линия от Брестского вокзала до Иверских ворот стала первой пассажирской линией конки.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/article/230/73/50/plan_vystavki1000.jpg)
Каждый отдел выставки давал посетителям увидеть, как было при Петре и что изменилось с тех пор.
В павильонах представили свои достижения 10 тысяч участников из всех российских губерний и около 2 тысяч - из Австро-Венгрии, Бельгии, Великобритании, Германии и других стран, которые везли свои образцы по земле и по воде. 25 железных дорог России и девять пароходств ввели скидки - вплоть до стопроцентных - на провоз экспонатов и депутатов, командированных в Москву.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/article/230/73/50/serebrianaia_model_borika.jpg)
Морской отдел - гвоздь выставки
Далеко не все были в восторге от пестрого городка, выросшего рядом со стенами Кремля. Художник Илья Репин писал Владимиру Стасову:
Неприятнее всего поразило меня в Москве (Москву я люблю как родную мать и нахожусь всегда точно в гостях у матери - в Москве) противно, гадко выстроенная Политехническая выставка, особенно наверху у колокольни Ивана Великого и внизу против гостиницы Кокорева, где я имею большое удовольствие проживать, в 58 N; очень большое удовольствие потому, что из окна я вижу Кремль, Василия Блаженного, Спасские ворота, башни стены, колокольню Ивана Великого, все эти колоссальные, освященные веками и замечательно художественные вещи. Теперь особенно чувствительна их художественная грандиозность, когда есть сравнение: внизу слепили "курам на смех" клетушки для выставки - должно быть, немец задался опошлить пресловутый мотив русской избы - хуже выдумать нельзя. Внизу здания имеют вид прачешной; назначения их не знаю. Впрочем, Морской отдел очень хорош, по крайней мере общеевропейская вещь; около здание очень хорошее - что-то китайское. Все это Вы сами увидите и оцените"1.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/article/230/73/50/repin1000.jpg)
Морской отдел все без исключения называли украшением выставки. Павильон, выстроенный по проекту архитектора Ипполита Монигетти при участии инженера Николая Путилова, - целиком из металла и стекла площадью более 2 тысяч метров - даже хотели сохранить, планируя разместить в нем экспонаты Политехнического музея. Но впоследствии деньги понадобились для строительства нынешнего здания музея, павильон был разобран, а материалы проданы.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/article/230/73/50/zal.jpg)
Артефакты главного павильона
Репину, судя по описанию, довелось наблюдать из окна "Городок отдыха" на Варварской площади. Здесь можно было перекусить в чайной, посидеть с книгой в тишине читальни, размяться в гимнастическом городке или посетить "открытые уроки" в народной школе - от физики, химии и минералогии до садоводства, шитья и рукоделия. Преподавателями на время выставки стали ведущие ученые того времени и передовые предприниматели. Отдельные программы были составлены специально для посетителей, не знакомых с грамотой.
Большой популярностью пользовался и Народный театр, работавший с июня до середины осени 1872 года. За это время было дано более 100 спектаклей и концертов. Цена билетов - от 5 копеек до двух с половиной рублей, причем дешевые билеты продавались по будням, а в выходные и праздники цена удваивалась.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/article/230/73/50/bilet.jpg)
А главным павильоном выставки стал Исторический, полностью посвященный личности Петра и его эпохе. Этот отдел курировал, как сказали бы сейчас, ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев2. За два года до открытия выставки по всей стране и за рубежом, в архивах и частных собраниях начался поиск экспонатов. В газетах печатались объявления с призывом сообщать устроителям выставки обо всех предметах и артефактах, связанных жизнью и деятельностью Петра Великого. Посетителям предстояло увидеть эволюцию быта, одежды и обуви, материалов, инструментов, станков и приспособлений от петровских времен до новейших достижений отечественного и зарубежного производства.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/article/230/73/50/zheton.jpg)
Даже краткое перечисление экспонатов исторического павильона занимает четыре страницы журнального формата: подлинные предметы, принадлежавшие императору, прижизненные портреты Петра, военные трофеи, портреты его современников были предоставлены Оружейной палатой, Морским музеем, царской семьей, частными лицами.
Девять предметов направил на выставку даже Эрмитаж!3
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/article/230/73/50/istoricheskii_otdel.jpg)
Вот только некоторые артефакты:
- простреленная шляпа и мундир, которые были на Петре во время Полтавской битвы; к ним прилагалась подлинная шпага, покоившаяся на специальной подушке с вышитыми словами: "А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего";
- орден св. апостола Андрея Первозванного, принадлежавший Петру;
- трофеи Полтавской битвы - носилки шведского короля Карла XII, шведский фельдмаршальский жезл, мечи, литавры, барабаны, трубы;
- одежда, сапоги, трость, кровать и экипажи Петра - одноколка и зимний возок.
По всему историческому павильону было развешано множество живописных и гравированных портретов Петра Великого. А в одном из залов воссоздали интерьер рабочего кабинета Петра.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/article/230/73/50/priem.jpg)
Московская швартовка Ботика Петра
Василий Суриков, написавший к выставке несколько картин из жизни Петра и оказавшийся в Москве в дни открытия, писал родителям: "Вчера приехал в Москву царь и некоторые великие князья. Город был довольно хорошо иллюминирован. Мы ходили с знакомыми моего товарища смотреть всю эту церемонию. Меня-то это мало интересовало, потому что в Петербурге я видел все гораздо лучше, а простых и добродушных москвитян это страшно занимает"4.
Главным действием на открытии Политехнической выставки стало прибытие Ботика Петра, совершившего путешествие из Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге к пристани Морского павильона на Кремлевской набережной. Для следования ботика был написан отдельный Церемониал, больше похожий на распорядок путешествия царской особы. Прибывший в Москву "Дедушка Русского Флота" стал основным экспонатом Морского павильона, показывавшего эволюцию кораблестроения, начало которому было положено при Петре.
Отправка Ботика Петра обратно в Санкт-Петербург состоялась 30 августа 1872 года и ознаменовала завершение выставки. А уже в декабре ее экспонаты снова стали доступны публике, но уже в составе экспозиции Политехнического музея5.
P.S.
За время работы выставку посетили 750 тысяч человек, что превышало все население Москвы, составлявшее тогда 620 тысяч. Причем 100 тысяч посетителей - рабочие и учащиеся - воспользовались правом бесплатного прохода на выставку.
Материалы, выпущенные к Политехнической выставке и опубликованные по ее итогам, дают интересный срез картины жизни в России в 1870-х годах. Множество книг и журналов оцифровано и доступны для чтения онлайн.
- 1. Репин И. Переписка с В. Праховым http://ilyarepin.ru/pisma72/
- 2. Общая программа Исторического отдела Политехнической выставки 1872 года. - М., 1870.
- 3. Андреева Д.А. Петровская тема в экспозиции Московской политехнической выставки // Труды Государственного Эрмитажа. [Т.] 101. Петровское время в лицах - 2019 : материалы научной конференции. СПб., 2019. С. 20-26.
- 4. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977. http://az.lib.ru/s/surikow_w_i/text_0010.shtml
- 5. Семенова О. Прекрасен фасад Политехнического музея..." // Наше Наследие. 2011. N 99. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/9916.php
Единственное сооружение выставки, сохранившееся до наших дней, - храм в русском стиле. После выставки его перевезли в Люблино, в усадьбу купившего строение купца Голофтеева, а оттуда в 1927 (!) году - в село Рыжево под Егорьевском.
Спроектировал и построил храм председатель Московского Архитектурного общества Николай Шохин. Церковь была образцовым экземпляром нереализованного проекта возведения типовых сборно-разборных деревянных храмов для отдаленных регионов Российской империи.
![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/article/230/73/50/MyCollages(34).jpg)
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем