12/30 мая 1912 года в Москве на Волхонке был торжественно открыт Музей изящных искусств имени Императора Александра III.
- "Александр III был истинным державным покровителем
- искусств и наук в нашем Отечестве".
- (Иван Владимирович Цветаев)
Инициатива создания музея принадлежала княгине З.А. Волконской, урожденной Белосельской-Белозерской. Она много сделала, чтобы свою идею о создании музея провести в жизнь. Первой дарительницей, внесшей значительный вклад для воплощения этой идеи - 150 тыс. рублей - была московская купчиха Алексеева.
Дочь основателя и первого директора Музея профессора Московского университета И.В. Цветаева поэтесса Марина Цветаева в своей книге "Отец и его музей" писала: "Звонили колокола по скончавшемуся Императору Александру III, и в это время отходила одна московская старушка (купчиха Алексеева - авт.), которая, слушая колокола, сказала: "Хочу, чтобы оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное заведение памяти почившего государя..."
Александровский музей - так называл профессор И.В. Цветаев Музей изящных искусств на Волхонке. По предложению мецената Нечаева-Мальцова в Музее, в его центральном зале должен был быть установлен памятник Императору Александру III работы знаменитого русского архитектора, вышедшего из крепостных А. Опекушина (в настоящее время нахождение памятника неизвестно - авт.). Торжественное открытие Музея состоялось в присутствии Императора Николая II, Императрицы Марии Федоровны, членов императорской семьи, внесших большой вклад в создание Музея.
В 1937 году Музей был переименован и получил новое название - Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в связи со 100-летним юбилеем известного поэта. В 1957 году в Москве был открыт еще один музей, носящий имя А.С. Пушкина - Государственный музей А.С. Пушкина, с представленной пушкинской коллекцией, собранной к тому времени сотрудниками музея и составляющую основу московской пушкинианы.
Архитектором здания Александровского музея был Р.И. Клейн.
Каждый зал Музея изящных искусств носил имя того лица, кто активно способствовал его созданию. Так "Екатерининский зал" получил имя главного мецената Музея Ю.С. Нечаева-Мальцова, "Вавилонский" - великой княгини Елизаветы Федоровны, средневековой скульптуры - цесаревича Алексея Николаевича. Были также залы имени Императрицы Марии Федоровны и Александры Федоровны, великих князей Владимира, Сергея, Павла Александровичей, королевы Эллинов Ольги Константиновны. Одним из ценнейших экспонатов стала египетская коллекция известного египтолога В.С. Голенищева.
"С открытием музея - писал И.В. Цветаев, - реализовалась почти сто лет вынашиваемая идея о создании в Москве правильного музея по истории мирового искусства".
И.В. Цветаев был лично знаком с Императором Александром III, он высоко оценивал его деятельность на благо России и особенно его человеческие и нравственные качества. Он называл Александра Александровича "Царем Благочестия", жизнью своей наиболее воплотившей в себе народный идеал Русского царя-самодержца".
Не случайным был и тот факт, что открытие Музея изящных искусств Императора Александра III совпало в майские дни 1912 г. с открытием у Храма Христа Спасителя 31 мая 1912 г. памятника Императору Александру III, который Цветаев назвал "всенародным памятником". Выбор места для установки памятника был представлен по распоряжению генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича - И.В. Цветаеву, чей профессиональный и нравственный авторитет был очень велик.
В своей записке о наиболее подходящем месте в Москве для возведения памятника, И.В. Цветаев писал: "Высочайшею волею выпало счастье украситься сим памятником на долю древнейшей столицы. Естественны заботы Москвичей, чтобы место для такого монументального сооружения избрано было вполне отвечающее и величию Государя, покрывшего себя особой славою во всех концах мира, и той всеобщей любви, которая окружала Его в своем многомиллионном народе... Колоссальная сумма пожертвований, стекающаяся со всех концов России на памятник Императору Александру III, достигла 1.695.003 руб. 20½ коп. (Эта колоссальная цифра не являлась еще окончательною) наглядно показывает, какою безграничною любовью пользовался в своем народе почивший Государь, безвременная кончина которого вызвала отовсюду, из всех слоев нашего разнородного населения, и это беспримерное количество единодушных приношений к Его горячо оплаканной могиле. И эти по своим размерам небывалые в истории наших государственных памятников жертвы на достойное увековечивание Его славного имени и в памяти современников, и отдаленного потомства".
Выбор И.В. Цветаевым места для памятника пал на место у стен Храма Христа Спасителя, который был торжественно освящен и открыт в мае 1883 г. в дни коронации Императора Александра III. Обосновывая свой выбор, Иван Владимирович писал: "Русский народ легко поймет это единение возвышенных идеалов своих Царей и учения Церкви, легко поймет именно такое значение царских памятников вблизи церковных стен и тем большее почтение понесет он тогда к их изображениям. И как знать, что статуе Императора Александра Александровича не суждено здесь положить более прочное начало явлению в будущем Российской истории? Независимого от этого общего соображения существует в занимаемом теперь Россию вопросе и особые обстоятельства, есть и особые мотивы, созданные личным характером и личной жизнью в Бозе почившего Монарха: Император, положивший столько непрестанных попечений "о мире всего мира" и Богом вверенного Ему народа, этой стороной Своей деятельности как нельзя более приближается к Церкви, которая молит о том же и учит жить в мире".
Представляется целесообразным, учитывая необходимость возвращения к нашему историческому прошлому, создание при музее отделения, связанного с именем императора Александра III, внесшего, по словам Президента В.В. Путина, большой вклад в культурное развитие России.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем