издается с 1879Купить журнал

В Татарстане показали артефакты из поселений волжских булгар

20 июля 2022

В Свияжске открылась выставка "Волжские булгары на Свияге: вещественные и духовные следы великой эпохи", приуроченная к 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Здесь представлено около 300 экспонатов, рассказывающих об истории татарского населения волжско-свияжского междуречья.

На выставке можно увидеть предметы быта и костюмы татар, проживавших в Свияжском уезде.

Олег Корякин

На выставке можно увидеть предметы быта и костюмы татар, проживавших в Свияжском уезде.

Казалось бы, какое отношение Свияжск - город-крепость, основанный в XVI веке Иваном Грозным, имеет к Волжской Булгарии - государству, существовавшему в X-XIII веках? Да и пути от острова-града до Болгарского городища почти 250 километров.

Однако, если заглянуть в глубь веков, связь эту легко обнаружить. В период своего расцвета Волжская Булгария простиралась не только по территории современного Татарстана. Она охватывала западные земли Башкирии и восточные области Чувашии, а с севера и юга границы государства доходили до Вятки и Самарской Луки.

Находился в ареале обитания булгар, а позже их потомков татар и свияжский край. Не случайно нынешняя выставка входит в проект "Свияжские этномиры", представляющий этническое многообразие бывшего Свияжского уезда.

В экспозиции собраны экспонаты из Национального музея РТ, Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова, Музея археологии Татарстана, Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета. Также она дополнена снимками татарских деревень фотографа Свяижского музея-заповедника Андрея Богданова.

Выставка состоит из пяти тематических разделов: "Археологические памятники булгарской эпохи на территории Предволжья", "Средневековые эпиграфические памятники края", "История и этнография татарского населения волжско-свияжского междуречья XVIII - начала XX веков", "Замечательные уроженцы Свияжского края: Каюм Насыри, Ш.А. и Ф.Ш. Тагировы", "Археологические и исторические исследования XIX-XX веков".

Самый большой зал посвящен истории Свияжского уезда

В первом зале представлены артефакты, найденные в поселениях волжских булгар. А они отнюдь не ограничиваются только Болгаром. Это Шонгутское городище (Апастовский район РТ), Халаш, Больше-Тарханский могильник и Богдашкинское городище (Тетюшский район РТ), городище Япанчино Зеленодольского района. Здесь можно увидеть фрагменты посуды, пряслица, наконечники стрел, гребни, кресала.

В разделе, посвященном эпиграфическим памятникам, вывешены фотографии могильных камней времен Казанского ханства. Надписи, сделанные на арабском языке, содержат ценную информацию для историков. Это не только имена умерших, но также их титулы, род деятельности, родословная. Кроме того, данные надгробия позволяют найти места, где находились кладбища. Например, "Иске зираты" ("Старое кладбище"), "Изгелэр зираты" ("Кладбище святых"). Всего по берегам Свияги и Волги 25 селений с такими говорящими камнями.

Самый большой зал посвящен истории Свияжского уезда. Здесь можно узнать о разных социальных категориях татар в XVI-XVIII веках. Это ясачные татары (платившие государственную подать - ясак), те, кто сохранил привилегии и титулы, а таже новокрещены, принявшие православие. Большая часть татарских деревень уезда относилась к лашманским, то есть их жители по указу Петра I занимались заготовкой и доставкой корабельного леса. Повинность эта была очень тяжкой.

В разделе, рассказывающем о знаменитых уроженцах Свияжского уезда, выставлены ценнейшие автографы татарского ученого и просветителя Каюма Насыри. В том числе его археологические труды, посвященные Свияжску. Сам Каюм Насыри родился в деревне Малые Ширданы и вел свой род от волжских булгар.

Как отмечает заместитель директора музея-заповедника "Остров-град Свияжск" Елена Карташова, во многих деревнях на территории бывшего Свияжского уезда сохранилась историческая память о далеких предках. Одно из свидетельств тому - шамаили (религиозные картины с каллиграфическими наиздательными надписями). На многих из них изображен Болгар. Как бы далеко ни жили от него татары, этот город оставался для них духовным центром.