Почти во всех пьесах Островского упоминаются те или иные, незначительные или громадные, денежные суммы. Перед нами настоящая энциклопедия повседневной жизни россиян от дореформенной до пореформенной поры. В момент первого представления произведения на сцене эти суммы не требовали авторских пояснений: зрители легко соотносили их с бытовыми реалиями эпохи, когда даже медная монета номиналом 1 копейка обладала реальной покупательной способностью, а уж 10 копеек серебром позволяли прокатиться на извозчике или перекусить в недорогом трактире.
С тех пор прошло полтора столетия. Сегодня не обойтись без исторических и бытовых комментариев, способных пояснить нашему современнику выразительные особенности повседневной жизни россиян XIX века, запечатленной в драматургии Островского.
"СВОИ ЛЮДИ - СОЧТЕМСЯ" (первоначальные названия "Несостоятельный должник", "Банкрот" и "Банкрут, или Свои люди - сочтёмся")
Дата написания: 1849 год.
Первая постановка: ноябрь 1857 года.
Цитата. Тишка (садится к столу и вынимает из кармана деньги). "Полтина серебром - это нынче Лазарь дал. Да намедни, как с колокольни упал, Аграфена Кондратьевна гривенник дали, да четвертак в орлянку выиграл, да третевось хозяин забыл на прилавке целковый. Эвось, что денег-то! (Считает про себя.)".
Перерасчет. Полтина - это 50 копеек. Гривенник - 10 копеек. Четвертак - 25 копеек. Целковый - 1 рубль серебром. Итак, у Тишки на руках, действительно, целое состояние - 1 рубль 85 копеек серебром или 6 рублей 47,5 копейки на ассигнации. В середине XIX века владелец такой суммы смело мог позволить себе любую детскую прихоть. Генеральский сын Тёма Карташов, восьмилетний герой повести Гарина-Михайловского "Детство Тёмы", действие которой происходит в 1860-70-е годы, проиграл в азартную игру "дзига" 30 копеек. Чтобы заплатить этот огромный для ребенка долг, Тёма был вынужден совершить неблаговидный поступок.
"УТРО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА"
Дата написания: 1850 год.
Первая постановка: 12 февраля 1853 года.
Цитата. Иван, лакей. Мы, брат, по-барски живем. Вот, хочешь цыгар?
Сидорыч, приказчик. Пожалуйте парочку.
Иван. Что парочку! бери десяток. У нас, брат, хорошие цыгары: пятьдесят рублей сотня.
Перерасчет. Действительно, живут по-барски, если курят сигары стоимостью 50 копеек серебром за штуку. Герой пьесы Островского "Бесприданница" небогатый чиновник Юлий Капитоныч Карандышев, который чванится своим дворянским происхождением и безуспешно пытается вести барский образ жизни, купил ящик сигар по семь копеек за штуку (семь рублей за сотню). Над дешевизной этих сигар потешаются герои пьесы.
Робинзон. Эти сигары надо курить в природе, в хорошем местоположении.
Карандышев. Да почему же?
Робинзон. А потому, что если их закурить в порядочном доме, так, пожалуй, прибьют, чего я терпеть не могу.
"БЕДНАЯ НЕВЕСТА"
Дата написания: 1851 год.
Первая постановка: 20 августа 1853 года.
Цитата. Арина Егоровна Хорькова, вдова, мещанка. Какой миленький чепчик на вас; почем вы брали ленточки?
Анна Петровна Незабудкина, вдова небогатого чиновника. Уж и не спрашивайте - память ведь у меня плоха; кажется, по восьми, не то по семи гривен.
Перерасчет. Для небогатой вдовы чиновника, получающей небольшую пенсию за мужа (явно не более сотни рублей в год), 70 или 80 копеек серебром за новый чепчик - немалые деньги.
"БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК" (первоначальное название "Гордым Бог противится")
Дата написания: 1853 год.
Первая постановка: 25 января 1854 года.
Цитата. Любовь Гордеевна Торцова, дочь богатого купца. Я не знаю, что вы говорите.
Африкан Савич Коршунов, фабрикант. Я говорю: полюбите меня. Что ж, я еще не стар... (Смотрит на нее.) Али старенек? хе, хе, хе... Ну что ж, не беда. Зато будете в золоте ходить. У меня ведь денег-то нет, я человек бедный... Так каких-нибудь сот пять тысяч... хе, хе, хе, серебром!.. (Берет за руку.)
Перерасчет. После этой реплики у первых зрителей пьесы голова должна была пойти кругом. Фабрикант Коршунов обладал очень большим по меркам середины XIX века состоянием. 500 тысяч рублей серебром - это 1 миллион 750 тысяч рублей ассигнациями. Фельдмаршал князь Кутузов после Бородинской битвы получил в награду от Александра I 100 тысяч рублей ассигнациями, а генералы Багратион и Барклай-де-Толли - по 50 тысяч рублей ассигнациями каждый. За успешное окончание Персидской кампании в 1828 году Николай I пожаловал генералу от инфантерии графу Паскевичу-Эриванскому единовременно 1 миллион рублей ассигнациями. Современники были поражены небывалой щедростью императора.
"ДОХОДНОЕ МЕСТО"
Дата написания: 1856 год.
Первая постановка: 27 сентября 1863 года.
Цитаты. Юсов. Высоко летает, да где-то сядет! Уж чего лучше: жил здесь на всем готовом. Что ж ты думаешь, благодарность он чувствовал какую-нибудь? Уважение от него видели? Как же не так! Грубость, вольнодумство... Ведь хоть и родственник ему, а все-таки особа... кто же станет переносить? Ну, вот ему и сказали, другу милому: поди-ка поживи своим разумом, на десять целковых в месяц, авось поумнее будешь.
Перерасчет. Отныне наказанный за "вольнодумство" выпускник университета Жадов будет влачить жалкое существование и перебиваться с хлеба на квас. Десять целковых - это 10 рублей серебром. Не разгуляешься! По рыночной цене металла - 11 340 рублей в реалиях 2023 года. (В 2023 году прожиточный минимум в Москве в расчете на душу населения составляет 21 718 рублей в месяц; для трудоспособного населения - 24 801 рубль; для пенсионеров - 16 257 рублей; для детей - 18 770 рублей.)
Так живет офисный планктон 19-го века. У чиновников, имеющих "безгрешные доходы", жизнь совсем другая. Близкий родственник Жадова чиновник Белогубов, получивший доходное место столоначальника, после завершения только одной удачной сделки с благодарным просителем устраивает в трактире для своих коллег пирушку с шампанским, которая обходится ему в 15 рублей серебром, плюс 50 копеек половому на чай. Это чиновничье жалованье Жадова за полтора месяца службы.
"ПРАЗДНИЧНЫЙ СОН - ДО ОБЕДА"
Дата написания: 1857 год.
Первая постановка: 28 октября 1857 год.
Цитата. Бальзаминов. А вот сейчас. (Берет с комода бумажку и садится у стола.) Я теперь получаю жалованья сто двадцать рублей в год, мы их и проживаем; а как будет триста тысяч (пишет триста тысяч), так если по тысяче в год... все-таки мне на триста лет хватит.
Матрена (всплеснув руками). Батюшки!
Бальзаминова. Неужли ж ты триста лет хочешь прожить!..
Бальзаминов. Ну, позвольте! Если по две в год (пишет), все на полтораста лет хватит.
Бальзаминова. Ты рехнулся совсем.
Бальзаминов. Что ж, маменька, при хорошей-то жизни, может быть, и проживешь.
Матрена. Как не прожить!
Бальзаминов. Ах, я о процентах-то и забыл. Сколько, маменька, процентов с трехсот тысяч?
Бальзаминова. Да, чай, тысяч двенадцать.
Перерасчет. Можно представить, как заразительно смеялись зрители на премьерном показе комедии. Чиновник XIV класса (это самый низкий чин Табели о рангах) Бальзаминов мечтает взять в жены невесту с приданым в 300 тысяч рублей серебром. Трудно придумать более комичную ситуацию. О чиновничьем окладе незадачливого жениха богатый купец Неуеденов отзывается с презрением. "Это, по-нашему, значит: в одном кармане смеркается, а в другом заря занимается; по-татарски - ёк, а по-русски - нет ничего".
"ГРЕХ ДА БЕДА НА КОГО НЕ ЖИВЁТ"
Дата написания: 1862 год.
Первая постановка: 21 января 1863 года.
Цитата. Жмигулина. Прошлым летом, когда ваша мамаша скончалась, у нас решительно не осталось никаких благодетелей. Папенька наш при своей старости был человек в городе незначительный, робкий, оттого что мало чинов произошел. Папенька наш был канцелярист и получал жалованья тридцать рублей в год. На эти деньги как мы могли жить? Мы все-таки видели свет. Прежде мы почти не жили дома, да и ваша мамаша нам во всем помогали. Тут вдруг все прекратилось, а вскоре и папенька умер.
Перерасчет. Современники Островского прекрасно осознавали трагизм ситуации. Как ни мало жалованье классных чиновников Жадова и Бальзаминова, среди офисного планктона были и такие, кто им завидовал: не имеющие чинов писаря, канцеляристы и копиисты получали в несколько раз меньше и немногим отличались от нищих. Нередко они годами служили вообще без жалованья в надежде со временем получить штатное место и выбиться в люди.
"ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ"
Дата написания: 1868 год.
Первая постановка: 15 января 1869 года.
Цитата. Аристарх. А знаешь ли, Параша, Хлынов Васю из солдатства выкупил.
Параша. Выкупил?
Хлынов. Четыреста серебра внес.
Перерасчет. Островский делает важную ремарку, относя события пьесы к предшествующему царствованию Николая I: "Действие происходит лет 30 назад в уездном городе Калинове". Чтобы откупиться от рекрутской повинности, надо заплатить изрядную для николаевской эпохи сумму - 400 рублей серебром, что составляет жалованье учителя за два года службы. По рыночной цене металла - это 453 600 рублей в реалиях 2023 года.
"БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ!" (ранние названия "Коса - на камень", "Не всё то золото, что блестит")
Дата написания: 1870 год.
Первая постановка: 16 апреля 1870 года.
Цитата. Кучумов (берется за карман). Ах, боже мой! Это только со мной одним случается. Нарочно положил на столе бумажник и позабыл. Дитя, прости меня! (Целует у нее руку.) Я тебе привезу их завтра на новоселье. Я надеюсь, что вы нынче же переедете. Закажу у Эйнем пирог, куплю у Сазикова золотую солонку фунтов в пять и положу туда деньги. Хорошо бы положить все золотом для счастья, да такой суммы едва ли найдешь. Все-таки полуимпериалов с сотню наберу у себя.
Перерасчет. Современники Островского легко могли подсчитать, как недешево должна обойтись стареющему "князю" Кучумову благосклонность Лидии, только что ставшей замужней дамой. Ее супруг купец Васильков в медовый месяц потратил на прихоти жены и ее матери тридцать две тысячи пятьсот сорок семь рублей девяносто восемь копеек - это целое состояние. И Васильков скрупулезно, с точностью до копейки, подсчитал все издержки медового месяца. Лидии этого недостаточно. Кучумов, слывущий очень богатым человеком, посулил привезти на новоселье и подарить своей ветреной пассии 40 тысяч рублей серебром - это годовое жалованье министра иностранных дел канцлера князя А.М. Горчакова или 45 360 000 рублей в реалиях наших дней. Пятифунтовая золотая солонка (2268 г червонного золота в метрической системе) работы известного ювелира Сазикова только по цене металла в реалиях 2023 года будет стоить 1 950 480 рублей.
Полуимпериал - золотая монета номиналом 5 рублей. 100 полуимпериалов - это 500 рублей золотом или 2 580 000 рублей.
Подведем итоги: 49 890 480 рублей образца 2023 года. Действительно, бешеные деньги, существующие, впрочем, только в воображении "князя", давно уже прокутившего свое состояние.
"ТРУДОВОЙ ХЛЕБ"
Дата написания: 1874 год.
Первая постановка: 22 ноября 1874 года.
Цитата. Грунцов. Вот я нынче видел нужду-то! Прихожу я к Мурину, от него выходит молоденький франтик, в коляску хочет садиться... пара рысаков, тысячи полторы стоят... вышел от Мурина-то, шатается; прислонился у двери, едва дух переводит, - бледный как полотно, губы трясутся, а сам шепчет: "Душит он меня, душит, кровь пьет; зарежу я его". Вот она - нужда-то! в коляске на рысаках ездит, а мы что!
Перерасчет. Пара племенных рысаков, в которых ездит задолжавший ростовщику франт, по своей стоимости соизмерима с ценой дорогого современного автомобиля. Если за них было заплачено серебром, то их стоимость равна 1 701 000 современных рублей, а если франт платил золотом, а мир бешеных денег - это мир золота, то рысаки стоят 7 740 000 рублей в реалиях 2023 года. В наши дни одного племенного орловского рысака можно купить от 140 до 400 тысяч рублей. Это в несколько раз дешевле, чем платили за них персонажи Островского.
Цитата. Егор Николаевич Копров, молодой человек; очень приличен и красив, одет безукоризненно, манеры изящны. Ты человек развитой, современный, ты понимаешь, я думаю, что людям с нашими потребностями меньше трехсот тысяч иметь нельзя. Это, что называется, в обрез; разочти сам. Иначе жить порядочно нельзя, - жить как-нибудь я не соглашусь ни за что... Ты пожалей меня, мне жить хочется.
Потрохов. Дать тебе денег, так ведь ты прежде всего новую коляску и новую пару лошадей заведешь.
Копров. Заведу: во-первых, у меня изящный вкус, я воспитан хорошо, а во-вторых, так нужно для моего дела.
Перерасчет. Действительно, в мире бешеных денег, где пара рысаков стоит полторы тысячи, чтобы жить "порядочно", надо иметь никак не меньше трехсот тысяч.
"СВЕТИТ, ДА НЕ ГРЕЕТ"
Дата написания: 1880 год.
Первая постановка: 6 ноября 1880 года.
Цитата. Худобаев, значительный чиновник в отставке. Позвольте-с, позвольте! Вы сейчас увидите! Я много думал... Н-да... Странник!.. Вот и я-с: тридцать пять лет беспорочной службы, немало тяжестей и лишений; в заключение, - я не могу, конечно, пожаловаться, - служба меня вознаградила: я имею ордена, полную пенсию; притом же благоразумною бережливостью я составил накопление, - у меня около пятидесяти тысяч денег. Но... но все же я еще тот странник, пловец, не обретший еще тихой пристани.
Перерасчет. Значительного чиновника, который безуспешно пытается посвататься к состоятельной землевладелице Реневой, можно понять. За тридцать пять лет беспорочной службы он, судя по всему, занимавший по службе исключительно доходные места и не брезговавший "безгрешными доходами", сумел скопить изрядное состояние в 50 тысяч рублей. Таков финансовый итог всей его чиновничьей карьеры. Но в пореформенной России всё относительно. Для тех, кто в поте лица зарабатывает свой трудовой хлеб, - это вершина, не достижимая даже в самых смелых грёзах. А для тех, кто живет в мире бешеных денег, где одно только свадебное платье стоит шестьсот рублей, а пара рысаков для выезда - полторы тысячи, всех накоплений экс-чиновника может хватить лишь на несколько месяцев красивой жизни. И эмансипированная девица Ренева, желающая продать имение и уехать за границу, чтобы там со вкусом прожить полученные деньги, назидательно говорит Худобаеву, который безуспешно пытался соединить свой капитал и ее большое имение:
"Нет, батюшка мой, я не тихая пристань, вы ошиблись, я бурное море! И ваш челнок, нагруженный нравственными правилами, сразу бы разбился вдребезги, да и от вас самих не осталось бы ничего, кроме чина да орденов ваших. Нет, в несчастную минуту вам пришла эта мысль в голову!"
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем