Деньги собирали всем миром
Идея создания в польской столице кафедрального православного собора впервые была высказана в записке императору Александру III генерал-губернатором Польши И.В. Ромейко-Гурко, героем русско-турецкой войны. По его словам, существовавшие православные храмы в Варшаве, в том числе Троицкий собор, могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих.
Новый православный собор, по словам Ромейко-Гурко, должен был свидетельствовать "своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей церкви в Русском государстве". Предложение было поддержано.
Комитет по строительству храма во главе с Ромейко-Гурко был образован в августе 1893 г., а 30 августа 1894 г. в праздник святого благоверного Александра Невского и именин императора была совершена торжественная закладка собора. Проект был принят крупнейшим специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства Польши профессором Н.В. Покровским. В конкурсе на разработку проекта храма участвовали архитекторы Г.И. Котов, А.Н. Померанцев, М.Т. Преображенский, Л.Н. Бенуа. А победил Леонтий Николаевич Бенуа.
Одобряя проект, Александр III сказал, что православный собор в стиле, весьма близком к греко-романскому, будет более гармонировать с общим стилем зданий. Собор имел пять куполов с квадратным основанием и был самым высоким зданием Варшавы того времени. Средства на строительство собирались по всей России. В основном, это были частные пожертвования от представителей разных слоев населения. Значительную часть внесла императорская семья. Сумму в 135 тыс. рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский. Также часть средств поступила от обязательных пожертвований из муниципалитетов, которые находились под управлением И.В. Гурко.
Кафедральный собор Александра Невского был построен в центре просторной Саксонской площади, которая позже была переименована в Соборную. Строительство завершилось уже при Николае II, а работа над интерьером велась в течение 12 лет. Расходы на строительство и внутреннюю отделку превысили 3 миллиона рублей. Собор был оборудован по последнему слову техники: имелось центральное отопление и электричество.
Храм-красавец
Освящая храм 20 мая 1912 г., архиепископ Варшавский и Привисленский Николай сказал: "Созидая сей храм - его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему его инославию: насилие не в природе Православия... Здесь всегда будет возноситься молитва о мире всего мира, отсюда будут исходить слова любви, прощения и примирения, но не вражды, лукавства и любомщения"1.
Проект был выдержан в стиле древних храмов Владимиро-Суздальской земли, а прототипом столпообразной 70-метровой колокольни была колокольня Ивана Великого в Кремле. Собор вмещал 2,5 тысячи человек и имел три престола. Главный - во имя Александра Невского и боковые - во имя Николая Чудотворца и во имя Кирилла и Мефодия. В оформлении собора использовались драгоценные и полудрагоценные камни, уральские самоцветы, каррарский мрамор и гранит. Всего в соборе имелось около 10 тысяч произведений и предметов, представлявших художественную ценность мирового значения и выполненных лучшими мастерами того времени. Шестнадцать колонн из яшмы для украшения алтаря были подарены императором Николаем II. Поражали размерами и колокола. Главный из 14 колоколов являлся пятым по величине в империи и весил 25,6 тонны.
Собор имел медный чеканный иконостас. Иконы были написаны художниками-иконописцами: В.П. Гурьяновым, А.А. Харламовым и др. Главная икона Александра Невского была подарена известным меценатом С.Т. Морозовым. Некоторые композиции в боковых нефах написаны М.В. Нестеровым. Знаменитый художник В.М. Васнецов выполнил 150 подготовительных картин и росписей. Часть их была приобретена Александром III, часть П.М. Третьяковым.
Подлинным украшением являлись огромные мозаичные композиции, выполненные под руководством В.М. Васнецова: "О Тебе радуемся, Благодатная", "Евхаристия" (ранее "Христос с апостолами"), "Спаситель в терновом венце" ("Страждущий Христос"), "Отечествие", "Сошествие во ад", "Ангелы" и др.
Имя В.М. Васнецова как религиозного художника было хорошо известно в дореволюционной России. Художник верил, что "нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшения храма - то уже поистине дело народное и дело высочайшего искусства". "В храме, - писал Васнецов, - художник соприкасается с самой положительной стороной духа - с человеческим идеалом. ...если человечество до сих пор сделало что-нибудь высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений"2.
Религиозная живопись В.М. Васнецова украшала многие православные храмы как в России, так и за рубежом. Одним из них являлся Свято-Владимирский собор в Киеве, храм Воскресения Христова в Петербурге (храм Спаса на Крови), Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, Спаса Нерукотворного под Москвой. Васнецовские росписи есть также в храме Марии Магдалины в Дармштадте (Германия) и соборе Александра Невского в Софии (Болгария).
После открытия собора в нем отмечались важнейшие официальные торжества - юбилей Отечественной войны 1812 г., празднование 300-летия Дома Романовых.
Предсказание пророка
Судьба варшавского собора оказалась трагичной. В качестве православного храма он просуществовал только три года. Слова Иоанна Кронштадтского "Окончится его (собора. - Авт.) действие сразу же с окончанием господствования России в Польше" оказались пророческими. В 1915 г. Варшаву заняли немецкие войска и устроили в храме гарнизонный костел в честь святого Генриха. Из собора были вывезены иконостас, колокола и наиболее ценные детали убранства. 25 февраля 1916 г. прошла первая служба по католическому образцу, а первая лютеранская служба - в марте, когда с куполов была снята позолота, внутри установлены орган и ряды стульев для прихожан.
В 1918 г., спустя три месяца после провозглашения независимости Польши, городские власти Варшавы по политическим причинам приняли решение о сносе всех (!) православных церквей города (за исключением двух - кладбищенской на улице Воли и приходской в районе Прага).
Вопрос о сносе собора взволновал польское общество. Раздавались голоса за сохранение собора и превращение его в музей мученичества польского народа, архив или гарнизонный костел. Польский писатель Стефан Жеромский заявил, что снос собора будет варварской акцией. Член польского сейма В.В. Богданович отметил:
"Достаточно пойти на Саксонскую площадь и посмотреть на оголенные купола наполовину разрушенного собора. Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником - позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике. Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора. Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы - англичане, американцы - и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру - естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации"3.
Сторонники разрушения собора объявили его "малоценным" в художественном значении и к тому же занимавшим слишком большую площадь. Другие говорили, что собор должен быть разрушен "ради изменения фона", на его месте необходимо восстановить памятник князю Ю. Понятовскому. Третьи заявляли, что собор должен быть снесен как символ русского угнетения польского народа. Властями были выпущены специальные "боны, доступные для каждого", которые обеспечивались стоимостью материала, полученного в результате сноса собора.
Варвары со взрывчаткой
Разрушение собора заняло немало времени. По сообщениям польской печати число так называемых "малых взрывов", произведенных специально созданными магистратом бригадами, равнялось пятнадцати тысячам. В начале июля 1926 г. храм с колокольней был окончательно снесен, а 23 июля в Москве в своей мастерской скоропостижно скончался великий живописец В.М. Васнецов. Собор оказался одним из первых христианских храмов, разрушенных в Европе в ХХ в.
Из шедевров собора уцелело совсем немного. Небольшой фрагмент композиции В.М. Васнецова "О Тебе радуемся, Благодатная" вместе с мозаичным полотном художника Н.А. Кошелева "Спас со строителем", представлявшим Л.Н. Бенуа с моделью собора, благодаря усилиям православных подвижников в 1924-1926 гг. были перевезены в город Барановичи, где хранились в возведенном в 1931 г. православном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Другие орнаменты после длительного хранения в Национальном музее Варшавы были установлены в православном храме Марии Магдалины в районе Прага. Соборные колонны из яшмы украсили усыпальницу маршала Ю. Пилсудского в Кракове, а мраморные части использовали в других местах, в том числе в католических костелах.
Одновременно с уничтожением собора в Варшаве в 1924-1925 гг. был уничтожен величественный собор Воздвижения Честного Креста Господня на Литовской площади в Люблине, где находилась епископская кафедра патриарха Тихона.
Апогей разрушения православных святынь на территории Польши наступил в летние месяцы 1938 г., когда на Холмщине по требованию "католической общественности" было уничтожено около 150 сельских православных церквей. Следует заметить, что в этих местностях в течение столетий проживало православное украинское население.
- 1. Торжества освящения нового кафедрального собора в Варшаве во имя Святого Благоверного князя Александра Невского // Варшавский епархиальный листок. 1912. N 11. С. 162-167.
- 2. Васнецов В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987. С. 150.
- 3. Сокол К.Т. Русская Варшава. М., 2002. С. 41-44.]
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем