издается с 1879Купить журнал

Нобелев ковчег. Удержать на плаву удивительный музей в Рыбинске оказалось труднее, чем собрать его звездную коллекцию

Владимир Иванович Рябой.

Владимир Иванович Рябой.

Есть музейные коллекции, которые очень напоминают Ноев ковчег. Собранные без строгой системы, лишь бы сохранить. Пестрые. Один такой ковчег стоит в Рыбинске на Волжской набережной, 53, в самом центре. Потрепанный жизнью старинный особняк официально называется музеем "Нобели и нобелевское движение".

Но наша история не только об этом.

Детище Владимира Ивановича Рябого на Волжской набережной, 53.

Нобели и Рябые

Братья Людвиг, Альфред (это его имя носит Нобелевская премия) и Роберт Нобели и их "Товарищество нефтяного производства" в начале прошлого века добывали на бакинских приисках 95% российской нефти и свыше половины мировой, перерабатывали более 40% рынка нефтепродуктов. А в Поволжье владели огромным количеством нефтеналивных баз и производств, судостроительных верфей, складов для хранения нефти, бензина и керосина, имели мощную, как сейчас сказали бы, "логистическую инфраструктуру". Нобели сделали очень много и для экономики Российской империи, и для 50 тысяч людей, которые на их производствах трудились, и для Рыбинска, где действовал оборудованный по последнему слову техники судостроительный завод.

Игорь Рябой, продолжатель дела отца.

На нем, к слову, с 1908 по 1917 год. были выпущены первые легендарные волжские пароходы "Комар", "Шмель" и "Тунгус".

Но рыбинский музей - прежде всего о людях, которые так или иначе с Нобелями связаны родством по крови, по духу или по общей истории. Об их достижениях и провалах, о страстях и сомнениях, семейных драмах и умении жить на полную катушку. Яркие сюжеты, живые люди - хоть и глядят они с портретов со всей строгостью прошлых веков.

Братья Альфред, Людвиг и Роберт Нобели.

Но и это еще не все, чем знаменит Нобелев ковчег. Здесь же - поразительная экспозиция "Рыбинск. Кино. Голливуд" - о звездах и корифеях мирового кинематографа, в чьей биографии волжский город оставил неизгладимый след. Среди них ни много ни мало основатели Голливуда братья Джозеф и Николас Шенк, которые здесь родились. А Джозеф впоследствии еще и был неофициально женат на Мэрилин Монро, которая, конечно, тоже представлена в рыбинской экспозиции. "Рыбинское прошлое" есть и у многих наших кинолегенд - Аркадия Райкина, Никиты Михалкова, Станислава Ростоцкого, Евгения Стеблова, Александра Збруева. Масса подробностей!

И даже это не все, чем уникален музей. Восхищенный ценитель обнаружит здесь тщательно подобранную выставку картин-голограмм ярославских художников. В основе их техники - копирование изображения на пленку для создания трехмерного эффекта. А изобретатель метода голографии венгр Денеш Габор, между прочим, был удостоен Нобелевской премии...

Общий вид на нефтяные баки братьев Нобелей. Начало ХХ века.

Экскурсовод в музее один - он же его хранитель. Игорю Рябому, историку по образованию, 45 лет. Его отцу Владимиру Рябому, известному журналисту, литератору, краеведу, а главное - создателю и вдохновителю коллекции, в этом году исполнилось бы 70. Но Владимира Ивановича в 2018 году не стало.

Игорь - наследник и продолжатель дела своего отца. Всей душой наследник, изо всех сил продолжатель. Сил не так много, как хотелось бы, средств - еще меньше. Но музейный ковчег движется и в Волге упрямо не тонет.

Так шла борьба за музей: Владимир Рябой в одиночном пикете возле здания городской администрации.

Концепция отца

Игорь Рябой ведет экскурсию, очень стараясь "уложиться в тайминг". Говорит взахлеб, быстро, чтобы рассказать о каждом из экспонатов удивительной коллекции. О Нобелях и их деле. О том, как патриарх семейства Эммануил Нобель испытывал подводные мины в присутствии императора Николая I на Охтинском озере под Петербургом. Дает визитерам потрогать руками чудом сохранившиеся фрагменты нефтяных цистерн - в такой скрывался от басмачей товарищ Сухов в "Белом солнце пустыни". Показывает технический хит прошлого века - нобелевскую маслобойку, сепаратор в рабочем состоянии, вот, можно ручку покрутить. Больше нигде таких не сохранилось. Приносит бережно упакованные в футляр очки нобелевского лауреата Андрея Сахарова - подарок музею и лично его создателю от вдовы академика Елены Боннэр...

Памятник Людвигу Нобелю в Рыбинске. Фото: Анна Четверикова

В этих рассказах масса главных и второстепенных персонажей, лиц и масок, декораций и спецэффектов. А герой один. Владимир Иванович Рябой был для своего музея центром, мотором, топливом, источником вдохновения, строителем, движущей силой. Не давал "ковчегу" пойти ко дну в самые сложные времена. Трудились они тут с Игорем в четыре руки, с азартом и лихо, идеи друг другу подбрасывали, спорили, вместе готовы были горы свернуть.

- Папа родился недалеко от Южно-Сахалинска, потом 18 лет прожил в Крыму, Рыбинск для него не родной город. Но он увлекся его историей, - говорит Игорь. - Его упрекали, что он "разбрасывается", он и правда очень многими вещами увлекался искренне и надолго. Просто он саму жизнь любил, во всей ее полноте и разнообразии. Мы с ним возили по России выставку, посвященную Высоцкому. Для одного телеканала делали программу об архитекторе и гениальном изобретателе Генрихе Людвиге, который при Сталине отбывал срок здесь, в Волголаге. Да мало ли чем отец увлеченно занимался! Он буквально не отходил от печатной машинки, а потом от компьютера, мы его дома толком не видели - сидел в музее, какие-то материалы перерабатывал и переосмысливал. Мы и для своего музея не готовили "концепцию", все происходило спонтанно, как в жизни. В ней все составляющие важны, любые - печальные, трагические, счастливые...

Стенд "Нобелиаты с русскими корнями". Фото: Анна Четверикова

Коса на камень

Тема Нобелей в жизни Владимира Рябого возникла почти случайно. Написать о них "самую лучшую книгу" попросил давний знакомый - глава ярославского отделения крупной нефтеперерабатывающей компании Анатолий Сергеев. Знал, к кому обратиться: Владимир Иванович два года отдал архивным изысканиям, и в 2003 году книга "Нобели для России. Россия для Нобелей" увидела свет. Отличная и легко написанная - так что потом российский Фонд Людвига Нобеля обратился со спецзаказом: написать еще два "подарочных издания" в развитие темы.

Так родилась идея удивительного музея. Власти выделили для него место в историческом месте - на Фроловской улице, где когда-то была контора компании Нобелей, а в тот момент помещалась школа ДОСААФ. Не все были рады новоселам. Выжили их и дверь закрыли. Владимир Иванович, рассказывает сын, был человеком незлобивым. Но тут нашла коса на камень. Нарисовал самодельный плакат с требованием "обеспечить свободы и права" - и встал в самый холод у здания администрации в одиночный пикет. Откуда его и забрали в полицию, грозя административными карами.

Книга А. Сергеева и В. Рябого, с которой все началось.

Но скандал погасили - выделили музею в безвозмездную аренду целых 275 квадратных метров в боковом флигеле на Волжской набережной, 53, - оттуда как раз съезжал некий банк. Здание историческое, хоть и обшарпанное. Утверждают, что строилось оно по типовому проекту, который для местных купцов разрабатывал сам Карл Росси.

Но это было только начало. С той зимы 2009-го воды утекло много.

Богатые и бедные

Музею после смерти его создателя помощь нужна была очень. В отличие от своих именитых героев Владимир Рябой был лишен коммерческой жилки, денег не скопил, имел статус индивидуального предпринимателя. Когда его не стало, родным пришлось трудно. Вся забота о семье и о музее легла на Игоря. Здание - муниципальная собственность, за аренду платить не надо, но коммунальные платежи тоже выливались в круглые суммы. Было время, когда даже электричество отключали и экспонаты подсвечивали фонариками на батарейках...

Музейный зал с маслобойкой и продукцией механического завода Людвига Нобеля. Фото: Анна Четверикова

С долгами не рассчитались до сих пор.

- Мы, конечно, не голодали и лишений не испытывали, - об этом Игорь говорит гораздо более скупо, чем о коллекции. - Мне пришлось поднапрячься, удалось что-то заработать...

Добрым словом он вспоминает друзей отца, местных рыбинских литераторов, поэтов и прозаиков, которые еще несколько лет продолжали собираться "у Нобелей" на свои вечера. Немолодые, небогатые. Помогали Игорю чем могли. Когда совсем тяжело приходилось - то и продуктами... Руку помощи Игорю протянул Андрей Родин, основатель музеев адмирала Федора Ушакова и "Рыбинские кинотрадиции". Владимир Рябой приютил его коллекцию, когда в начале 2000-х киномузей лишился помещения. Год назад, когда "Нобелей"тоже чуть не выселили за долги по ЖКХ, Родин вложил средства, стал совладельцем и менеджером...

Музейный зал с маслобойкой и продукцией механического завода Людвига Нобеля. Фото: Анна Четверикова

Богатые рыбинцы, увы, не откликнулись.

Как тут не вспомнить их земляка Людвига Нобеля, памятник которому стоит в сквере рядом с музеем. Учредили "Русского Нобеля", премию и золотую медаль, еще до революции, в 1888 году по завещанию знаменитого промышленника - для поощрения видных деятелей Российской империи. А возродили традицию уже в 2005 году, "вложились" газодобытчики в реконструкцию мемориала, аллею современных "русских нобелевцев". Но когда Игорь завел речь о возможной помощи музею, получил ответ-мем: это другое. У нас бизнес и размах, у вас - краеведение и провинциальность...

Теплоход "Вандал" товарищества "БраНобель". Фото: Анна Четверикова

Улыбка в Неулыбинске

Да обидно, конечно. И за отца. И за Рыбинск. Глухой провинцией он никогда не был - наоборот, его всегда именовали какой-нибудь "столицей" - торговой, хлебной, бурлацкой... Красивый, вольный купеческий, предпринимательский город. Завод "Рыбинские моторы" работал на всю авиацию и в войну, и до нее, и после. Но, по-видимому, не прошли даром советские времена, когда Рыбинск был "закрытым городом". "Некоторая угрюмость нам свойственна. Один известный человек по возвращении из Рыбинска в Москву так и сказал - этот город надо переименовать в Неулыбинск", - признается Игорь.

И наконец-то улыбается.

Очки нобелевского лауреата Андрея Сахарова. Фото: Анна Четверикова

Внешность обманчива. И мой собеседник тому пример. Вроде бы противоположность отцу - сдержанный и не особо эмоциональный. Я, говорит, самый терпеливый человек в мире, меня невозможно вывести из себя. Но вот он начинает говорить о своем музее....

- Хочется сделать его площадкой для живого человеческого общения. Взаимодоверительного. Поэтому мы не прячем коллекцию под стекло, не закрываем на замок, чтобы ее можно было потрогать. Очень важно знать, что именно Россия дала таким личностям возможность реализовать свои таланты. Кто-то был окружен любящим семейством и счастлив, как Людвиг Нобель. Кого-то мучила совесть - как Альфреда Нобеля, который осознал, что изобретенный им динамит превратился в оружие массового уничтожения людей. А старший из братьев Роберт иногда позволял себе оскорблять родственников, но был при этом яркой личностью, и страдал, и многое пережил... Живые люди, именно так я их воспринимаю.

Экспозиция, посвященная основателям Голливуда Джозефу и Николасу Шенку, родившимся в Рыбинске. Фото: Анна Четверикова

Посетители в музее разные - от туристов с парохода на 20 минут до профессоров МГУ. И, конечно, приходят свои, рыбинские. Однажды школьники увидели в витрине копию Нобелевской медали из шоколада в золотой обертке. И... всем классом ее покусали! Попробовали золото на зуб. Ничего хулиганам за это не было, конечно. Вдруг когда-то и настоящую "нобелевку" заслужат.

Пять лет сыну приходится тянуть отцовскую ношу в одиночку. Сложно это очень. Тяжело. Но очень страшно выпустить из рук, не удержать - что там у ковчегов? Штурвал? Руль?