В архангельской глубинке "Родина" обнаружила сто ранее неопубликованных снимков, на которых запечатлена оборона Ленинграда. В юбилейный для снятия блокады год совместно с архангельским отделением СЖР РФ и Шенкурским краеведческим музеем мы провели презентацию фотоальбома военврача Григория Кулижникова, лечившего военно-морских летчиков Кронштадта во время Великой Отечественной войны.
Настоящий исторический клад нашелся в маленьком краеведческом музее уездного Шенкурска - здесь альбом военврача долгое время бережно хранился под стеклом. Директор музея Светлана Кузнецова попросила "Родину" помочь атрибутировать снимки своего земляка, а затем представить их общественности.
…Первые советские истребители, боевые экипажи, отдыхающие у штабной землянки, врачи, настраивающие барокамеру для тренировки пилотов "ястребков" - даже на первый взгляд было ясно, что снимки бесценные. Это подтвердил и эксперт архангельского отделения Российского военно-исторического общества Дмитрий Петруханов.
- Сегодня лишь единичные фотографии архива попали в свободный доступ. Подавляющее большинство материалов альбома являются уникальными, они еще не вовлечены в образовательный процесс и научный оборот, - сказал историк.
…Потертый чемоданчик, перетянутый бинтами, и фотоаппарат - единственное имущество врача Кулижникова, прибывшего в Кронштадт в 1942-м после окончания архангельского мединститута. Но благодаря таланту видеть важное Григорий Андреевич оставил нам не просто светопись блокады - настоящие фоторепортажи о войне.
"Вот два неразлучных друга - Володька Розов и Витька Парфенов. Смелые, бесстрашные летчики, - комментирует Кулижников фото пилотов с лихо зачесанными чубами. - Во время прорыва блокады Розова подбили, но он сумел выпрыгнуть со "штопорящего" "ишака" (истребителя И-16) с парашютом на территорию, занятую противником, перебежал через линию фронта и вернулся в часть. Тут начались допросы: что и как, не подослан ли немцами. В это время у него в Ленинграде умерли от голода отец и мать, он съездил похоронить их. Очень переживал. Погиб при снятии блокады Ленинграда".
На другом фото морской летчик Виктор Козлов готовится к полету на истребителе Ла-5. Снимок сделан во время операции по снятию блокады в январе 44-го. Над Кронштадтом Виктора Козлова ранило в поясницу, но он сумел посадить машину. Кулижников с коллегами извлекли осколки из его спины прямо в полевых условиях при свете свечи, а уже через несколько дней пилот вернулся за штурвал истребителя.
А вот со штабной землянкой на острове Лавансаари связана отдельная история: "25 мая 1943 в нее было прямое попадание авиабомбы. Но накат выдержал, а люди, находившиеся в землянке, отделались испугом или легкой контузией". Среди них - Герой Советского Союза, легенда Великой Отечественной, летчик Александр Батурин. Этот снимок наши современники увидят впервые - капитан Батурин сидит с палочкой в окружении однополчан. Здесь, в Финском заливе, в тылу у немцев и финнов, весной и летом 1943 года эскадрилья морских летчиков несла огромные потери, а пилотам приходилось вылетать на боевые задания по 7-8 раз в день. На фото - усталые лица советских асов. Кто из них вернется со следующего задания, а кто - нет?
Каждый снимок Григория Кулижникова - это маленькая история одной большой Победы. Вот, к примеру, фото друга детства - Ильи Кулижникова. Из подписи следует, что он воевал танкистом на Западной Украине - в Проскурове и Изяславле, попал в плен, бежал, был снова схвачен немцами, посажен в тюрьму, затем отправлен в Германию, откуда вызволен нашими войсками весной 1945 года.
Вернувшись домой, Илья Михайлович растил сыновей, восстанавливал страну после разрухи. А на презентацию военного альбома в Шенкурск приехали из Архангельска потомки танкиста - дети Сергей и Алексей, а также внучки Елена и Светлана. Военные фото своего деда они увидели впервые:
- Просто дух захватывает! Ведь историю своей семьи важно знать не только по строчкам метрических книг - и нам эта удивительная возможность сегодня представилась. Вернулись в прошлое, прикоснулись к самому дорогому, - призналась Елена.
Справка
Не так давно Григорию Кулижникову исполнилось бы 105 лет, а во время снятия блокады ему было всего 25. Позже, в мирное время, военврач работал в лондонском посольстве СССР, стал ученым-кардиологом, писателем и публицистом (одна из наиболее известных его книг - "Лев Толстой и медицина").
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем