В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая начала работу выставка "Захарий Гутчин. Призванный временем". Выставка документальных материалов из фонда музея ГМИЛИКА и семейного архива Гутчиных-Скрипченко посвящена 115-летию со дня рождения Захария Борисовича Гутчина, внесшего бесценный вклад в развитие культуры и телевидения на Алтае.
Кому-то может показаться, что у выставки пафосное, "старорежимное" название. Но, если подробно изучить биографию Гутчина, посидеть за одним столом со знавшими его людьми, посмотреть домашнюю библиотеку, которую хранит младший сын Евгений, послушать интервью, взятое у Захария Борисовича одной из легенд местной тележурналистики Галиной Хлопковой, то так на самом деле и получается.
Великие времена созидания призывали людей к большим делам, а там уж одни служили им верой и правдой, другие прислуживались, кто-то уходил в сторонку, большинство же, как всегда, были попутчиками.
Время больших дел для Захария Гутчина началось в 1941 году, когда Днепропетровский театр драмы им. Максима Горького, где он работал, эвакуировали в Барнаул (местную труппу временно отправили в Бийск). До 1943 года Гутчин был помощником режиссера и завлитом. В 1942-м именно его командировали в Новосибирск с поручением найти настоящую пьесу о войне. И ведь нашел - привез в Барнаул только что написанную Константином Симоновым пьесу "Русские люди". В Барнауле премьера этого спектакля состоялась ровно через год после начала Великой Отечественной.
Когда Украинскую ССР освободили от гитлеровцев, днепропетровцы вернулись на родину, а 34-летний уроженец Чернигова остался в Сибири. Почему? По воспоминаниям близких, отец как-то сказал, что в Барнауле ему легче дышалось, здесь не было того антисемитизма, с которым приходилось сталкиваться в родных местах.
Гутчин был очень общительным, доброжелательным мужчиной высокой внутренней культуры, одинаково ровно разговаривал с людьми разного социального статуса. В конце 1943-го его назначили художественным руководителем алтайского Концертно-эстрадного бюро. Вскоре новый руководитель инициировал переговоры с Москвой о создании в Барнауле концертной организации, призванной "пропагандировать высокохудожественные произведения классического наследия, а также мастерство выдающихся исполнителей".
22 мая 1944 года в Барнауле открылась филармония, первым директором и худруком которой стал Захарий Гутчин. Сейчас Государственная филармония Алтайского края - один из самых уважаемых культурных центров краевой столицы.
В первый послевоенный год неугомонный Гутчин инициировал создание краевого отделения Всесоюзного театрального общества (ныне СТД), хотя поначалу в эту затею мало кто верил.
Следующим этапом с начала пятидесятых стал клуб завода "Трансмаш", где Захарий Борисович стал руководителем художественной самодеятельности. В те времена заводские клубы были важным феноменом культурной жизни города. Творческие коллективы там собирались очень крепкие, мало в чем уступавшие профессиональным. Представьте себе, в ДК "Трансмаша" работала даже оперная студия!
Далее произошло то, что раньше описывалось короткой формулой "Партия сказала: "Надо!". В 1954 году в крайисполкоме приняли решение открыть в Барнауле свой телецентр. При барнаульском горисполкоме была создана инициативная группа. В интервью Галине Хлопковой Захарий Борисович вспоминал:
- Когда меня вызвали в соответствующие руководящие инстанции и сообщили, что "перебрасывают" на телевидение, я ответил, что в этом деле ни бум-бум. Мне сказали, что они тоже ничего не понимают. У меня сложились очень теплые отношения с людьми, которые стали родителями алтайского телевидения.
Душою "родительского комитета" был Борис Николаевич Докторов, директор Барнаульского радиозавода. Он был удивительно инициативным человеком, который просто заболел телевидением. При этом его усилия шли не на себя, а на дело. Как раз он и предложил вышестоящим инстанциям создать в Барнауле телестудию, не дожидаясь распоряжения из Москвы.
Члены инициативной группы всю душу вкладывали в новое дело (эх, если бы все так работали!). Купить что-то для будущей телестудии было нельзя (да и не на что) - все надо было искать, "доставать", клянчить. Побирались, одним словом. Писчей бумаги даже не было, о пишущей машинке только мечтали. Первые сюжеты снимали на рентгеновскую кинопленку, которую мы выпросили в управлении аптеками. Цех осветителей закупил рефлекторы для фотосъемок. При таком освещении света в нашей крошечной студии было не очень достаточно, а вот жары более чем.
Но никто не жаловался, не требовал повышения зарплаты. Надо помыть полы в студии - диктор Маша Скоромная бралась за тряпку. Надо вытащить из подвала тяжелые кассетницы с пленками - женщины шли наравне с мужчинами. Полное взаимопонимание. Никто не старался выделиться. Современное телевидение, пусть никто не обижается, - это какой-то конгломерат конкурирующих артелей.
14 февраля 1956 года обладатели первых восьми телевизоров в краевом центре услышали: "Внимание, внимание! Говорит и показывает Барнаул. Начинаем пробную телевизионную передачу Барнаульского радиолюбительского телецентра".
- В Москве к его созданию отнеслись как к какой-то афере, - вспоминал Захарий Борисович. - К нам явились два высокопоставленных гостя из столичного телецентра, которые потом уже, в частной беседе признались, что прибыли для того, чтобы нас прикрыть как что-то слишком любительское. Но когда они увидели качество картинки и устойчивость изображения, то не смогли скрыть удивления. По многим параметрам барнаульская студия не уступала центральным.
Официально студия стала работать с 6 ноября 1956 года. До 1968 года Гутчин был главным режиссером. Знаменитый алтайский телевизионный диктор Сергей Марков вспоминал:
- Если матерью на нашем телевидении стала Зинаида Артамонова, то крестным отцом - Захарий Гутчин. Он сказал в самом начале моей работы: "Сергей, вам очень много дано природой. Но с вас много и спросится. Не останавливайтесь, только работать и работать!". И я работал почти во всех программах Захария Борисовича - очень интересных, познавательных. Именно его творческая группа познакомила с экранов телевизоров со многими талантливыми людьми края и всей страны.
Телевизионный этап закончился внезапно. Захарий Гутчин к выпуску программ подходил требовательно, поблажек никому не давал. Однажды он раскритиковал проект амбициозного коллеги, работавшего на студии и сделавшего впоследствии большую карьеру. Обиженный отомстил - сообщил в компетентные органы, что у Гутчина дома есть запрещенный в СССР самиздат, в частности, стихи Александра Галича и Владимира Высоцкого. Гутчина вызвали "куда надо". Он ничего не стал утаивать.
В итоге человек, искренне веривший в идеалы коммунизма, потерял и любимую работу, и партийный билет. Для 59-летнего Гутчина это стало страшным ударом. Выручила поддержка близких - супруги, заслуженной артистки РСФСР Елены Васильевны Скрипченко, детей Дмитрия, Владислава, Евгения и Галины, друзей, среди которых были известный в Советском Союзе писатель, фронтовик Лев Квин и легендарный художник из "Алтайской правды" Геннадий Вильмс.
Покинув телевидение, Захарий Борисович поработал консультантом-методистом ДК профтехобразования, помощником режиссера Алтайского краевого театра драмы. Но все это было уже не то… Отраду для израненной души он нашел в почтовых марках, став страстным филателистом. В те годы филателией в стране увлекалось немало известных людей. Марки разных стран будили фантазию, давали возможность хотя бы в мыслях раздвинуть "железный занавес", отделявший СССР от многих государств мира (даже в страны социалистического лагеря выехать могли далеко не все желающие).
В Барнауле среди филателистов тоже хватало знаменитостей. Квин, к примеру, увлекался марками Австрии (после войны служил там в военной комендатуре). Гутчин выбрал Францию. Даже в собирании марок Захарий Борисович оставался прежним - не замыкался на себе, помогал окружающим, опекал молодежь. С большой теплотой его вспоминают многие воспитанники Клуба юного филателиста им. Эрнста Кренкеля, организованного Гутчиным.
Галина Хлопкова побеседовала с Захарием Борисовичем в сентябре 1992 года, в декабре его не стало. Захарий Гутчин многое создал в своей жизни и сформулировал главный завет коллегам: работайте, нельзя останавливаться, с вас многое спросится.
- Каждый выпуск нашего "Колючего экрана" (название говорит само за себя) проходил через постоянные преграды и мытарства. Не дай бог кого-то покритиковать - неприятностей не оберешься. Работа постоянно строилась через преодоление многих рогаток, зачастую дурацких. При этом начальник крайлита всегда мне говорил: "У нас цензуры нет, мы только охраняем военные тайны". Какие тайны?!
Последняя передача из нашей первой студии прошла в августе 1963 года. В новую, совершенно чужую для нас студию на Змеиногорском тракте мы сели всего через два дня. Это стало возможным благодаря необыкновенному коллективизму и влюбленности в свою работу нашего коллектива, - рассказывал "крестный отец алтайского телевидения" в своем первом и последнем телеинтервью.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем